Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи"
консультация (младшая группа)

Чупина Елизавета Владимировна

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей. Одним из негативных факторов, влияющих на речевую функцию является некомпетентность родителей по проблемам становления речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_raz_rechi.docx847.31 КБ

Предварительный просмотр:

http://345-games.ru/wp-content/uploads/2013/11/tvorcheskie-zanyatiya.jpg

Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем: 

  • поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;http://planetadetstva.net/wp-content/uploads/2011/10/575998-225x300.jpg
  • в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;
  • загадать загадку и найти отгадку;
  • поискать приметы времени года;
  • познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;
  • прочитать стихотворение, вспомнить песенку;
  • поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?»«Найди дерево по описанию», и т. д.

Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. http://122012.imgbb.ru/user/82/829173/1/b4a5ea21bdd12cd2f938718f0ce26e11.jpg

Стихи, сказки, рассказы которые вы читаете ребёнку, должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело!

  • Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз.
  • Учите с детьми стихи, потешки,  загадки наизусть.
  • Спрашивайте, о чём говорится, что происходит с главными героями.
  • Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию. Передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

Как сделать чтение книжек ребёнку более полезным и интересным? Для этого нужно, чтобы ребёнок активно участвовал в этом процессе. Как это сделать?

  • Задавайте вопросы. Книжные герои могут помочь малышам развивать умения понимать и наблюдать. Во время чтения задавайте им различные вопросы, например: «Если бы Алёнушке с Иванушкой пришлось идти за водичкой на гору, как ты думаешь, какой бы высоты могла быть эта гора: как огромный дом или маленькая, как муравейник?» «Какого цвета у них было ведёрко?».
  • Озвучьте рассказ. Придумайте вместе с ребёнком, какие звуки присутствуют в сказке, и воспроизведите их. Представьте, как завывает ветер в зимнем лесу, как звучит весенняя капель, как разговаривают птицы и звери.
  • Изобразите прочитанное литературное произведение. Если вашему ребёнку наскучило чтение, попросите его изобразить прочитанное. Пусть он, например, покажет, как Машенька примеряла стульчики по росту в сказке о трёх медведях или как дед тащил репку.
  • Отступайте от рассказа. Попробуйте прочитать несколько строчек или страниц известной ребёнку сказки или рассказа, а потом попросите его придумать продолжение, тем самым вы стимулируете воображение ребёнка, а также помогаете расширить словарный запас и научиться принимать решения в различных ситуациях.
  • Загадайте загадки по сказкам.

Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. 
(Теремок)

Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь –

Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? 
(Волк и семеро козлят)

Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. 
( Репка)

Добрый доктор говорит:
– Побеждаем мы бронхит
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! 
( Айболит)

  • В хорошо знакомые сказки можно и поиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги – ребенок будет рад любому варианту. http://www.pinetka.com/resize/242/327/a/uploads/section/be2fd04c15f856eaa670ae73129992fd.jpg

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. 

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Многие специалисты считают, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». http://stolicadetstva.com/images/text/31561b0b0b2bc57d29d675b3b5694029.jpg

                               http://www.xn--7-7sbjgaczasgn5bc9lva.xn--p1ai/uploads/1/5/0/5/15054812/5059697.jpg?431

Апельсин.

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. 
(Сжимают и разжимают пальцы        обеих рук в кулаки)
Эта долька — для ежа.
Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра. 
(По очереди загибают пальцы, начиная с большого)
А для волка — кожура. 
(Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)

Он сердит на нас — беда;
Разбегайтесь – Кто куда! 
(Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)

Дом и ворота.

На поляне дом стоит, (Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук)
Ну, а к дому путь закрыт. 
(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем, 
(Развернуть ладони параллельно друг другу)
И в тот домик приглашаем. 
(Изобразить крышу дома)

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. 

Артикуляционная гимнастика

«Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок - цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

«Сердитый индюк» Пусть ребёнок вообразит себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.

Можно сделать массаж язычку:

  • «покусываем язычок»,
  • «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
  • расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры. 

Игры на звукопроизношение

Речевая игра «Вьюга» (показать картинку, на которой нарисована вьюга)

«Вьюга начинается» — ребёнок тихо говорит «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» — говорит громче. По сигналу — «вьюга кончается» говорит тише; по сигналу «вьюга кончилась» — замолкает.

Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса, произносит звук «С-С-С…».

Использование чистоговорок

«да-да-да – в огороде лебеда»,
«ду-ду-ду – растут яблоки в саду»,
«ша-ша-ша – принесли домой ерша»
«ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту»

«жа-жа-жа – есть иголки у ежа»
«чи-чи-чи – прилетели к нам грачи»
«жу-жу-жу – я на солнышке лежу».

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

  • Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное * говорить медленно, ясно и громко.
  • Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
  • Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
  • Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
  • Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.

         – Что это? (Кто это?)

                – Какого цвета?

                – Что есть у зайки? (Что это у зайки?)

                – Как можно назвать зайку?

                – Что можно с ним делать?

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику. Желаем успехов!

http://stotysyhc.ru/wp-content/uploads/2014/04/517_0197.jpg                           http://nashimalyshki.com/wp-content/uploads/2013/04/Udivitel-ny-j-plastilinovy-j-mir-glazami-rebenka.jpg

           http://i0.wp.com/gubdaily.ru/wp-content/uploads/2012/05/0_5213a_5a947eb7_XL.jpg            http://4.bp.blogspot.com/-3XhnU_J2KVc/U7MZRgY-E5I/AAAAAAAAAaw/cU-URjnb8y8/s1600/%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B+%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B8.jpg

                                    http://libkem.su/images/joomlart/demo/vzroslye_2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская встреча. Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет в условиях семьи и детского сада».

Об условиях и факторах , способствующих развитию речи малышей....

Консультация для родителей по организации развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.

Цель: расширить знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми.Задачи: познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком; расширять степень...

Консультация для родителей на тему "Развитие речи детей 4-5 лет в условиях семьи и детского сада"

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способ...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи"

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических ...

Консультация для родителей «Развиваем речь детей 6-7 лет в условиях семьи»

laquo;Развиваем речь детей 6-7 лет в условиях семьи»...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада"

Консультация для родителей "Развитие речи детей 3-4 лет в условиях семьи и детского сада"...