"В гостях у Байкала"
проект (старшая группа)
Проект содержит, как исследовательский, так и игровой компонент .Осуществляет постепенный переход от игр - забав к учебно - познавательской деятельности. У детей обобщаем и закрепляем представления о круговороте воды в природе. Развиваем поисковую деятельность. Учим детей наблюдать, сравнивать, запоминать, экспериментировать. Воспитываем желание оберегать и создавать красивое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 95.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема.
Проект «В гостях у Байкала» в старшей группе Воспитатель: Перевозникова О.Н.
С целью формирования познавательных эмоций, развития любознательности, мы вводим в практику работы с детьми особый тип игр – занятий, в основу которых положены элементы экспериментирования. Такие занятия подводят ребенка к познанию объективных реалий окружающего мира, физическую природу, которых он будет познавать в школе, а пока – только наблюдения, накопление практического опыта жизни в окружающем мире, воспитание познавательных интересов и добрых чувств.
Игры – занятия с элементами экспериментирования содержат как исследовательский, так и игровой компоненты. И осуществляют постепенный переход от игр– забав к учебно– познавательской деятельности. Они бесценны для развития наблюдательности, которая является начальным и доступным методом исследования. Именно наблюдательность способствует развитию внимания и внимательности, вызывает желание находить новое в знакомом. Примечать новизну в окружающем мире. Я считаю, что знакомство детей с окружающим миром, с природными объектами лучше всего проводить в проектной деятельности, применяя игры- занятия.
С одним из физических явлений – круговорот воды в природе – я решила познакомить детей через этот проект.
Проблема проекта.
Обмеление водоемов в результате испарения воды с поверхности. Может ли случиться такое, что в озере не останется воды.
Цель.
Обобщить и закреплять представления детей о круговороте воды в природе.
Задачи.
- Развивать поисковую деятельность детей.
- Формировать познавательный интерес к окружающему миру и познавательную активность, желание узнавать новое.
- Учить наблюдать, сравнивать, запоминать, экспериментировать; свои впечатления выражать словами, переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло.
- Воспитывать желание оберегать и создавать красивое, обогащать впечатления ребенка поэтическими и музыкальными произведениями.
Предварительная работа.
- Совместная работа детей и родителей: подбор информации о реках, впадающих в озеро Байкал, об обитателях озера, используя разные источники (книги, альбомы, компьютер, фотографии, рассказы взрослых).
- Анкетирование среди родителей: «Родной край. Озеро Байкал»
- «Рыбы Байкала» - иллюстрации, рассказы, сказки о характерных особенностях. Их ценности и уникальности (сбор информации).
- Аппликация «Рыбы озера Байкал»
- Рисование» Байкальский пейзаж»
- Занятия в лаборатории с проведением опытов:
- «Пар – это вода»;
- «Куда исчезла вода»;
- «Вода – жидкость?»;
- «Какого цвета водичка?»;
- «Есть ли у воды температура?;
- «Как вода исчезает?»;
- «Как очистить воду?»;
- «Чем пахнет вода?».
- Беседа по рисунку –схеме «Движение воды под землей».
- Работа с географической картой Бурятии.
- Чтение произведений «Легенда о Байкале и Ангаре», «Омулёвая бочка».
- Просмотр видеофильмов, мультфильма «Капитошка», альбомов, наборов открыток о Байкале.
- Разучивание стихов о Байкале.
- Наблюдения в природе (дождь, тучи, лужи, облака, испарение воды).
- Знакомство с правилами по охране природы.
- Чтение «Сказка о Капельке» Т.Адамовского., ДВ №7, 2005 г.,стр.41.
- Разучивание игры «Капелька».
Материал и оборудование.
- «Байкал» - полотно голубого цвета.
- Имитация берега Байкала (камни, деревья, поваленное дерево).
- Макет озера «Байкал» с желобами – реками.
- Ленточки голубого и сенного цвета разной длины и ширины (реки).
- Плоскостное изображение Байкала.
- Прозрачная кастрюля с кипящей водой.
- Воронка с песком, бутылка – лейка, емкость, для сбора воды.
- Баночки с водой на каждого ребенка.
- Географическая карта Бурятии.
- Схема «движение воды под землей».
Ход проекта.
- Постановка проблемы. Вхождение в игровую ситуацию.
Практическую работу по проекту планируется провести в музыкальном зале, где все готово для проведения эксперимента. Воспитатель, организуя детей в игровой комнате, предлагает им поиграть в любимые игры в зале. При входе в зал дети слышат голос:
Голос: «Здравствуйте, дорогие ребята. Я – батюшка Байкал. Приглашаю вас отдохнуть на моем берегу».
(Воспитатель благодарит Байкал и вместе с детьми принимают его приглашение, располагаются не «берегу» озера).
Воспитатель: посмотрите какое озеро спокойное, одна волна медленно двигается за другой. Волны шепчут друг другу «Шу-ш-ш-ш-ш-шу» (дети вместе с педагогом показывают рукам движение волн, голосом имитируют их шум, «рисуют в воздухе» плавное движение волн). Озорной ветерок подлетел к озеру и стал на него дуть. Улыбнулось озеро и поприветствовало его: « Чух-чух-чу». Прекрасный наступает день. «Уфффф,ффффы», - рассмеялся ветерок и полетел над озером (дети повторяют звуки за воспитателем. Солнце выглянуло из-за горизонта, потянулось, умыло глаза, рот, щеки. Взяло расческу и привело в порядок золотые волосы – лучики. Они распрямились, ярко засияли. Солнышко глотнуло свежий воздух и улыбнулось всем. Вот и мы с вами улыбнемся солнышку и друг другу. Озеро и солнце стало играть: солнышко кидало в озеро лучики, а озеро отправляло свои капельки вверх, к солнышку.
(Полет капелек в воздух озвучивается игрой на металлофоне).
Воспитатель: Полетели капельки! Одна, другая…сколько много! А озеро то меньше стало (уменьшает «озеро»). Солнышко все ярче! Новые капельки улетают на небо! А озеро все меньше…(снова уменьшает «озеро»).
Голос (за ширмой): О-о-ох! А воды все меньше и меньше. Скоро совсем не останется воды в Байкале. Где же будем жить мы – рыбы?
(Воспитатель подводит детей к проблеме: действительно, может случиться такое, что воды в озере не останется? Дети высказываю свое мнение).
ПРОБЛЕМА: Обмелеет ли Байкал?
Воспитатель делает паузу в диалоге с детьми. Дается возможность детям осмыслить ситуацию, важность вопроса, способы разрешения проблемы.
- Обсуждение проблемы, принятие задачи.
Воспитатель (выслушав мнения детей) предлагает: вы много знаете о свойствах воды. Ее поведении в природе. Я тоже кое-что знаю. Давайте вместе попробуем найти ответ на этот вопрос, используя наши знания. Мы проведем с вами опыты, которые помогут нам.
(Воспитатель вместе с детьми рассматривает макет озера. Синяя линия показывает уровень воды в «озере». Измениться ли он?)
- Работа над проектом.
Опыт 1.
Внимание детей сосредотачивается на кастрюле с кипящей водой.
Воспитатель( приподнимает крышку, дети видят пар): Что происходит? (мнения детей). Воспитатель (подводит итог рассуждения детей): Капельки поднимаются к небу. Образуются тучи. Туча тяжелая, она важно плывет по небу .Вдруг, она натолкнулась на ветер. Он ударил тучу в бок. Туча обиделась, заплакала и пошел дождь. (Воспитатель еще раз встряхивает капли с крышки).
С дождем возвращается вода в озеро.
Физ.минутка. Танец «Капельки» (музыка и слова Е.Гомоновой).
Кап-кап-кап,кап-кап-кап,
Тучки собираются. (Стоя встряхивают кистями рук).
Кап-кап-кап,кап-кап-кап,
Дождик начинается. (Кружатся). Вот на землю капельки,
Капельки упали. (Присаживаются).
Воспитатель: Да, действительно, дождь попадает не только в озеро, но и на землю, на деревья, на крыши домов. А куда потом девается вода? Все ведь становится сухим. (Мнения детей).Кроме того, что вода в виде капелек поднимается в воздух (испарение воды), она еще уходит в землю. А под землей с водой происходит то же самое, что и на земле:
Капельки соединяются, становятся ручейками. (Бег в колонне по одному).
Встретились ручейки и стали большой рекой. (Бег парами).
Текла, текла река и попала в большое озеро.
(Дети встают в круг).
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим. Что же происходит на самом деле ( дети садятся на стульчики)
Опыт 2.
Подземные реки принесли свою воду в озеро
Воспитатель: Уровень воды стал выше отметки. Это подземные реки принесли воду. А что вы можете сказать о реках на земле, которые впадают в озеро Байкал?
(Рассказы детей – результат совместной поисковой деятельности с родителями).
Воспитатель: Да, триста рек, больших и малых, впадают в озеро Байкал. Каждая река несет свою воду в озеро. Вы даже представить себе не можете, как это много. ( Воспитатель показывает
«речки» - связанные крючком цепочки голубого и синего цвета разной длины и толщины). Вот здесь ровно триста рек. Много? Вот сколько воды подарят реки Байкалу.
(Дети раскладывают «реки» вокруг «озера».Кто затрудняется, обратитесь к физической карте озера Байкал и посмотрите).
Опыт 3.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим. Как это происходит. ( Подходят к макету «озера». Дети вливают воду в желоба-русла реки- расположенные по периметру «озера»).Отмечаем уровень воды. Что скажите? Да, уровень воды стал выше.
Это наземные реки принесли свою воду в озеро Байкал.
Воспитатель: Работу мы закончили. Что мы ответим рыбам? (мнения, предложения детей). Да, действительно, не может случиться такого. Что воды в озере не останется. Рыбы, которые живут в озере Байкал, могут спокойно жить и плавать. Озеро не обмелеет. Но, нужно беречь то, что мы имеем. Нельзя загрязнять озеро, нельзя мыть машины рядом с Байкалом и выбрасывать мусор на берег. И тогда Байкал будет могучим, богатым, величественным, красивым! Сможем пить его чистую и светлую воду, и любоваться его красотой.
Ребенок рассказывает стихотворение:
Человек, запомни навсегда: Символ жизни на земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
- Презентация.
Дети готовят к презентации альбом «Рыбы Байкала»: вкладывают в альбом «портреты» рыб, водных обитателей озера, стихи, рисунки, приметы.
Воспитатель: Красивый альбом получился, а главное полезный. Теперь мы хорошо будем знать, какие рыбы живут в Байкале (перелистывает альбом). Вот омуль, а вот окунь…А вот эта рыба как называется? (Осетр). А знаете, что это очень ценная рыба? Ее икра очень вкусная, ее любят во всем мире. Поэтому, нужно, чтобы осетр всегда оставался в озере, чтобы его было много. Его охраняют, нельзя много его ловить. Осетр занесен в Красную книгу.
1. Постановка новой проблемы.
Воспитатель: Вы слышали что-нибудь о красной книге? Для чего она нужна? (Предположения детей). Узнайте у родителей о Красной книге, о том, какие животные и растения нашей республики оказались в ней. А затем мы с вами сделаем свою Красную книгу. В ней мы поместим растения и животных, которых мы уже знаем и с которыми еще познакомимся. Запишем пословицы и приметы. И поместим эту книгу в уголок Бурятии.
Воспитатель поздравляет детей с окончанием работы и благодарит за хорошую работу над проектом. Вручает каждому ребенку значок «Живая капелька».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по теме «Серебристое богатство Байкала. Ластоногий символ Байкала»
Занятие составлено с учетом новых ФГТ. Основной формой организации выбрана игровая деятельность – ряд дидактических игр, каждая из которых была направлена на решение определенных зад...
Конспект НОД «В гости к жителям Байкала»
Тип занятия:- комбинированное (закрепление имеющихся у детей представлений и знаний; формирование новых представлений),- интегрированное (интеграция познавательной и продуктивной деятельности (х...
Конспект НОД по НРК теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал» (ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)
Конспект открытого занятия по теме: «Часть нашей Малой Родины –озеро Байкал»(ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО БАЙКАЛА)...
Календарный план недели "Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала"
Мой край. Уникальность озера Байкал. Ветры Байкала.(подготовительная группа)П.С: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале. Продолжать формировать пред...
Презентация "Байкал. Символ Байкала: Байкальская нерпа"
Презентация поможит познакомить детей с уникальным объектом природы, всемирным наследием человечества - озером Байкал....
Познавательное занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала".
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме "Байкал. Эндемики Байкала"...