Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Махмутова Лилия Фирдусовна

«Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlya_starshey_gruppy_no11.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель Махмутова Лилия Фирдусовна

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Тип проекта: поисково-исследовательский.

Состав участников: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители.

Срок реализации: 2019-2020 учебный год

Актуальность: В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним... А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Цель проекта: практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта:

  1. создать мини-лабораторию для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности; 
  2. создать максимальные условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  3.  развивать умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;
  4.  расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
  5. формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  6.  учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы;
  7.  развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством; 
  8. развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, возможности радоваться сделанному открытию;
  9.  стимулировать развитие самостоятельности и ответственности;
  10. формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

Ожидаемые результаты:

  1. создание необходимых условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами опытно-экспериментальной деятельности;
  2. сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
  3. проявление познавательного интереса к играм-экспериментам, улучшение речевого развития;
  4. сформированность коммуникативных навыков;
  5. умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщение их по этим признакам;
  6. умение проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.

Организация мини-лаборатории

1. место для постоянной выставки, где дети размещают различные коллекции, редкие предметы (ракушки, камни, кристаллы и т. д.);

2. место для приборов;

3. место для выращивания растений;

4. место для хранения материалов (природного, бросового);

5. место для проведения опытов.

Приборы и оборудование:

  1. альбомы с алгоритмами выполнения опытов, картотека;
  2. журнал для фиксирования результатов;
  3. ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки;
  4. природные материалы: шишки, листья, песок, глина, земля, семена, мох;
  5. бросовые материалы: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
  6. медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы(без игл), мерные ложечки, вата, бинт;
  7. детские халаты, фартуки;
  8. магниты, зеркала, фонарики, увеличительные стёкла;
  9. карточки-подсказки (разрешающие, запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;
  10.  мини-стенд «О чём хочу узнать завтра».

Работа с родителями

  1. Ознакомление родителей с содержанием проекта по опытно-экспериментальной деятельности. Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно-экспериментальной активности детей»;
  2. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Поэкспериментируем!»;
  3. Оформление информационного стенда «Экспериментальная деятельность дошкольника»;
  4. Оборудование мини-лаборатории, сбор атрибутов, создание различных коллекций, гербария;
  5. Фотовыставка «Мы экспериментируем»;
  6. Досуг совместно с родителями и детьми «Вторая жизнь старых вещей»;
  7. Познавательно-развлекательный вечер «Практическая магия».

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной деятельности»;

2. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»;

4. «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»

5. «Неизведанное рядом!»

   

Литература

  1.  Дыбина О.В. – Неизвестное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников.
  2. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.
  4. Программа по опытно-экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологии. Авторская разработка Подгорновой И.Е., Альшанской Т.А., Кайданович С.М.
  5. Марудова Е.В. Ознакомление с окружающим миром. Экспериментирование
  6. Интернет-ресурсы

План

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Экспериментирование «Удивительный песок»

Художественно-эстетическое развитие «Сюрприз для гнома» (рисование песком на стекле)

«Свойства сухого и мокрого песка»

Художественно-эстетическое развитие «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги)

Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

«Почему осенью листья желтеют?»

Исследовательская деятельность «Почему осенью опадают листья?»

Сбор и оформление гербария

Дидактическая игра «Изучаем листья»

Художественное творчество «Пейзаж»

Чтение худ.литературы: М. Пришвин «Поэтические миниатюры об осени», К. Твардовский «Лес осенью», К. Лукашевич «Осень», К. Ушинский «Спор деревьев»

Октябрь

Исследовательская деятельность «Есть ли у растения органы дыхания?»

Памятка: «Береги лес!»

Экспериментирование: «Послушный ветерок», «Бывает ли воздуху холодно»

Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Художественно-эстетическое развитие «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку)

Прогулка «Движение воздуха»

«Как работает термометр»

 «Почему животные впадают в спячку?»

Ноябрь

«Замерзание жидкостей»

«Почему молоко белое?»

«Свойства воды»

«Агрегатное состояние воды»

Художественно-эстетическое развитие «Путешествие капельки» (рисование по мокрому).

Экспериментирование «Когда бывает пар»

Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»

Декабрь

«Твердая вода. Почему не тонут айсберги?»

«Почему снег мягкий?»

«Почему снег блестит?»

«Откуда на окнах морозные узоры?»

«Почему сосульки всегда растут вниз?» 

«Магнит и его свойства. Испытание магнита»

«Притягивает - не притягивает»

«Как достать скрепку из воды, не замочив рук»

«Горнолыжник» (изготовление необычной игрушки из картона, пластилина, скрепки и магнита)

«Почему все падает на землю?»

Январь

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – да!»

«Проверим слух», «Коробочка с секретом»

Дидактические игры: «Узнай по голосу», «Угадай предмет по звуку»

Беседа «Зачем нужно беречь уши»

«Наши помощники – глаза»

Д/и «Узнай по описанию»

Познавательное развитие: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

«Почему человек дышит?»

Февраль

«Солнечные зайчики»

«Как образуется тень»

Перформанс «Театр теней»

Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Экспериментирование «Определение сторон света»

«Забавные фокусы»

«Волшебный шарик», «Волшебники» (с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества)

Март

«Путешествие Капельки»

«Из чего сделаны облака и можно ли потрогать небо?»

Художественно-эстетическое развитие «Волшебная вода» («Красочные брызги»).

«Как образуются лужи?»

«Почему вода в море соленая?»

«Как звери умываются без воды и мыла?»

«Фрукты: как их можно есть?»

«Овощи и фрукты как косметика»

Апрель

«Земля и её место в солнечной системе»

 «Отчего происходит смена дня и ночи»

Подвижная игра «День и ночь»

Просмотр видеоролика о явлениях природы

Развлечение «Путешествие по материкам»

«Как просыпаются деревья весной?»

Май

«Как происходит извержение вулкана?»

Опыт «Извергающийся вулкан»

«Нужен ли корешкам воздух?»

Игра-эксперимент «Растение-насос»

«Где растениям лучше расти»

«На свету и в темноте»

Делаем мыльные пузыри

Рисование мыльными пузырями в нетрадиционной технике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"

Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....

Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"

В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....

Проект по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Куда делся снег?»

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Эксперименты в детском саду позволяют знакомить детей с конкретны...

Проект по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «4 стихии»

Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, развивают мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети уста...

Проект по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Куда делся снег?»

Проект по исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста   «Куда делся снег?»Пояснительная запискаПотребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из...

Проект по изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Мастерская художников»

Самым любимым занятием для детей, является изобразительная деятельность....