Дополнительная образовательная программа для детей4-5 лет "Сказка"
рабочая программа (средняя группа)
Дополнительная общеобразовательная программа по театрализованной деятельности для детей 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovateleaya_programma.doc | 284.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МДОАУ «Детский сад № 107 «Маячок» г. Орск Протокол № __ от _____2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОАУ Детский сад № 107 «Маячок» г. Орск Н.А. Нарышкина____________ Приказ № _____ от _______2020 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности
«Сказка»
(обучение основам актерского мастерства).
на 2020-2021 учебный год.
Возраст детей 4-5 лет
Срок реализации 1 год
(С 07.09.2020 г. по 31.05.2021 г.)
Автор – составитель:
Ст. воспитатель
Василюк Е.В.
Орск, 2020 год
Содержание программы
I. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи реализации Программы | 4 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 6 |
1.4. | Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся | 6 |
1.5 | Планируемые результаты освоения Программы | 7 |
1.6 | Структура занятий | 8 |
II. | Содержательный раздел Программы | 9 |
2.1. | Календарно – тематическое планирование по программе | 9 |
III. | Организационный раздел Программы | |
3.1. | Этапы реализации программы | 20 |
3.2. | Материально-технического обеспечения Программы | 21 |
3.3. | Литература | |
IV | Приложение | |
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная программа позволяет раскрыть ребенку ми театра, который позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, реализовать творческие навыки и создавать свой собственный мир.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем, не только в обычном разговоре, но и публично.
Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т. д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Настоящая программа описывает курс обучения театрализованной деятельностью детей на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.
Актуальность программы:
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.
Новизна программы:
В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми слова, жесты, интонацию голоса. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности, научить детей самому придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства.
Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я думаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.
1.2.Цель и задачи реализации Программы.
Цель программы: Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа.
Задачи программы
- Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.
- Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.
- Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.
- Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
- Формирование умения концентрировать внимание.
- Поощрение желания участвовать в импровизациях.
- Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх.
- Развитие желания выступать перед зрителями.
1.3.Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в ее основу заложены основные принципы и подходы:
Принципы отбора содержания и реализации программы:
Процесс обучения по данной программе строится на общедидактических и специфических принципах: систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному») обучения.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одаренными детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Программа реализуется через посещение театральных занятий.
Основными методами реализации данной программы:
-словесные: беседа, рассказ, чтение художественной литературы;
-наглядные: просмотр видеофильмов, иллюстраций;
-практические: игровой метод, метод театрализации, метод эмоциональной драматургии.
1.4.Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
В дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего художественно - эстетического развития ребенка. Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
От 4 до 5 лет.
У детей развивается произвольное внимание, память, речь становится более самостоятельно и выразительно, движения более координированы. Что позволяет ребенку самостоятельно исполнить свою роль, взаимодействуя с участниками инсценировки. Возможен подбор материала для инсценировок не только потешек, маленьких песенок, стихов, но и сказки.
1.5.Планируемые результаты освоения Программы.
Согласно пункта 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с подгруппой обучающихся».
Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, мониторинга. В результате кружковой работы обучающиеся расширят свои знания о театре:
- назначение театра;
- о деятельности работников театра;
- виды театров;
- виды и жанры театрального искусства: музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада.
- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
- воплощать свои замыслы, собственными силами и организуя деятельность других детей;
- контролировать внимание;
- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;
- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;
- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.
Обучающиеся будут иметь представление:
- о сценическом движении;
- о выразительном исполнении с помощью мимики, жестов, движений;
- об оформлении спектакля (декорации, костюмы).
Дети будут владеть навыками:
- культурного поведения в театре;
- определения состояния персонажа по схематическим рисункам;
- подбора собственных выразительных жестов;
- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;
- произнесения небольших монологов;
- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.
1.6.Структура занятия.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, занятий по 20 минут (два раз в неделю).
Форма обучения – очная. Ведущей формой организации обучения обучающихся МДОАУ является занятие. Форма организации занятий – групповая Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы будут использоваться аудиозаписи с музыкой, так же будут проводиться физкультминутки. Начиная работу по театрализации, следует начать с освоения детьми основных приемов и техники безопасности.
Структура занятия:
-подготовка к занятию (установка на работу);
-повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений);
-введение в новую тему;
-практическая часть.
II.Содержательный раздел Программы
Календарно-тематическое планирование.
Для детей от 4 до 5 лет
Сентябрь
Название | Задачи | Материал и оборудование | Краткий план |
Кончилось лето | Собрать детей вместе после летнего перерыва; порадоваться теплой встрече; активизировать слуховое восприятие; учить разыгрывать знакомую сказку в настольном театре; учить входить в роль. | Неболь-шой мяч; волшеб-ный мешочек; фанерные фигурки театра к русской народной сказке «Колобок»; элементы костюма колобка. | Беседа о лете. Игра «Воспоминание о лете». Игра – разминка «Познакомимся» Игра – спектакль «Колобок» Игра «Встреча с колобком». |
Долгий вечерок | Приобщить детей к народной традиции; познакомить со сказкой «Кочеток и курочка»; заинтересовать детей театром картинок; учить запоминать сказку; развивать воображение детей. | Декорации русской избы; русские народные костюмы (для детей и взрослых). | Дети приходят в гости к Марье. Театр картинок «Кочеток и курочка». |
На озере | Порадовать детей эмоционально - игровой ситуацией, вызвать желание играть; учить выступать в ролях перед сверстниками; побуждать к двигательной импровизации; учить, выразительно произносить стихотворный текст, действовать с воображаемыми предметами. | Удочки, ведра, кепки в народном стиле для рыбаков, платочек для хозяйки; шапочки кота; шапочки ершей; муляж рыбы ерша. | Путешествие на «озеро». Игра «Поймаем рыбку». Сценка «Рыбаки». Игра – хоровод «Ерши – малыши». |
В нашем саду | Дать представление об урожае плодов в саду; побуждать детей к самовыражению в художественных образах; развивать артистические способности и двигательную активность детей; познакомить со сказкой «Фруктовый спор»; учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Декорации фруктового сада (деревья: яблони, груши, сливы, вишни, виноград); корзина. | Путешествие в «осенний сад». Игра «В нашем саду». Прослушивание сказки «Фруктовый спор». Беседа по сказке. |
Октябрь
Овощной базар | Вовлечь в игровой сюжет; учить взаимодействовать с партнёром в сюжетно - ролевой игре; учить выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи. | Корзины с овощами для украшения стола; шапочки овощей для игры (лук, помидоры, свекла, капуста); | Беседа об урожае. Игра «Продавцы - покупатели». Игра хороводная «Веселый огород». |
За орехами | Побуждать детей включаться в предложенный игровой образ; учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей; взаимодействовать в играх-драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли. | Декорации: берег, озеро, дерево. Элементы костюмов для участни-ков сказки: курочка, кочеток, козы, хозяйка, свинья, волк. | Путешествие на «озеро». Настрой на игру. Хоровод – игра «Во поле орешина». Игра – драматизация по сказке «Кочеток и курочка». |
Улетели птицы вдаль | Учить детей выразительно играть роли в небольших сценках; учить взаимодействию в ролевой игре; развивать воображение детей в этюдах; вызывать эмоциональный отклик на музыкальные образы; познакомить со сказкой; учить понимать нравственную сторону поступков. | Шапочки птиц (утка, скворец); музыкаль-ные записи (крик птиц, музыка полета); куклы перчаточного театра. | Этюд «Журавли улетели». Сценка «Птицы прощаются». Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались». Беседа. |
Игра в спектакль | Приобщить детей к драматизации; способствовать свободному пересказу знакомой сказки; учить готовить самостоятельно все необходимое для своего спектакля; учить партнерскому взаимодействию; воспитывать чувство коллективизма. | Подруч-ные средства для импрови–зирован-ного спектакля; мягкая игрушка гусь. | Беседа. Подготовка к спектаклю – импровизации. Проведение спектакля. Игра «Гуси лебеди». Пляска под музыку. |
Ноябрь
Утки - беленькие грудки | Учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации. | Шапочки утят; костюм хозяйки; герои сказок (для викторины); театр картинок. | В гости в деревню. Игра – разминка «Веселые утята». Игра – этюд «Утята сушатся на солнышке». Этюд «Хозяйка и утки». Викторина по сказкам. |
Сказки лесного пня | Развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить выражать свои фантазии в словах; настраивать на игровой сюжет; учить, внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии; учить четкости произношения в скороговорках. | Музыкальные записи (осенние пейзажи); ворох осенних листьев (искусственных); пень, куклы театра бибабо (девочка дедушка, бабушка, две подружки, медведь, волк, лиса). | Прогулка по «осеннему лесу». Настрой на двигательную импровизацию. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и леса». |
Девочка в лесу | Развивать воображение детей; учить отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки; вовлекать в игровой сюжет; учить вступать в ролевой диалог с партнёром; учить | Мягкая игрушка лиса; кукла в народном костюме; шапочки для подвижной игры (лиса, волк, медведь). | Сюрпризный момент. Беседа по сказке «Девочка и лиса». Игра – разминка «Аленушка и звери». Рисование по сказке «Девочка и лиса». |
Ставим спектакль | Научить детей оборудовать место для театрализованной игры; приобщать к творческой работе (осуждать замысел, атрибуты и др.); учить действовать фанерными фигурками, показывать при помощи интонации настроение героя; развивать речевые способности; учить выразительности исполнения роли. | Декорации для настоль-ного театра (деревья, кусты, домик); фигурки персона -жей: девочка, бабушка, дедушка, лиса, волк, медведь. | Сюрпризный момент с медведем. Этюд «Как медведя рассмешить». Игра в театр «Девочка и лиса». Беседа по сказке. |
Декабрь
Зимние забавы | Создать атмосферу волшебства, сказочности; учить детей придумывать игровые ситуации; развивать творческое воображение детей; порадовать и увлечь детей игровой ситуацией. | Декорации зимнего леса; костюмы снежинок, зимы, зайцев, лисичек; пальчико-вый театр (лиса и заяц). | Приглашение в зимний лес. Двигательная импровизация «Лыжники» Гимнастика «Чистим дорожки». Пальчиковая театрализованная игра «Зайчик и лиса». Хороводная игра «Пляшут звери на опушке». |
Прогулка с куклами | Развивать воображение детей, учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями; побуждать эмоционально, отзываться на игру, входить в предлагаемые обстоятельства. | Одежда, санки для кукол; снеговик (из поролона). | Прогулка в «зимний парк». Сценка «Мастерица». Разминка. Игра с куклами. Этюд «Получился снеговик». Хороводная – игра «Смешной снеговик». |
Сказка из сундучка | Познакомить детей с новой сказкой; учить, внимательно слушать ее; пробудить желание обыгрывать понравившуюся сказку в пластических этюдах; прививать умения выразительно двигаться. | Сундучок сказок; костюм сказочницы. | Сказочница приглашает детей в комнату сказок. Рассказывание сказки о том, как лисенок ждал зиму. Этюды на выразительность пластики и эмоции.
|
В гости елочка пришла | Вовлечь детей в эмоциональную игровую ситуацию; учить ролевому воплощению; создавать условия для эмоционального проживания в роли; развивать эстетический вкус; включать в разыгрывание сюжетов. | Игрушки для елки: фонарики, хлопушки, часы; шапочки зверей. | Приглашение в гости к елочке. Игра – презентация «Игрушки для елочки». Игра возле елки «Елочный хоровод». |
Январь
Ярмарочная площадь | Приобщить детей к русской народной культуре; вовлечь в фольклорное действие; побуждать к импровизации; учить разыгрывать сценки; вызывать эмоциональный отклик детей. | Оборудо-вание для комнаты: лавки, столы, украшение шитьем и т. д.; атрибуты для торговли товарами (глиняные фигурки людей и животных, деревян-ные сундучки, шкатулки и др.); костюмы для ведущей. | Путешествие на ярмарку. Игра «Покупай товар». Игра – импровизация «Реклама товара». Инсценировка рус.нар. песни «Русская зима?». |
Приключение в лесу | Пробудить интерес детей к разыгрыванию знакомой сказки; научить выражать свои эмоции в настольном театре мягкой игрушки; учить играть спектакль, не заучивая специально текс; развивать музыкальность детей, учить эмоционально реагировать на музыку. | Декорации к сказке про лисенка: деревья, кусты для настоль-ного театра); куклы и мягкие игрушки для театра. | Сюрпризный момент. Беседа и спектакль в настольном театре «Сказка о том, как лисенок ждал зиму». Игра «Кто в домике живет?». Хоровод «С нами пляшут звери». |
Растем здоровыми и крепкими | Призывать к здоровому образу жизни; научить детей импровизировать в сюжетно-ролевой игре; учить обустраивать место игры; дать представление о работе врача; учить вступать в ролевой диалог; стимулировать двигательную активность детей. | Наборы медицинс-ких инстру-ментов; мишки и куклы для ролей больных. | Беседа о здоровье куклы. Сюжетно – ролевая игра «В медицинском кабинете». Сценка «В медицинском кабинете. Игра – разминка «На зарядку». |
Играем впрофессии | Дать детям элементарное представление о профессиях; воспитывать уважение к людям труда; дать нравственные ориентиры в профессиональных качествах (хороший повар- плохой повар); побуждать у включению в игру-импровизацию. | Атрибуты для сюжетно-ролевой игры (в поваров, в парикмахеров, в швею); костюмы повара, швеи, парикмахера. | Беседа о профессиях. Игра в повара. Игра в парикмахера. Игра в мастера по пошиву одежды. Игра в профессии. |
Февраль
Спешим на представ-ление | Вовлечь детей в сюжетно - игровую ситуацию; познакомить со сказкой; учить, внимательно смотреть и слушать сказку; приобщать детей к русской народной традиции; порадовать детей. | Атрибуты и декорации для сказки: домики ледяной и лубяной, коса, куклы бибабо(матрешка, петрушка, лиса, собака, медведь, петушок, заяц) | Беседа о театре. Инсценировка «Смех да веселье». Игра со зрителем «Это все мои друзья». Частушки. Рус.нар. сказка «Заюшкина избушка». (театр бибабо). Беседа по сказке. |
Сундук, откройся | Пробуждать ассоциации детей; учить вживаться в художественный образ; увлечь игровой ситуацией; учить вступать во взаимодействие с партнером. | Сундучок; атрибуты к отрывкам из сказок; куклы и игрушки - герои сказок (Аленушка, зайка, лисенок); костюмы сказочницы для взрослого. | Викторина по сказкам. Инсценировка «Аленушка помогает по дому». Этюда на выразительные эмоции и движения. |
Тайны лесовичка | Вовлечь детей в театрализованную игру; пробудить положительное эмоциональное отношение к театру банок; побуждать к выразительности в этюдах; активизировать двигательную активность в игре. | Музыкальные записи(на тему: «Пение птиц», «Морозная погода»); куклы баночного театра(волк и заяц) и декорации (елки); шапочки шишек (для детей); костюм старика - лесовичка (взрослый). | Путешествие в «зимний лес». Этюды «Распеваемся вместе с птицами». Сценка «Волк и заяц». Танец – игра «Шишковяк». |
Зимовье зверей | Познакомить детей с новой русской народной сказкой; приобщить к словесному народному творчеству; вовлечь в игровую, нравственную ситуацию; будить воображение при помощи театра картинок; пробудить эмоциональный отклик у детей. | Атрибуты к театру картинок (бык, баран, свинья, кот, петух). | Приглашение в театр. Спектакль в театре картинок «Зимовье». Игра – импровизация «Кто как кричит». |
Март
Живой уголок | Вовлечь детей в игровой сюжет; учить вступать в диалог, вести сюжетную канву; приобщать к фольклорным жанром; учить разыгрывать потешки. | Атрибуты и игрушки из живого уголка (черепаш-ки и бассейн для нее, кролик, хомячок, лиса). | Приглашение в «живой уголок». Загадка о черепахе. Сказка на фланелеграфе «Как искали черепаху». Загадка. Диалог с лисой. Скороговорки. |
Кто стучится в дверь ко мне? | Познакомить детей с работой почты; дать представление о профессиях работников почты; побудить к сюжетно- ролевой игре; включать в ролевой диалог; развивать образную речь | Элементы костюма почталь-она. Атрибуты для игры в почту (конверты, бланки, телеграммы). | Сюрпризный момент с почтальоном. Ролевые диалоги с почтальоном. Сказка «Почта». Игра «Письма из разных стран». |
Апрель
Морская игра | Создать игровую ситуацию, развивать самостоятельность в игре; создавать эмоционально-положительный фон игры; разбудить творческую активность детей. | Игрушки, шапочки капитана. | Беседа о том, что видели на улице. Потешка «Солнышко». Рус.нар. прибаутка «Ходит Ваня». Игра «Кораблик». Игра «Смелей, капитан!» |
Потешный ларчик | Приобщить детей к русской национальной традиции; учить чувствовать выразительность произведений малых фольклорных форм; учить, эмоционально - двигательно проживать роль; дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек; вовлечь детей в игровую ситуацию. | Декорации в русском народном стиле; записи народной музыки; Петрушки (бибабо); театраль-ные шапочки (или костюмы) для выступающих детей. | Театр Петрушки «Петрушки – пересмешники». Потешка «Тили – бом!». Потешка «Мышку по воду послали». |
Веселые карусели | Побуждать детей к двигательной импровизации; добиваться мышечной, двигательной свободы при исполнении роли; образа; давать примерные образцы воплощения роли. | Игра «Карусели». Игра – импровизация «Карусельные игрушки». | |
За город | Вовлечь детей в игры - импровизации; развивать воображение детей, учить воплощать роль; учить отражать в ролевом поведении характер героя; учить отражать образ в музыкальной импровизации. | Шапочки жучков, пчел, птиц, бабочек, медведя; игрушка жук. | Дети «поехали» на автобусе в загород. Игра «Журавлики». Инсценировка «Жучок». Этюд – импровизация «Обитатели полянки». |
Май
«Кто сказал «Мяу»?» | Вызвать положительный настрой на театрализованную игру. | Игрушки, маски животных: котенка, щенка, петуха, мышонка, собаки. | Рассказ сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Просмотр иллюстраций к сказке. Изображение голосов животных. |
А кто как говорит? | Учить внимательно, вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету. | Игрушки, маски животных: котенка, щенка, петуха, мышонка, собаки. | Разговор о сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». Раздача ролей. Изображение мимики, голосов животных. Разучивание песни «мы друзья». |
«Не вы ли «мяу-мяу» говорили?» | Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету, характеризовать героев; сообща вместе с воспитателем пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации. | Костюмы животных (всех героев сказки). | Пробная репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?». Упражнение в интонировании диалогов. Разучивание песни «мы друзья». |
«Где же «мяу» нам сыскать?» | Учить настраиваться детей, на полноценную игру, без остановок и замечаний. Воспитывать чувство такта. | Костюмы к сказке В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?». | Показ сказки В.Сутеева «Кто сказал «мяу»?» внутри театральной студии. Обсуждение показанной сказки. |
1. Этапы реализации программы.
Образовательная деятельность в рамках Программы рассчитана на 1 год обучения для детей 4-5 лет. Обучение дошкольников театрализованной деятельности проходит поэтапно. На каждом занятии навыки театральной игры дети осваивают и закрепляют через игровую деятельность. Объяснения для детей сопровождаются показом и выполнением взрослым необходимых действий. Известно, что в дошкольном возрасте в воспитании ребёнка доминирующую роль играют зрительные образы, поэтому любое словесное объяснение сопровождается наглядным показом взрослого и многократным повторением упражнений. Обучение состоит из трёх этапов: начального, углубленного разучивания и совершенствования навыков театральной игры.
Этап начального обучения.
На этом этапе дети учатся простейшим навыкам театральной деятельности. Изображают звуки животных, осваивают инсценировку маленьких стихотворений.
Этап углубленного разучивания.
На этом этапе дети активно знакомятся с разными видами театра. Действия детей принимают направленный и осознанный характер. Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием техники выполнения.
Этап закрепления и совершенствования.
Это этап закрепления полученных знаний, умений и навыков театральной игры. Этап совершенствования театрализованной деятельности можно считать завершённым, когда дети начнут свободно использовать все навыки игры в театре (использование мимики, жестов, выражения голоса).
3.2. Материально-технического обеспечения Программы
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого обучаещегося.
Материально-технического обеспечение:
- Режиссёрские игры с пальчиковым, настольным, стендовым театром, на рукавичках;
- Различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
- Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
- Атрибуты для различных игровых занятий: театральный реквизит, грим, декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал;
- Картотека мультфильмов и сказок;
- «Детская библиотека»;
- Костюмы для спектаклей;
- Наглядные пособия (картинки, схемы - модули);
- Картотека дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок;
- Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям;
- Музыкальный центр.
3.3. Литература
1.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. ТЦ Сфера 2006.
2. Голубовский Б. Г. «Путь к спектаклю». М.2004г.
Распопов А. Г. «Какие бывают театры?». Школьная пресса 2011г.
3. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников». М.2007г.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр». М.; просвещение 2004 г.
5. Е. В. Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи. М. 2012г.
6. Лыкова И. А. «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.2012г.
7. Лыкова И. А. «театр на пальчиках» М. 2012г.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М.2001г.
9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Дошкольное воспитание 2004г.
10. Сорокина Н. Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий».
11. Театральные занятия для детей 5-9лет «Игры для развития эмоций и творческих способностей». С - П.:2011г.
12. Улашенко Н. Б. «Организация театральной деятельности». Г. Волгоград 2009г.
13. Шорыгина Т.А. «Праздники в детском саду». – М. ТЦ Сфера, 2010.
14. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». Для занятий с детьми 4-5 лет». Мозаика-Синтез, 2008.
15. Ярыгина О. Г. «Мастерская сказок». М.2010г.
IV. Приложение
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития театральных способностей.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности:
- Высокий уровень: 3 балла
- Средний уровень: 2 балла
- Низкий уровень: 1 балл
Диагностика уровня знаний и умений по театрализованной деятельности.
Основы театральной культуры | ||
Низкий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл |
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре. | Интересуется театральной деятельностью. | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре. |
Называет различные виды театра, знает, из различия может охарактеризовать театральные профессии. | Использует свои знания в театрализованной деятельности. | Затрудняется назвать различные виды театра. |
Речевая культура | ||
Низкий уровень: 1 балл | Средний уровень: 2 балла | Высокий уровень: 3 балла |
Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание. | Понимает главную идею литературного произведения. | Понимает содержание произведения. |
Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев. | Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев. | Различает главных и второстепенных героев. |
Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета. | Затрудняется выделить единицы сюжета. |
Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи. | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). | Пересказывает произведение с помощью педагога. |
Эмоционально – образное развитие | ||
Низкий уровень: 1 балл | Средний уровень: 2 балла | Высокий уровень: 3 балла |
Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства выразительности. | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности. | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. |
Навыки кукловождения | ||
Низкий уровень: 1 балл | Средний уровень: 2 балла | Высокий уровень: 3 балла |
Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. | Владеет элементарными навыками кукловождения. |
Музыкальное развитие | ||
Низкий уровень: 1 балл | Средний уровень: 2 балла | Высокий уровень: 3 балла |
Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы. | Передает в свободных пластических движениях характер музыки. | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки. |
Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета. | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом. | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом. |
Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле. | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец. | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Московсковский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным и дополнительным образовательным программам в 2017/2018 учебном году
Материал для воспитателей...
Дополнительная образовательная программа художественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка ») разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального автономного дошкольного образовательно
Дополнительная образовательная программахудожественной направленности для детей дошкольного возраста (2- 4 лет) (кружок « Капитошка »)разработана ...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста (с 6-7 лет) (кружок «Умка») разработана с учётом Основной образовательной программы МАДОУ ЦРР - д/с "Теремок"
Дополнительная образовательная программадля детей дошкольного возраста (с 6-7 лет)(кружок «Умка»)разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального автономного дошкольно...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....