Кружок "Волшебный комочек" для детей4- 5 лет
рабочая программа (средняя группа)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю
заведующий МАДОУ
детский сад № 5 г. Туймазы
_______ Н. А. Бурашникова
Пр. № 54 от «17» 09 2021г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Волшебный комочек» для детей 4 - 5лет
Направленность: Художественная
Срок реализации: 1 год
Составил:
воспитатель
Миннуллина Г. И.
Туймазы, 2021г.
Оглавление
Введение
I Целевой раздел
- Направленность ДОП ………………………………………………….. …………….. 3
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………. ... 4
- Цель и задачи…………………………………………………………………………. . .5
- Отличительные особенности ДОП от уже существующих образовательных программ…………………………………………………..… ………………………………… .5
- Возраст детей, участвующих в реализации ДОП…………….………………...…… 6
- Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы)……………………………………………………. ………..…………… ………….. ….6
- Формы и режим кружка…………………………………………….………………... . 6
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…………………………………………………... ………………………. …7
- Формы подведения итогов реализации ДОП ……….…………… …………..…….. 7
- Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план ДОП……………………………………………………….7
- Календарно – тематическое планирование ……………………………………..……..8
- Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение ДОП ……………….……….………...…..13
- Список использованной литературы ………………………………………..…. ……13
Введение
Настоящая дополнительная образовательная программа (далее ДОП) разработана в целях оказания дополнительной образовательной услуги детям 4 – 5 лет.
ДОП кружка «Волшебный комочек» относится к игровым технологиям, является средством развития творческих способностей детей.
1. Целевой раздел
Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье.
В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием.
Делать изделия из соленого теста – модно, оригинально и дешево. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, приносят в наш мир чувства уюта и умиротворения.
Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то, что по сравнению с пластилином, соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку.
- Направленность ДОП
ДОП кружка «Волшебный комочек» относится к организованной образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Её направленность – художественное творчество, осуществляется в интеграции с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».
В данной ДОП учтены концептуальные положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
- Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (не в ступил в силу).
- Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (Протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеева.
- Основная образовательная программа МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы.
В основе обучения – индивидуальный подход, учитывающий интересы ребенка, его задатки. Работа с детьми строится на основе сотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка и рассчитана на детей 4 – 5 лет.
1.2.Новизна, актуальность
Новизна программы состоит в том, что она создает условия для развития познавательных и психических процессов. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Актуальность. Создание программы дополнительного кружка «Волшебный комочек» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобразительной деятельности лепкой из солёного теста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель кружковой работы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Основные задачи:
Образовательные:
- овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства
– лепка из теста;
- формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
- развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
- воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
1.4.Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Отличительной особенностью программы является:
1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.
- приучать детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
- приучать детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию рук.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
3. Постепенное усложнение программного материала.
4.Групповой характер освоения программного материала.
Образовательный процесс строится на следующих принципах:
Принцип доступности:
- учёт возраста, индивидуальных особенностей;
- индивидуализация образования;
Принцип последовательности:
- изучение и овладение материалом идет от простого к сложному, то есть виды заданий и работ усложняются в зависимости от совершенствования умений и навыков.
- изучение новых тем опирается на знания, приобретенные детьми в процессе изучения предыдущего материала (от близкого к далекому).
Принцип научности:
- включение в содержание программы доступных для детей понятий и терминов.
Принцип наглядности:
- широкое использование наглядных пособий, дидактического материала, художественной литературы.
Принцип развивающего обучения:
- обучение опережает развитие (зона ближайшего развития).
Соблюдение принципов развивающего обучения позволяет каждому ребенку чувствовать успех в любой сфере деятельности, что ведет к формированию позитивного «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- Возраст детей, участвующих в реализации ДОП
Программа кружка «Волшебный комочек» рассчитана для детей: 4–5 лет.
1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы)
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный комочек» рассчитана на один учебный год с 01.октября по 25 апреля.
Этапы реализации ДОП
Подготовительный этап (педагогическая деятельность):
- Подбор, изучение литературы по тестопластике.
- Выявление интереса и представлений детей о соленом тесте.
- Обобщение полученной информации.
- Составление плана, занятий, этюдов, физминуток, пальчиковых игр для детей 4 – 5 лет.
Основной этап:
– подбор материалов для занятий (Бусы, природ. материалы, семена и т.д.) и инструментов для использования на занятиях по лепке с учетом индивидуальных особенностей развития детей;
– знакомство детей с соленым тестом и его свойствами.
Заключительный этап:
– Подведение итогов, вручение грамот
- Оформление выставки работ детей.
- Формы и режим кружка
Возраст детей | Время занятия | Количество занятий в неделю | Количество в год |
4 – 5 лет |
20 мин. |
1 |
28 |
Формы: групповые и индивидуальные.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Дошкольники к концу учебного года должны знать:
1. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;
2. Приёмы работы с соленым тестом;
3. Способы сушки готовых изделий;
4. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста;
5. Правила техники безопасности;
6. Художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.
А так же у детей:
9. Развиваются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
10. Развиваются тактильные чувства пальцев. Через тактильные ощущения дети знакомятся с разными материалами, их свойствами.
11. В интересной игровой форме обогащается словарь детей.
1.9.Формы подведения итогов реализации ДОП
Текущий мониторинг | Промежуточный мониторинг | Итоговый мониторинг |
Наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий | Изготовление поделок к праздникам | Итоговая выставка детских работ |
Организация фотовыставок | Размещение фото и видео на сайте дошкольного учреждения | Отчет педагога о проделанной работе |
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план ДОП
№ | Разделы | Всего занятий |
1. | Вводные занятия | 2 |
2. | Лепка и раскрашивание поделок из теста | 25 |
7. | Итоговое занятие. | 1 |
| Итого: | 28 |
2.2. Календарно-тематическое планирование
Октябрь
1 З А Н Я Т И Е
| Тема: Знакомство с солёным тестом. Цель: Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста. Материал: Солёное тесто, эмалированная чашка, мука, соль, вода. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Секреты работы с соленым тестом Цель: Познакомить детей со способами окрашивания изделий из соленого теста и предложить попробовать овладеть ими и как правильно высушить изделие. Материал: Солёное тесто, пищевой краситель. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Яблоки и груши» Цель: Формировать умения лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре «Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика, перец. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками яблок и груш. ЦЕЛЬ: Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточки. |
Ноябрь
1 З А Н Я Т И Е
| Тема: Осенние листочки. Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать листочки по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Материал: Соленое тесто, березовый, кленовый или дубовый листья, или шаблоны листьев, нож, кисточка, вода. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками листочки. Цель: Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Материал: краски, образцы осенних листочков. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: Декоративная тарелка «Роза». Цель: Учить из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. Материал: Солёное тесто, стеки, толстый картон.
|
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке. Материал: Краски «Гуашь», тарелка.
|
Декабрь
1 З А Н Я Т И Е
| Тема: «Снеговики». Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. Материал: солёное тесто, шарф, шапка, фольга. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками «Снеговики». Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточка. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Нарядная ёлочка» Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками « Нарядная ёлочка». Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти.
|
Январь
1 З А Н Я Т И Е
| Тема: «Дед Мороз». Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды. Развлечь детей. Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели, трафарет. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз». Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Пингвины на льдине». Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность. Материал: Солёное тесто, фольга, пенопласт. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине». Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей. |
Февраль
1 З А Н Я Т И Е
| Тема: «Кружка для папы». Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материал: Солёное тесто. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками кружки для папы. Цель: Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Собачка Жучка». Цель: Продолжать учить детей лепить животных, используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти. Воспитывать интерес к работе, творческое воображение. Дополнять работу, угощая собачку косточкой. Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: «Рамка для собачки». Цель: Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой. Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки. Прививать любовь животным, желание помогать им. Материал: Цветное солёное тесто, стека.
|
Март
1 З А Н Я Т И Е
| Тема: «Корзина с цветами». Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим. Материал: Соленое тесто - коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов. Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком (баллончик). Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия, Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Мышки на сыре». Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. Материал: Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста). |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками « Мышки на сыре». Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета.
|
Апрель
1 З А Н Я Т И Е | Тема: Медвежонок. Цель: Учить составлять фигурку медвежонка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать зубочистки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. Материал: соленое тесто, зубочистки, стек. |
2 З А Н Я Т И Е
| Тема: Раскрашивание медвежонка. Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Материал: краски, кисточка.
|
3 З А Н Я Т И Е
| Тема: «Подковка на счастье». Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Подведение итогов. Цель: вспомнить с детьми о проделанных работах, просмотреть работы детей, выделить самые лучшие работы, вручить детям грамоты.
|
- Организационный раздел
- Материально- техническое обеспечение ДОП
- Мука пшеничная, ржаная, соль;
- Пищевые красители;
- Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
- Бросовый материал;
- Природный материал;
- Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер,…
- Клеёнки, досточки для лепки;
- Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
- Стеки разной формы, тычки;
- Формы для выдавливания;
- Салфетки для рук;
- Стаканчики для воды;
- Цветная гуашь;
- Кисточки разной толщины;
- Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия
- Список литературы
1.Чаянова Г.Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
2.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». –М., 1995г.
3.Хоменко В.А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007г.
4.Хананова И.Н. «Соленое тесто» - М., 2006г.
5.Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
6.И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
7.«Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
8.М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_volshebnyy_komochek_vosstanovlen.docx | 47.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Утверждаю
заведующий МАДОУ
детский сад № 5 г. Туймазы
_______ Н. А. Бурашникова
Пр. № 54 от «17» 09 2021г.
Дополнительная образовательная программа
кружка «Волшебный комочек» для детей 4 - 5лет
Направленность: Художественная
Срок реализации: 1 год
Составил:
воспитатель
Миннуллина Г. И.
Туймазы, 2021г.
Оглавление
Введение
I Целевой раздел
- Направленность ДОП ………………………………………………….. …………….. 3
- Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………………………. ... 4
- Цель и задачи…………………………………………………………………………. . .5
- Отличительные особенности ДОП от уже существующих образовательных программ…………………………………………………..… ………………………………… .5
- Возраст детей, участвующих в реализации ДОП…………….………………...…… 6
- Сроки реализации ДОП (продолжительность образовательного процесса, этапы)……………………………………………………. ………..…………… ………….. ….6
- Формы и режим кружка…………………………………………….………………... . 6
- Ожидаемые результаты и способы определения их результативности…………………………………………………... ………………………. …7
- Формы подведения итогов реализации ДОП ……….…………… …………..…….. 7
- Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план ДОП……………………………………………………….7
- Календарно – тематическое планирование ……………………………………..……..8
- Организационный раздел
3.1. Материально – техническое обеспечение ДОП ……………….……….………...…..13
- Список использованной литературы ………………………………………..…. ……13
Введение
Настоящая дополнительная образовательная программа (далее ДОП) разработана в целях оказания дополнительной образовательной услуги детям 4 – 5 лет.
ДОП кружка «Волшебный комочек» относится к игровым технологиям, является средством развития творческих способностей детей.
1. Целевой раздел
Соленое тесто как искусство, ремесло не такое новое, как может показаться на первый взгляд. На страницах книг по древней истории упоминаются поделки из теста. С древних времен считалось, что поделки из соленого теста, находящиеся в доме, - это символ богатства и благополучия в семье.
В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием.
Делать изделия из соленого теста – модно, оригинально и дешево. Поделки из теста обладают своей особой целебной аурой, приносят в наш мир чувства уюта и умиротворения.
Заняться с детьми изготовлением изделий из соленого теста меня побудило то, что по сравнению с пластилином, соленое тесто – приятный на ощупь, экологически безвредный и не аллергенный материал. Его можно замесить в любое время. Оно легко отмывается и не оставляет следов. При соблюдении технологии изготовления не липнет к рукам и очень пластично. Поэтому кусок теплого, мягкого теста можно доверить любому ребенку.
- Направленность ДОП
ДОП кружка «Волшебный комочек» относится к организованной образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Её направленность – художественное творчество, осуществляется в интеграции с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».
В данной ДОП учтены концептуальные положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
- Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (не в ступил в силу).
- Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (Протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеева.
- Основная образовательная программа МАДОУ детский сад № 5 г. Туймазы.
В основе обучения – индивидуальный подход, учитывающий интересы ребенка, его задатки. Работа с детьми строится на основе сотрудничества, уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка и рассчитана на детей 4 – 5 лет.
1.2.Новизна, актуальность
Новизна программы состоит в том, что она создает условия для развития познавательных и психических процессов. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Актуальность. Создание программы дополнительного кружка «Волшебный комочек» связано с актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста, а также запросом родителей дополнить занятия с детьми по изобразительной деятельности лепкой из солёного теста. Так как лепка из теста так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
1.3. Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель кружковой работы: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; формирование личности ребенка в творческом его развитии.
Основные задачи:
Образовательные:
- овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов;
- обогащать знания детей через изучение декоративно-прикладного искусства
– лепка из теста;
- формировать способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
- овладевать умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, учить видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни по средствам декоративно-прикладного искусства;
- развивать воображение и творческие возможности детей через включение дошкольников в практическую деятельность, связанную с созданием предметов декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные:
- воспитывать устойчивый интерес к народной культуре;
- воспитывать уважение к истории русского народного творчества, традициям, обычаям русского народа.
1.4.Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Отличительной особенностью программы является:
1.Комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на следующих принципах:
-Формирование у детей устойчивого интереса к использованию в своей деятельности техники работы с тестом и продуктов, полученных в результате этой деятельности.
- приучать детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
- приучать детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию рук.
-Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
2.Доступность материалов и оборудования для реализации программы.
3. Постепенное усложнение программного материала.
4.Групповой характер освоения программного материала.
Образовательный процесс строится на следующих принципах:
Принцип доступности:
- учёт возраста, индивидуальных особенностей;
- индивидуализация образования;
Принцип последовательности:
- изучение и овладение материалом идет от простого к сложному, то есть виды заданий и работ усложняются в зависимости от совершенствования умений и навыков.
- изучение новых тем опирается на знания, приобретенные детьми в процессе изучения предыдущего материала (от близкого к далекому).
Принцип научности:
- включение в содержание программы доступных для детей понятий и терминов.
Принцип наглядности:
- широкое использование наглядных пособий, дидактического материала, художественной литературы.
Принцип развивающего обучения:
- обучение опережает развитие (зона ближайшего развития).
Соблюдение принципов развивающего обучения позволяет каждому ребенку чувствовать успех в любой сфере деятельности, что ведет к формированию позитивного «Я» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
- Возраст детей, участвующих в реализации ДОП
Программа кружка «Волшебный комочек» рассчитана для детей: 4–5 лет.
1.6.Сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы)
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебный комочек» рассчитана на один учебный год с 01.октября по 25 апреля.
Этапы реализации ДОП
Подготовительный этап (педагогическая деятельность):
- Подбор, изучение литературы по тестопластике.
- Выявление интереса и представлений детей о соленом тесте.
- Обобщение полученной информации.
- Составление плана, занятий, этюдов, физминуток, пальчиковых игр для детей 4 – 5 лет.
Основной этап:
– подбор материалов для занятий (Бусы, природ. материалы, семена и т.д.) и инструментов для использования на занятиях по лепке с учетом индивидуальных особенностей развития детей;
– знакомство детей с соленым тестом и его свойствами.
Заключительный этап:
– Подведение итогов, вручение грамот
- Оформление выставки работ детей.
- Формы и режим кружка
Возраст детей | Время занятия | Количество занятий в неделю | Количество в год |
4 – 5 лет | 20 мин. | 1 | 28 |
Формы: групповые и индивидуальные.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Дошкольники к концу учебного года должны знать:
1. Способы приготовления соленого теста (неокрашенного и цветного, свойства солёного теста;
2. Приёмы работы с соленым тестом;
3. Способы сушки готовых изделий;
4. Название и правила пользования ручными инструментами для обработки соленого теста;
5. Правила техники безопасности;
6. Художественные произведения, стихи, потешки, пальчиковые игры.
А так же у детей:
9. Развиваются сенсорные способности (чувство цвета, формы, величины, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.
10. Развиваются тактильные чувства пальцев. Через тактильные ощущения дети знакомятся с разными материалами, их свойствами.
11. В интересной игровой форме обогащается словарь детей.
1.9.Формы подведения итогов реализации ДОП
Текущий мониторинг | Промежуточный мониторинг | Итоговый мониторинг |
Наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий | Изготовление поделок к праздникам | Итоговая выставка детских работ |
Организация фотовыставок | Размещение фото и видео на сайте дошкольного учреждения | Отчет педагога о проделанной работе |
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план ДОП
№ | Разделы | Всего занятий |
1. | Вводные занятия | 2 |
2. | Лепка и раскрашивание поделок из теста | 25 |
7. | Итоговое занятие. | 1 |
Итого: | 28 |
2.2. Календарно-тематическое планирование
Октябрь
1 З А Н Я Т И Е | Тема: Знакомство с солёным тестом. Цель: Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке), материалами и способами замешивания. Показать готовые работы – образцы. Этапы изготовления изделий из солёного теста. Материал: Солёное тесто, эмалированная чашка, мука, соль, вода. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Секреты работы с соленым тестом Цель: Познакомить детей со способами окрашивания изделий из соленого теста и предложить попробовать овладеть ими и как правильно высушить изделие. Материал: Солёное тесто, пищевой краситель. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Яблоки и груши» Цель: Формировать умения лепить яблоки и груши для дальнейшего использования в игре «Магазин». Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки. Материал: Солёное тесто, муляжи фруктов, веточки, гвоздика, перец. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками яблок и груш. ЦЕЛЬ: Учить раскрашивать изделия после просушки. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточки. |
Ноябрь
1 З А Н Я Т И Е | Тема: Осенние листочки. Цель: Учить раскатывать тесто скалкой, вырезать листочки по шаблону, обрабатывать края кистью, смоченной водой. Материал: Соленое тесто, березовый, кленовый или дубовый листья, или шаблоны листьев, нож, кисточка, вода. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками листочки. Цель: Продолжать учить рисовать красками. Самостоятельно подбирать цвет, учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Материал: краски, образцы осенних листочков. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: Декоративная тарелка «Роза». Цель: Учить из отдельных частей, лепить розу, раскатывать шарики, расплющивать, составлять цветок из 6-8 лепестков. Развивать гибкость пальцев, учить видеть конечный результат. Материал: Солёное тесто, стеки, толстый картон. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». Цель: Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Оформлять работу на тарелке. Материал: Краски «Гуашь», тарелка. |
Декабрь
1 З А Н Я Т И Е | Тема: «Снеговики». Цель: Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солёным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. Материал: солёное тесто, шарф, шапка, фольга. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками «Снеговики». Цель: Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточка. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Нарядная ёлочка» Цель: Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. Материал: Трафарет «Ёлка» из картона, стека, семена разных фруктов, бисер. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками « Нарядная ёлочка». Цель: Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы Материал: Краски «Гуашь», кисточки, клей, нитки, бисер, конфетти. |
Январь
1 З А Н Я Т И Е | Тема: «Дед Мороз». Цель: Учить детей использовать знакомые приёмы лепки - вырезание по трафарету, скатывание. Уметь пользоваться чесночницей для выдавливания теста для волос и бороды. Развлечь детей. Материал: Солёное тесто, чесночница, стека, веточка ели, трафарет. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками «Дед Мороз». Цель: Учить детей раскрашивать готовое изделие из солёного теста красками, способам работы с ними. Формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать мелкую моторику рук при работе с кисточкой. Учить радоваться результатам своего труда. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, веточка ели, конфетти. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Пингвины на льдине». Цель: Учить лепить фигурку из целого куска, используя приёмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность. Материал: Солёное тесто, фольга, пенопласт. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками «Пингвин на льдине». Цель: Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей. |
Февраль
1 З А Н Я Т И Е | Тема: «Кружка для папы». Цель: Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нём углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира. Материал: Солёное тесто. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками кружки для папы. Цель: Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. Материал: Краски «Гуашь», семена фруктов, кисточка. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Собачка Жучка». Цель: Продолжать учить детей лепить животных, используя трафарет, чесночницу для выдавливания теста для шерсти. Воспитывать интерес к работе, творческое воображение. Дополнять работу, угощая собачку косточкой. Материал: Солёное тесто белого и бежевого цвета, чесночница, стека, кисточка, вода. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: «Рамка для собачки». Цель: Учить детей обмазывать рамку из толстого картона солёным тестом, обрезать излишки теста стекой, заравнивать края рамки кисточкой с водой. Дополнять работу косточками для собачки, располагая их по краям рамки. Прививать любовь животным, желание помогать им. Материал: Цветное солёное тесто, стека. |
Март
1 З А Н Я Т И Е | Тема: «Корзина с цветами». Цель: Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим. Материал: Соленое тесто - коричневого, красного, жёлтого, зелёного цвета, вилка, трафарет корзинки, стека. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками корзинки и цветов. Цель: Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком (баллончик). Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия, Материал: Краски «Гуашь», лак, кисточка. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Мышки на сыре». Цель: Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краёв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. Материал: Соленое тесто, стека, кисточка, нитки (для хвоста). |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание красками « Мышки на сыре». Цель: Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы. Материал: Краски «Гуашь», кисточка, клей, нитки разного цвета. |
Апрель
1 З А Н Я Т И Е | Тема: Медвежонок. Цель: Учить составлять фигурку медвежонка из нескольких частей, соблюдая пропорции, использовать зубочистки для скрепления деталей. Уметь применять навыки и умения, полученные ранее. Материал: соленое тесто, зубочистки, стек. |
2 З А Н Я Т И Е | Тема: Раскрашивание медвежонка. Цель: Учить смешивать краски для получения нужного оттенка. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Материал: краски, кисточка. |
3 З А Н Я Т И Е | Тема: «Подковка на счастье». Цель: Учить раскатывать жгутик, сгибать, придавая форму подковы. Закрепить умение, из отдельных частей, лепить розу, или другие цветы. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании изделия. Материал: Солёное тесто, стека, бусинки, канцелярская скрепка (петелька), кисточка. |
4 З А Н Я Т И Е | Тема: Подведение итогов. Цель: вспомнить с детьми о проделанных работах, просмотреть работы детей, выделить самые лучшие работы, вручить детям грамоты.
|
- Организационный раздел
- Материально- техническое обеспечение ДОП
- Мука пшеничная, ржаная, соль;
- Пищевые красители;
- Дополнительные материалы для оформления работ и украшения: крупы, макаронные изделия, чёрный горошек, зёрна…
- Бросовый материал;
- Природный материал;
- Материалы для рукоделия: пуговицы, бусинки, бисер,…
- Клеёнки, досточки для лепки;
- Картон для подложки и фона разного цвета и текстуры;
- Стеки разной формы, тычки;
- Формы для выдавливания;
- Салфетки для рук;
- Стаканчики для воды;
- Цветная гуашь;
- Кисточки разной толщины;
- Муляжи, игрушки, иллюстрации и дидактический материал, соответствующий тематике занятия
- Список литературы
1.Чаянова Г.Н. «Соленое тесто» - М., 2005г.
2.Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». –М., 1995г.
3.Хоменко В.А. «Соленое тесто: шаг за шагом» - Харьков, 2007г.
4.Хананова И.Н. «Соленое тесто» - М., 2006г.
5.Зимина Н. В «Шедевры из соленого теста» ООО ТД «Издательство Мир книги» 2010г.
6.И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
7.«Фигурки из соленого теста» Москва «АСТ ПРЕСС книга» 2010г. серия мастер – класс на дому.
8.М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто» Москва Издательский дом МСП -2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в средней группе(для детей4-5 лет) "Осень к нам пришла"
Сценарий развлечения для детей 4-х летнего возраста ранее не посещавщих детский сад....
Общее родительское собрание (Презентация)на тему "Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкамР.Т.с использованием УМК по обучению русскоязычных детей4 -7 лет татарскому языку
Тема: Создание языковой среды по обучению дошкольников государственным языкам Р.Т. с использованием УМК по обучению русскоязычных детей 4 - 7 лет татарскому языку...
Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»
Беседа для детей4- 5 лет «Что значит творить добро?»Цель: Приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между людьми.Задачи: развивать чувство удовлетворения за добрые дела;направить...
Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"
Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей4 лет"...
Дополнительная образовательная программа для детей4-5 лет "Сказка"
Дополнительная общеобразовательная программа по театрализованной деятельности для детей 4-5 лет...
Сценарий игровой образовательной ситуации для детей4 -5 лет с использованием нетрадиционной техники(работа с семечками) на тему: «Чудесная расческа»
Лепка "Чудесная расческа"для детей среднего дошкольного возраста...
- Мне нравится (1)