составление подборки лексических игр и упражнений, словесных дидактических игр
материал (подготовительная группа)
Методическая разработка практического занятия
Тема: составление подборки лексических игр и упражнений, словесных дидактических игр
Цель: подборки лексических игр и упражнений; словесных дидактических игр
Задачи:
- Составление подборки лексических игр и упражнений;
- Составление подборки словесных дидактических игр;
- Расширение и активизация словаря;
- Формировать умения подбирать речевые игры.
- формировать умения оценивать свою педагогическую деятельность и работу других;
- развивать речь, наблюдательность, воображение;
Тип: практическое занятие.
Методы: беседа, объяснение, видео метод.
Оборудование: презентация, наглядные пособия.
Вопросы для повторения пройденного материала:
а) Пассивный словарный запас – это все слова и выражения, которые вы узнаете в тексте, но не можете использовать в речи. Пассивный словарь, как правило, довольно объемный (намного больше активного) – за счет пассивного словаря человек узнает слово в тексте или в аудиоматериале, но не использует его в речи. Вот почему студенты практически всегда понимают намного больше, чем могут реально выразить на языке.
б) Активный словарь – это все те слова и выражения, которые вы активно используете в речи. То есть это тот словарный запас, которым вы можете свободно оперировать в речи. Активный словарный запас значительно меньше пассивного, и все изучающие иностранный язык, справедливо стараются увеличить свой активный словарный запас.
Порядок выполнения задания:
Для расширения и активизации словаря используют речевые игры и упражнения, дидактические игры.
1. Речевые игры и упражнения.
Учить не значит садиться за стол и вести себя, как на уроке; речь идет о том, чтобы показывать ребенку и делать вместе с ним то, чем вы занимаетесь в повседневной жизни.
- Игровое упражнение «Кто? Что?»
Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»
Например: сказка Ш.Перро «Золушка», "Репка" и т.д.
Кто: девочка, сестры, мачеха, фея, принц, мышата, кони, кучер и т.д.
Что: дом, метла, карета, туфелька и т.д.
2.Игра «Кто больше?»
- Кто больше назовет слов на звук (букву) М
- Кто больше подберет слов на заданную тему, например «Мебель»
3.Игровое упражнение «Отгадки-загадки»
- Узнай предмет по описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
- Лохматый, косолапый….
- Голодный, серый, злой….
- Яркое, теплое…
- Серый, маленький, колючий…
4.Игровое упражнение «Кто как ест?»
Кошка лакает молоко. Собака ..грызет кость. Корова жует.. сено. Курица .клюет зерно и т.д.
Вариант: «Кто или что плавает? Летает?»-
Рыба, листья, самолет, бабочка и т.д.
5. Игровое упражнение «Путаница»
Из каких слов образовались:
ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы
ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни
РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла
ЧЕСЛУК – чеснок и лук
РЕПУСТА – репа и капуста
Помоги разобраться.
6.Игровое упражнение «Слова-неприятели»
Упражняться в подборе слов-антонимов.
День – ночь
Утро -…
Зима - …
Друг - …
Добро - …
Войти -…
Ложиться -…
Говорить - …
Смеяться - …
Слон большой, а комар…
Камень тяжелый, а пушинка…
7. Игровое упражнение «Слова – приятели»
Упражнять в подборе слов – синонимов
Здание – дом
Конь -…
Приятель -…
Идти -…
Глядеть -…
Смелый -…
Крошечный -…
8.Игровое упражнение «На что похоже?»
Предлагает детям подобрать похожие слова (сравнения)
Белый снег похож на…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
9.Игровое упражнение:
Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: кнопка (дети должны ответить)
1) для прикрепления бумаги к доске;
2) можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
3) сдать в металлолом;
4) провести маленький круг
5) положить на стол и т.д.
Гвоздь - … , ботинок -…, шнурок - …
10.Игровое упражнение «Найти лишний предмет»
Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы
Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
11.Игровое упражнение: Догадайтесь, каким будет четвертое слово (смысловые ряды)
Гвоздь – молоток, шуруп -…
Дом – крыша, книга - …
Птица – яйцо, растение - …
Хорошо – лучше, медленно - …
Школа – обучение, больница -…
Человек – ребенок, собака - …
Пальто – пуговица, ботинок - …
12. Игровое упражнение «Новые слова»
У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая;
У мальчика длинные ноги - длинноногий
13.Игровое упражнение «Закончи предложение»
Миша пошел гулять (когда?)…
Мише стало грустно (отчего?)…
Миша обрадовался (когда?)…
14.Игра « Кто больше запомнит, что из чего сделано?
Дети по памяти называют металлические, бумажные, пластмассовые предметы.
За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше кружков.
Вывод: Все предложенные дидактические игры и упражнения способствуют формированию словаря, а также развитию речевых навыков.
Д/З: разработать наглядное пособие игра: «Четвертый лишний».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rrechi.docx | 68.21 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесно - дидактический материал по Лексической теме "Деревья"
Данный материал включает в себя подобранные по лексической теме: комплекс дидактических игр; упражнения по развитию дыхания, мимических мышц, по развитию артикуляционной, мелкой...
Индивидуальный план для работы с ребенком, с Синдромом Дауна. План составлен на весь учебный год. Материал составлен по лексическим темам, подоброны игры и упражнения.
Цель: Развивать понимание обращенной речи, навыков продуктивного взаимодействия, самообслуживание, расширение и активизация словарного запаса, развитие познавательной деятельности.МесяцЗадачиСодержани...
Подборка словесных дидактических игр
Подборка дидактических игр расчитана на возраст детей от 3- до 7 лет. Используется для развития речи и для индивидуальной работы с детьми....
Подборка словесно-дидактических игр по теме: «Осень»
Тема "Игры"...
Подборка речевых игр и упражнений по лексической теме «Перелетные птицы»
Подборка речевых то и упражнений для старших дошкольников...
Подборка словесно-дидактических игр по теме: «Осень» (средняя группа)
В картотеке дидактических игр на тему "ОСЕНЬ" представлены игры: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»;образование множ...