Консультация для родителей " Развитие речи детей в условиях билингвизма"
консультация

Гильманова Елена Алексеевна

  Билингвистическое воспитание – очень спорный вопрос. Есть сторонники и противники двуязычного окружения ребенка.  Существует немало споров о том, как влияет знание нескольких языков на психическое развитие и последующую жизнь ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                          детский сад №11 общеразвивающего вида                                                      Кировского района ГО г. Уфа РБ

Консультация для воспитателей

«Развитие речи детей в условиях билингвизма»

                                    Подготовила

учитель-логопед высшей кв. категории

                                             Гильманова Е.А.

Билингвизм — это свободное владение двумя языками одновременно. Двуязычный человек способен попеременно использовать два языка, в зависимости от ситуации и от того, с кем он общается

 Билингвистическое воспитание – очень спорный вопрос. Есть сторонники и противники двуязычного окружения ребенка.  Существует немало споров о том, как влияет знание нескольких языков на психическое развитие и последующую жизнь ребенка. Вопросом детского двуязычия занимались многие исследователи: одни были сторонниками раннего билингвального развития, другие выступали против. Немало было тех, которые утверждали, что билингвизм вреден и даже влечет за собой «психологическую отсталость». Большинство же исследователей выступало за положительное влияние двуязычия.

Как правило, многоязычие формируется у детей в семье. Если языки строго разделены по сферам применения (например, каждый из родителей действует по принципу "одно лицо - один язык" и говорит только на своем языке, или дома говорят на одном языке, а в окружающем мире -- на другом), то смешение как правило небольшое . Ребенок всегда знает, к кому на каком языке адресоваться. Однако если родители употребляют в общении несколько языков или в семье не один ребенок, а несколько, ситуация усложняется. Не все и не всегда знают, к кому и как обратиться, появляется больше смешанных высказываний, в которых присутствуют слова и конструкции и того, и другого языка.

Двуязычие не является препятствием развитию, а наоборот, способствует этому процессу. Тем не менее, специалисты в области детской неврологии, утверждают, что полноценное развитие в условиях билингвизма, возможно только в случае абсолютного  благополучия со стороны нервной системы ребёнка, если же  есть проблемы психического плана, то они будут достаточно ярко проявляться в проблемах речевого развития.

Мы живём в многонациональной Республике, поэтому  вопросы  воспитания двуязычных детей особенно актуальны. К сожалению, статистические данные исследований свидетельствуют о том, что среди детей билингвов имеются определенные особенности речевого развития:

  • позднее овладевают речью. Хотя первые слова могут появиться в пределах нормы, примерно в 1 год, но общий ход речевого развития будет задерживаться ;
  • словарный запас на каждом из языков часто меньше, чем у сверстников, говорящих на одном языке, хотя сумма слов лексикона у такого ребенка может быть больше;
  • при отсутствии систематического обучения, может быть недостаточно усвоена грамматика;
  • могут возникнуть значительные трудности при усвоении письменной речи второго языка;

Кроме этого, дети  развивающиеся в условиях билингвизма чаще страдают речевыми нарушениями.

Проводя ежегодное логопедическое обследование  звуковой стороны речи дошкольников , мы отмечаем,   значительное количество детей  для  которых русский язык не является родным  имеют проблемы в развитии речи. У  детей с билингвизмом достаточно хорошо протекает социальная адаптация к культуре, традициям, отношениям в коллективе. Однако недостаточный уровень понимания русского языка и использования его определяют наличие трудностей.

Для логопедии билингвизм представляет собой особый интерес, так как он нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок на русском языке, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем.  Фактор билингвизма для детей с речевой патологией, является отягощающим, что не может не сказаться на развитии речевой, познавательной, а, следовательно, и образовательной  деятельности .

Считается, что по – настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке, человек может адекватно выразить любую свою мысль. Если же речь полноценно не сформирована ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли и попытки самовыражения терпят неудачу. Это ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения, а в конечном счете страдает личность человека. Степень развития речи неизбежно сказывается на самоощущении ребенка, когда умение высказывать свои мысли и понимать речь окружающих влияет на его место и роль в обществе. У детей могут возникать эмоциональные трудности, которые проявляются в поведении. Частые колебания настроения, плаксивость и повышенная капризность у младших. Неспособность завершить начатое и беспокойство у более старших. Тревожными признаками могут быть как агрессивность и излишняя активность, так и апатия, подавленность и безразличие. Могут возникнуть и проблемы связанные с общением: у детей не формируются социально-коммуникативные навыки из-за недостатка общения. У детей может наблюдаться страх, недоверие к окружающим людям, неуверенность в своих силах, нерешительность. Нарушения в общении могут выражаться в чрезмерной зависимости от мнения окружающих. Могут возникнуть и когнитивные трудности: нарушения памяти, внимания.

Наличие в группе  ребёнка, не владеющим  русским языком  затрудняет организацию педагогического процесса для воспитателя. Всегда сложно мотивировать учебные моменты для детей с разным уровнем подготовленности, а здесь – не просто непонимание того, что происходит, но еще и собственные претензии к тому, что должно происходить. По уровню развития речи детям следует давать задания для 2– 3-летних, хотя им уже по шесть лет, и они хотят таких задач, которые не унижают их достоинств. Тут требуется большое мастерство воспитателя, который должен формулировать задания по одному и тому же наглядному материалу так, чтобы каждый получал их на уровне, соответствующем уровню  его запросов, но в то же время являлся бы посильным.  

Воспитатели отчасти стихийно, отчасти по желанию родителей ставят перед собой задачу как можно скорее обучить детей русскому языку, влить их в коллектив группы, продолжая при этом работать по программе. Они занимаются с новичками индивидуально: многократно показывают, объясняют, рассказывают в практической ситуации, в ходе манипулирования предметами, поясняют на конкретных образцах. Периодически они подходят к ребенку, задают дополнительные вопросы, просят повторить ответы. Одно и то же проговаривается по-многу раз. На самом деле для того, чтобы достичь уровня осознания происходящего на русском языке, нужно потратить несколько лет.

Воспитателю обязательно нужно учитывать, что в его группе есть ребенок или дети с другим языком или языками. Важную роль в воспитании двуязычных детей  отводится  музыке, ведь именно развитие музыкального слуха способствует овладению мелодикой и ритмикой языка, а также общему культурному развитию. Язык музыки не требует перевода, он понятен всем, даже самым маленьким.

Необходимо рассказывать об иной культуре, о странах или районах, где живут люди, говорящие на этом языке, учить вместе с другими детьми слова незнакомого языка, хотя бы приветствия, прощания, выражение благодарности, поздравление с днем рождения (можно просить ребенка сказать так каждый раз,  когда у кого¬то в группе день рождения) и т. п. Ребенку нужно давать возможность иногда выступить на родном языке, надеть на праздник национальный костюм. Хорошо было бы прочитать на языке большинства детей группы в переводе национальные сказки и истории. Вообще, положительное отношение к иной культуре, иным языкам и людям – не таким, как большинство, положительно сказывается на климате, существующем в коллективе детского сада.

Язык, выученный с детства, глубоко "сидит" в человеке, причем, люди часто владеют им на более совершенном уровне, чем языком, выученным искусственно. Второй язык - это всегда рабочий инструмент, потенциал, способ вести более интересный образ жизни. Современный человек, оказавшись за пределами страны, в которой родился, не должен чувствовать себя изолированным от мира "чужаком", неспособным адекватно воспринимать окружающие реалии. Общение с представителями других народов и полноценное восприятие иных культур обогащает личность, наделяет ее большей внутренней свободой, раскрепощенностью и независимостью, а значит, обеспечивает максимум возможностей для жизненного успеха.



Предварительный просмотр:

   

                                                             

Консультация

На тему: « Соматическое здоровье как фактор речевого                       развития ребенка»

 

                                        Подготовила

                                        учитель-логопед                                                                                         Е.А.Гильманова 

 Дошкольный возраст является сензитивным периодом в  развитии речи.           В связи с этим изучение факторов и условий, определяющих речевое  развитие ребенка дошкольного возраста, является весьма необходимым аспектом      современных исследований.

     Ведущую роль в развитии речевой функции имеет состояние  соматического статуса ребенка,  его здоровья в целом.
В последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости, по данным Минздрава РФ, заболеваемость детей всех возрастных групп за последние пять лет значительно возросла. Частота болезней костно-мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой — на 90%, нервной системы и органов чувств — на 35%, системы кровообращения — на 56%, болезней крови и кроветворных органов — на 123%, болезней эндокринной системы — на 90%. Как следствие, возникает необходимость комплексного подхода к формированию здоровья детей.                                                                                                   Известно, что здоровье ребенка закладывается еще во время беременности и напрямую зависит от состояния здоровья матери.  Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушениям маточно-плацентарного кровообращения, к расстройствам питания и к кислородному голоданию плода. Эти факторы влияют на деятельность мозга, а следовательно на формирование речевой деятельности. При внутриутробных поражениях мозга отмечаются наиболее тяжелые речевые нарушения, сочетающиеся как правило с другими дефектами развития ( слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). Они могут наблюдаться при заболевании беременной женщины краснухой, цитомегаловирусной инфекцией, токсоплазмозом, гриппом  и другими вирусными инфекциями. При  этом тяжесть речевых нарушений во многом зависит  от времени поражения мозга во внутриутробном периоде.                                                     Наиболее  тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности. Токсикозы, недоношенность, асфиксия в родах, вредные  привычки  родителей вызывают  отставание в физическом и психическом развитии ребенка.

      В этиологии речевых нарушений определенную роль может сыграть иммунологическая несовместимость крови матери и плода ( по резус фактору и другим показателям). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое  для центральной нервной системы вещество-непрямой билирубин. Под его влиянием  поражаются подкорковые отделы мозг. Слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушениями слуха.   Как известно, при оценке нарушений речи у детей важно учитывать так называемые критические периоды, когда происходит наиболее  интенсивное развитие тех или иных звеньев речевой системы, в связи с чем появляется  повышенная ранимость нервных  механизмов речевой деятельности и риск возникновения нарушений ее функций  даже при воздействии незначительных  факторов. Общая ослабленность  ребенка, связанная с  инфекционным заболеванием  в один   из этих периодов может неблагоприятно  отразиться на его речевом развитии.                                                              

Рассматривая   часто встречающиеся заболевания детей дошкольного возраста и их влияние на речевую деятельность, можно выделить следующие варианты:

-во первых, это дети имеющие патологии нервной системы обусловленные  асфиксией, родовой травмой, внутричерепными кровоизлияниями, недоношенностью плода и т.д. В этих случаях   наблюдается   гибель нервных клеток в речевых зонах головного мозга. Такое воздействие ведет за собой нарушения речи коркового генеза (алалия, дизартрия, заикание, мутизм и др.) В основном  характер нарушений зависит  от времени воздействия и от степени поражения  центральной нервной системы. Задержка развития речи может являться частью общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы. Кроме того, недоношенный или ослабленный ребенок может выглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Речь такого ребенка развита не в соответствии с возрастом , часто он говорит меньше и хуже, чем его сверстники, выявляются также нарушения звукопроизношения, несформированность лексико-грамматических норм, нарушения слоговой структуры и т.д.

- вторая категория-  дети с хроническими очагами инфекций, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями, аллергическими проявлениями, обострениями хронических  заболеваний.                              Особое место среди огромного ряда занимают заболевания ЛОР-органов у детей в частности, часто встречающиеся в наше время аденоиды у детей, которые приводят к нарушению носового дыхания, обильному выделению слизистого секрета, заполняющего носовые ходы и стекающего в носоглотку, хроническому воспалению слизистой оболочки носа. Из-за затрудненного носового дыхания дети постоянно находятся с открытым ртом, сон часто бывает беспокойным и сопровождается громким храпом; дети встают вялыми, апатичными. У дошкольников часто снижается  память и внимание. Аденоиды, закрывая глоточные отверстия слуховых труб, могут вызвать снижение слуха, иногда значительное. Искажается речь, голос теряет звучность и принимает гнусавый оттенок, нарушается фонематическое восприятие, страдает звукопроизносительная система речи. Дети раннего возраста имеют  трудности  в освоении  речи.                                                                   Задержка развития речи может быть вызвана более или менее тяжелым поражением слуха ребенка по причине частых проявлений отитов в дошкольном возрасте. Ребенок, который плохо слышит и, следовательно, плохо понимает речь окружающих его людей, практически всегда имеет те или иные нарушения в звуко-  и словопроизношении, с трудом учится пользоваться собственной речью. Поэтому при любой форме нарушения развития речи у ребенка родителям необходимо обратиться к специалистам, чтобы исключить нарушения слуха  и речи или своевременно заняться их излечением.                                                                                                                      - в-третьих, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки, сколиотическая осанка, сколиоз) в разные возрастные периоды дошкольного детства. Сегодня  большой процент дошкольников страдает нарушениями осанки в той или иной степени, что обусловлено рядом факторов: экологическая обстановка, общее  физическое состояние организма, социальная ситуация развития ребенка.  В результате  искривления позвоночника нарушается венозный отток крови  к различным системам организма в том числе и головному мозгу, нарушается питание центральной нервной системы. Что в обязательном порядке отражается на речевой  деятельности: в таких случаях могут проявляться нарушения тонуса артикуляционного аппапрата, искажения в произношении различных звуков, недостаток развития лексико-грамматической  стороны речи, и другие нарушения, зависящие от степени поражения нервной системы и его влияния на речевые зоны головного мозга.  Любое из заболеваний может являться либо выражением, либо непосредственным следствием сколиотической болезни. Можно вкратце перечислить — отставание в росте и развитии, частая заболеваемость, затруднения в учебе из-за обеднения мозгового кровотока, отсюда же неврозы, плохой сон, пресловутый «синдром хронической усталости», головные боли, проблемы дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой систем.

Частые соматические  создают  особую социальную ситуацию развития ребенка. Как показывают исследования психологов, такие дети становятся жертвой  социальных условий  создаваемых болезнью. Из-за постоянных пропусков детского сада у этих детей нет определенного статуса в группе сверстников, они испытывают трудности  в нахождении контакта  с другими  детьми, испытывают ряд комплексов, связанных со своей личностью. Такая психотравмирующя ситуация влечет за собой проблемы в нервно-психического характера, что в обязательном случае отражается на состоянии речевой деятельности ребенка. По наблюдениям речь таких детей отличается несформированностью  произносительных навыков , нарушением слоговой структуры, недостаточной сформированностью фонематического слуха, бедностью словаря, ограниченностью речевого высказывания.  В итоге речь часто болеющих детей (к концу дошкольного возраста) в целом лексически и грамматически оформлена, но присутствуют ошибки звукопроизношения, связная речь часто непоследовательна, нелогична, хотя и эмоционально выразительна. Речевое развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (на всех этапах дошкольного детства) характеризуется низким уровнем развития лексического и особенно грамматического строя, имеет недостаточную связность и выразительность. Кроме того, факты из практики логопедов показывают , что речь соматически ослабленного ребёнка сложнее и дольше поддаётся коррекции .

Кроме того, в медицинской психологии утверждено мнение,  что соматическое здоровье ребенка неразрывно связано с его психологическим благополучием, поэтому отдельную группу занимает категория детей имеющих психосамотическую природу болезней,   которая приобретает большую и большую распространенность. Психосоматические соотношения это проблема не сегодняшнего дня и не только медицинская и социальная проблема. В широком смысле этого слова – это проблема существования человека. По существу, психосоматические расстройства - это большой круг расстройств, объединяющие в себе и депрессивные расстройства с соматическими нарушениями, и различные психические расстройства, включающие, в той или иной мере, соматические, которые, на каком-то этапе заболевания, преобладают и расцениваются как просто соматические без связи или в связи с психическими нарушениями. В настоящее время их число достигает 40—68% от числа обратившихся за помощью к педиатрам. По мнению ее медиков , единственной причиной возникновения психосоматических заболеваний (язвы желудка, бронхиальной астмы, гипертонической болезни и др.) является переживание психотравмирующей ситуации.

Таким образом остро возникает необходимость комплексного медико-психолого-педагогического  воздействия  в целях профилактики  детских болезний, выработки  стратегии  психологической поддержки часто болеющих детей, пропаганды здорового образа жизни среди  родителей Коррекция речевого развития соматически больных детей должна осуществляться путем обогащения их индивидуального опыта новыми знаниями о своих силах и психофизиологических возможностях на пути преодоления болезни; оптимизации взаимоотношений окружающих взрослых с детьми; организации целенаправленных занятий по развитию всех компонентов речевого высказывания.


                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста непринужденно в домашних условиях»

Помощь родителям , как можно развивать речь, интелект детей раннего возраста в домашних условиях ....

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи"

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических ...

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи"

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада"

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада"...