Словесно - дидактический материал по Лексической теме "Деревья"
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Данный материал включает в себя подобранные по лексической теме: комплекс дидактических игр; упражнения по развитию дыхания, мимических мышц, по развитию артикуляционной, мелкой и общей моторики; стихи для заучивания наизусть, загадки, скороговорки, пословицы; тексты для пересказа. Дидактические игры и упражнения помогут детям, имеющим речевые нарушения преодолеть трудности в овладении грамматическим строем русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словесно - дидактический материал для воспитателей логопедических групп | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Деревья»
Развитие мимических мышц
«Дуб»
Дуб дождя и ветра изображаем смелое выражение лица
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу изображаем страх
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени изображаем радость
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый, изображаем гордость
Значит, закаленный.
Массаж (самомассаж) лица
Солнышко проснулось, Поглаживающие движения
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Ходит пальчик по дорожке: Зигзагообразные движения
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Будут розовые щечки:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Дождик, дождик, веселей Постукивающие движения
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Солнышко проснулось, Поглаживающие движения
Лобика коснулось,
Лучиками провело,
И погладило, и погладило.
Развитие речевого дыхания
Игра «Наклоны»
Ход игры Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх - глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед - полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит (руки вперед вверх),
Клювом дятел дуб долбит (руки вниз назад).
Тук, тук, тук, тук, тук, тук (руки вперед, вверх),
Пауков найдет он тут (руки вниз назад).
Развитие артикуляционной моторики
Наш забавный язычок
Щелк-щелк, щелк-щелк.
(Щелкают языком.)
Зубки чистим мы умело,
Вправо-влево, вправо-влево.
(Закрывают рот, двигают языком в разные стороны, упираясь то в правую, то в левую щеку.)
Мы нисколько не устали,
Вверх и вниз им двигать стали.
(Высовывают язычок, двигают вверх и вниз.)
Словно пчелки, пожужжали: Ж-ж-ж!
Как машина, зафырчали: Р-р-р!
Как лошадка, вскачь пустились.
(Издаются цокающие звуки.)
Вовремя остановились!
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Задача: развивать мелкую моторику.
1,2,3,4,5 будем
Листья собирать:
Листья березы, Загибают пальцы, начиная с большого.
Листья рябины,
Листья клена,
Хвоинки ели,
Листья дуба мы соберем,
Букет милой мамочке мы отнесем. Шагают по столу средним и большим
пальцем.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Задача: развивать мелкую моторику.
Ветер по лису летал, плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, загибают по одному пальцу на обеих руках,
Вот кленовый, начиная с большого.
Вот рябиновый резной,
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки спокойно укладывают ладони на стол.
Ветер бросил на тропинку.
Речь с движением «Деревце»
Задача: развивать общую моторику.
Дует ветер нам в лицо, перед лицом машут ладонями
Закачалось деревцо, руки вверх, покачивая
Ветерок все тише, тише, приседают медленно
Деревцо все выше, выше. поднимаются
Клен, качаясь, засыпает, покачиваемся
Птенчиков в гнезде качает.
Чтобы клен скорей заснул,
Ветер на него подул.
Речь с движением «Дождик»
Задача: развивать общую моторику.
К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу.
Скачет дождик по дорожке. Ритмичные приседания в кругу
В лужице – смотри, смотри! –
Он пускает пузыри.
Стали мокрыми деревья, Руки вверх, потряхиваем кистями
Стали мокрыми кусты. Наклон, потряхиваем кистями.
Мокрый, серый воробей Выпрямились, руки вдоль тела, потряхиваем
Сушит перышки скорей. Кистями.
Словесно-дидактические игры:
1. Веселый счет «1-3-5»
Задача: упражнять в согласовании существительных с числительными.
Сосчитай деревья, называя их. Одина березка. Три липы. 5 дубов. Один каштановый листик…
2. «Чей лист?»
Задача: упражнять в умении образовывать названия листьев от прозвучавших слов. Пополнять словарный запас по лексической теме.
Лист осины – осиновый, березы – …, дуба – …, рябины –…, тополя – …, каштана - …,
Ветка ели – еловая, ветка сосны – …, ветка кедра - … и т.д.
3. «Четвертый лишний»
Задача: развивать мышление, внимание.
Липа, рябина, ель, береза.
Каштан, тополь , липа, жимолость.
Сосна, груша, яблоня, вишня.
Кедр, лиственница, рябина, сосна.
4. «Закончи предложение
Задача: упражнять в правильном подборе слов.
Летом многие деревья засохли, потому что…
В лесу было много поваленных деревьев, потому что…
Дерево загорелось, потому что…
В засушливое лето не было пожаров, потому что…
С деревьев стали опадать листья, потому что…
На деревьях появились почки, потому что…
Деревья стали голые потому, что…
В еловом лесу темно, и гулять трудно, потому что…
Посаженное маленькое деревце так и не выросло, потому что…
Леса считают «легкими нашей планеты», потому что…
Каждый прохожий останавливается у куста сирени, потому что…
Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в перчатках, потому, что…
5. «Раздели на слоги»
Задача: упражнять в умении определять количество слогов в слове.
О – си - на, бе-ре-за, ель, ря – би – на и др.
6. «Шаг вперед»
Задача: развивать мышление, закреплять умение называть лиственные и хвойные деревья.
Ребенок, делая шаг, называет дерево. Выигрывает тот, кто больше назовет деревьев и пройдет дальше всех. (2-3 игрока)
7. «Назови слово ласково»
Задача: упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательной формы.
Ствол, ветка, почка, лесник, береза, липа, рябина.
8. «Что умеют?»
Задача: упражнять в умении согласовывать существительные и глаголы в В.п. Пополнять словарный запас по лексической теме.
Семена – расти, деревья –цвести, плоды – зреть, листья – распускаться, зеленеть, шуметь, шелестеть, желтеть, сохнуть, опадать, сохнуть, лететь, осыпаться, ложиться, ветки - качаться, гнуться.
9. «Где листок?»
Задача: учить ориентироваться в пространстве, закреплять употребление предлогов.
Справа, слева, вверху, внизу, на, под, около и т.д.
10. «Назови похожие слова»
Задача: упражнять в умении называть родственные слова.
Лист (листок, листочек, лиственный, листья, листопад).
Дерево (деревце, деревья, деревянный).
Куст (кустик, кусты, кустистый, кустарник).
Ветка (веточка, ветки, ветвистый).
Береза (березка, березонька, березовый, подберезовик).
Дуб (дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубы).
Ель (елка, елочка, ельник, еловый).
12. «О каком дереве говорю?»
Задача: учить по некоторым признакам отгадывать дерево.
Белоствольная …береза.
Красные ягоды у … рябины.
Длинные, тонкие, свисающие ветки у… ивы.
Колючие хвоинки у …елки.
Резные листья у… клена.
Сердцевидные листья у… липы.
Зубчатые листья у… березы.
Волнистые листья у… дуба.
13. «Назови лес, в который ты попал»
Задача: упражнять в умении определять и называть лес по признаку произрастания в нем деревьев.
Лес, в котором растут одни березы – березовая роща.
Лес, в котором растут одни дубы – дубрава.
Лес, в котором растут одни осины – осиновая роща.
Лес, в котором растут одни ели - ельник
Лес, в котором растут одни сосны бор.
Лес, в котором растут разные деревья – смешанный лес
14. «Укрась слово»
Задача: упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительным.
Береза ( какая?): стройная, тонкая, белоствольная, светолюбивая, кудрявая.
Дуб: могучий, крепкий, нарядный, дремучий, ветвистый, большой.
Рябина: стройная, тонкая, изящная, зеленая, цветущая.
Ель: высокая, пушистая, колючая, морозоустойчивая, неприхотливая, хвойная. Голубая, зеленая.
15. «Объясни поговорки»
Нет рябины - и осень не осень!
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Дерево скоро сажают, да не скоро плоды собирают.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Загадки:
Летом вырастают, зимой опадают.
(Листья)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане.
(Береза)
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
(Липа)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончике ветвей,
Много-много желудей.
(Дуб)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вылез.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
На этом дереве
Летом снег.
Вызывает это смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополь, пух)
Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер-дождевик,
У него же сразу листья
Покраснеют в тот же миг.
(Клен)
Листья, как твоя ладонь,
Пальцы растопырены.
Белых свечек по весне
Видимо-невидимо.
(Каштан)
Что же это за девица?
Не швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
Живет больше ста лет,
Но не дуб.
(Кедр)
Стихотворения:
Рябина
Красненькую ягодку мне дала рябина,
Думал я, что сладкая, а она, как хина.
Может эта ягодка просто не дозрела,
Иль рябина хитрая,
Подшутить хотела.
Береза
Береза в белом сарафане
Весною водит хоровод.
Звенит сережками так нежно
И птичек в гости всех зовет.
Раскроет свои руки-ветки,
Опустит ветки-пальцы вниз,
Подставит солнышку листочки,
Чтоб лучик на ветвях повис.
Осинка
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…
Дайте осинке
Пальто и ботинки.
Елка
Вырастала елка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Скороговорка: У елки иголки колки.
Елка, елка, елочка!
Колючая иголочка.
Считалки:
На лапках у елок
Тысяча иголок.
Если хочешь, – посчитай,
А не хочешь, - убегай!
1,2,3,4,5 – будем листья собирать.
Лист дубовый, лист кленовый,
Лист осиновый, лиловый.
А вот это лист ирги,
Коль не веришь, то беги!
Чтение, ответы на вопросы, пересказ
ЛЕС ОСЕНЬЮ
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
По Г. Скребицкому и В. Чаплиной
Вопросы:
- О каком времени года говорится в рассказе?
- Какого цвета лес был летом?
- Какого цвета стали березки и клены осенью?
- Какого цвета стали осины осенью?
- Какие деревья не изменили своего цвета?
- Как кружатся листья в воздухе?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к лексическим темам
материал поможет подготовиться к занятиям....
Дидактический материал по лексической теме "Деревья"
Подборка дидактических игр и художественного слова по лексической теме "Деревья"...
Дидактический материал по лексической теме "ДЕРЕВЬЯ"
Подборка словесных игр, загадок, сказок по лексической теме "Деревья"...
Дидактический материал по лексической теме "Школа" в детском саду.
Данный материал включает в себя подборку стихотворений, загадок, художественной литератуы, подвижных и дидактических игр конспектов занятий по лексической теме "Школа"....
Дидактический материал по лексической теме "Космос"
Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме "Космос"...
Дидактический материал к лексической теме "Наш детский сад"
Данный материал представляет собой подбоку стихотворений, загадок, физминуток, дидактичеких игр по лексической теме "Наш детский сад"...
Словесные – дидактические игры по лексической теме «ОСЕНЬ»
Словесные дидактические игры играют важную роль в умственном воспитании дошкольников. Они помогают решать познавательные задачи, формировать слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, пов...