Арт-терапия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа)

Гумирова Мария Александровна

\

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Арт-терапия в переводе с английского буквально означает «лечение искусством». Она представляет собой направление психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапевтический метод психокоррекционного воздействия «основан на применении разных видов искусства в символической форме и позволяет с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию психосоматических, психоэмоциональных и личностных нарушений детского развития» [26, с. 42]. На практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением, существует много примеров использования ее в качестве средства развития и гармонизации личности. По выражению А.И. Копытина – автора более 80 работ по проблемам использования арт-терапии – «педагогическое направление в арт-терапии всегда было значимо и развивалось одновременно с медицинским» [27, с. 87]. К представителям данного направления относят многочисленных специалистов, практикующих арт-терапию в образовании, таких как Э. Крамер, И. Рапп, Р. Сильвер, Е.Р. Кузьмина, Л.Д. Лебедева [1] и др. Они считают, что искусство само по себе обладает целительным действием, рассматривают арт-терапию как разновидность творческой деятельности и используют методы и приемы арт-терапии для активизации творческого потенциала личности. Особенности арт-терапевтического метода состоят в использовании возможностей искусства. Так, В.Г. Колягина определяет арт-терапию как «свободное и творческое использование средств искусства для выражения ребенком собственной индивидуальности» [26, с. 64]. А.И. Копытин отмечает, что современное понимание арт-терапии предполагает использование языка изобразительной экспрессии и непосредственное участие человека в изобразительном творчестве [27]. 23 По мнению Л.Д. Лебедевой, арт-терапия является инновационной педагогической технологией, использующей спонтанное изобразительное творчество в качестве основного метода [31]. Основная цель данной технологии заключается в развитии личности, она рассчитана на потенциально здоровых людей. В нашем исследовании мы опираемся на определение данное А.В. Гришиной: «Арт-терапия есть педагогическая технология, использующая спонтанное изобразительное творчество детей и направленная на развитие их творческих способностей» [14, с. 144]. Л.Д. Лебедева, анализируя понятия «арт-терапия», создает дерево понятий [31]. В иерархии направлений на основе искусства и творческой деятельности арт-терапия является семейством понятий подкласса экспрессивной терапии, который, в свою очередь, входит в класс «терапия творчеством» или «креативная терапия». Термин «креативная терапия» рассматривается как более узкий по отношению к категории «терапия искусством». Суть экспрессивной терапии на основе искусств Н. Роджерс определяет, как использование «различных форм художественного самовыражения – движения, рисования, лепки, живописи, музыки, импровизации, слова – в условиях, обеспечивающих поддержку человека с целью стимулирования его личностного развития. Эта терапия не сводится к созданию «приятной» картины. Она не является танцем, готовым для сцены. Она не является и стихотворением, которое переписывается вновь и вновь в целях достижения совершенства» [47, с. 158]. По классификации Л.Д. Лебедевой выделяются такие виды арт-терапии, как изотерапия (рисуночная терапия), визуальная (терапия образами), медитативное рисование, мультимедийная (интегративная) терапия [31]. В исследовании Л.А. Повстян приводятся доказательства положительного влияния арт-терапии на развитие правового полушария головного мозга, отвечающего за образное мышление, память, восприятие, эмоции, интуицию, воображение, фантазию, которые и составляют основу творческих способностей [41]. Таким образом, использование технологии арт- 24 терапии для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста возможно. Представители педагогического направления в арт-терапии обращают основное внимание не на ее психотерапевтические возможности, а используют средства, направленные на раскрытие творческих задатков, развитие творческих способностей. Ключевыми моментами для них при организации арт-терапевтических занятий с детьми являются следующие: ‒ развитие творческих способностей рассматривается с позиций деятельностного подхода, поэтому особое внимание обращается на активность каждого ребенка в работе с предложенными материалами; ‒ наиболее важным представляется не конечный продукт, а сам творческий процесс, в который включается каждый ребенок; ‒ для максимального проявления творческих способностей необходимо создание условий полной свободы творческого самовыражения; ‒ также в момент творческого самовыражения необходимо создание обстановки психологического комфорта, снятие напряженности [1, 27, 31]. Можно сделать вывод о том, что арт-терапия предполагает использование языка художественной экспрессии (выразительности), непосредственное активное участие ребенка в изобразительном творчестве, свободу творческого самовыражения. А.И. Копытин приводят ряд преимуществ арт-терапии перед другими формами работы с детьми дошкольного возраста по развитию их творческих способностей: ‒ арт-терапевтическая работа не требует каких-либо особых способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; ‒ арт-терапия, являясь по преимуществу средством невербального общения, особенно ценна для тех детей, кто недостаточно владеет речью, затрудняется в словесном описании своих мыслей; ‒ арт-терапевтическая работа чаще вызывает у детей положительные эмоции, которые способствуют развитию творческих способностей; 25 ‒ арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала ребенка, раскрытии широкого спектра его возможностей и «утверждения им своего неповторимого способа самовыражения и бытия в мире» [27, с. 10]. Л.Д. Лебедева называет основным инструментом арт-терапии спонтанную творческую деятельность, в которой ребенок, не задумываясь, выражает в лепке, рисунке, аппликации, импровизации свои мысли и чувства [31]. В связи с этим такие исследователи, как М.Ю. Алексеева [1], А.В. Гришина [14], В.Г. Колягина [26], Е.Р. Кузьмина [29] и другие, понимают ее как технологию, направленную на раскрытие творческого потенциала и развитие творческих способностей детей. Ее отличие от процесса обучения изобразительному творчеству состоит именно в спонтанном характере деятельности дошкольников. Данные авторы убеждены, что арттерапевтические техники способствуют освоению каждым ребенком новых форм творческой деятельности и поведения, переживания различных чувств. Тем самым техники и приемы арт-терапии развивают интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферы ребенка. Арт-терапия особенно близка детям дошкольного возраста, потому что, кроме изобразительной деятельности, одного из любимых видов творческой деятельности дошкольников, она включает большое количество игровых приемов и упражнений. Рассмотрим подробнее арт-терапевтические техники и приемы, позволяющие решать задачу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Техники, приемы, упражнения арт-терапии разнообразны. А.И. Копытин объединяет их в различные тематические группы [27]. Например: 1. Работа с материалами. Эти приемы и техники направлены на преодоление затруднений в изобразительной работе, развитие воображения и творческих способностей. Сюда относятся графические техники: ‒ упражнения с цветами (создание образов с помощью одного, двух, нескольких цветов); 26 ‒ упражнения с контрастирующими цветами, линиями и формами; ‒ «каракули» (поиск образов в каракулях, образованных от свободного движения карандаша или мелка по поверхности); ‒ «правая и левая рука» (создание образов с помощью рисования двумя руками); ‒ «крупный масштаб» (создание изображений с помощью малярных кистей, роликов, губок и т.д. (ногами и руками)); ‒ «отпечатки» (создание образов посредством отпечатков различных предметов с рельефной поверхностью); ‒ рисунок на влажной бумаге (преобразование в образы пятен, полученных с помощью различных способов на влажной бумаге) и др. и техники на основе использования других изобразительных материалов и средств работы (песка, глины, теста, цветной бумаги и т.д.): ‒ процарапанная поверхность; ‒ восковая живопись; ‒ работа с разной текстурой (создание изображения из тканей с разной текстурной поверхностью); ‒ работа с глиной (изготовление образов с закрытыми глазами, отпечатков разных предметов, фигурок для групповой композиции и т.д.); ‒ работа с цветной бумагой (создание композиций из разных форм, масок, одноразовой посуды и т.д.); ‒ коллаж (коллаж из фигурок, вырезанных из журналов); ‒ папье-маше (создание моделей и фигур) и т.д. 2. Практические навыки. Эта группа включает упражнения, направленные на совершенствование когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), связанных с творческой деятельностью: ‒ упражнение «Полки» (на предварительно разлинованном листе с изображением полок каждый рисует предметы по данной теме, например, «книжные полки», «полки с игрушками» и т.д.); 27 ‒ упражнение «Магазин» (создание коллажа с помощью картинок из журналов, собственных рисунком по данной теме: «Овощной магазин», «Магазин игрушек» и др.); ‒ упражнение «Накрываем стол» (на столе раскладывают большой лист бумаги, на котором наклеивают или рисуют изображения блюд, посуды); ‒ упражнение «Дом» (аналогичным способом создается обстановка дома) и др. 3. Общие темы. В данную группу входят техники и приемы, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, затрагивающие различные переживания, которые так или иначе касаются всех: ‒ упражнение «Праздники» (создание рисунков, коллажей на тему любого праздника: символы праздника, открытка к празднику, праздничные украшения, плакаты, впечатления от праздника); ‒ упражнение «Ассоциации с цветом» (создание образов с помощью цвета (печаль, радость, страх; времена года; времена суток и т.д.)); ‒ иллюстрации (создание коллажей, рисунков, на предложенную тему: природа, погода, сказочные персонажи, мультфильмы, сны, фантазии) и т.д. 4. Восприятие себя. Приемы этой группы позволяют ребенку отразить свой жизненный опыт и отношения с другими людьми посредством создания образов: ‒ упражнение «Автопортрет» (нарисовать, вылепить свое изображение, изготовить фигурку, окружающую среду и др.); ‒ упражнение «Автопортрет в натуральную величину» (упражнение выполняется аналогично предыдущему, но на большом листе бумаги необходимо обвести свой силуэт в полный рост); ‒ упражнение «Маски» (изготовление маски самого себя в разных состояниях, исполнение роли в готовой маске); ‒ упражнение «Чувства и состояния» (изображение своих чувств в данный момент с использованием только цветов, линий и форм; символов; техники «каракули»); 28 ‒ упражнения «Мои желания», «Мои страхи», «Любимое и нелюбимое» и др. (изготовление рисунков, коллажей и т.д.). 5. Парная работа. Приемы и упражнения этой группы предполагают совместную изобразительную работу в парах: ‒ общий рисунок (создание общего рисунка на заданную тему молча); ‒ упражнение «Каракули» (создание образа на основе каракулей, нарисованных партнером); ‒ поочередное рисование (один ребенок начинает рисунок, другой продолжает и т.д.); ‒ упражнение «Прозрачные картины» (дети работают парами на одном стекле, закрепленном вертикально; каждый рисует гуашью свое изображение на общую тему) и т.д. 6. Сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения: с поэзией, драмой, музыкой и звуками, с движениями и танцем. В работах специалистов по арт-терапии, таких как М.В. Киселева [24], В.Г. Колягина [26], А.И. Копытин [27], Е.Р. Кузьмина [29], Л.Д. Лебедева [31], выделена структура арт-терапевтического занятия с детьми старшего дошкольного возраста, которую может использовать в своей работе с детьми воспитатель (не психолог). Этапы названы условно, их количество может варьироваться в зависимости от темы, цели занятия, потребностей дошкольников. В целом структура занятия выглядит таким образом. 1 этап. Настрой на творчество (введение в тему). Задача данного этапа состоит в подготовке детей к творческой деятельности. На первом этапе используются различные подвижные игры, танцевальные упражнения, несложные изобразительные приемы. В.Г. Колягина предлагает, например, такие игры, как «Дотронься до…», «Волшебник», «Веселый мячик», «Робот» и другие [26]. Они помогают установить эмоционально-положительный контакт с детьми, создать у детей радостное настроение. Л.Д. Лебедева отмечает, что на первом этапе занятия 29 полезно использовать двигательные и танцевальные упражнения [31]. Посредством спонтанных движений под музыку дети осуществляют поиск образа, адекватного своему настроению и эмоциональному состоянию. Музыкальные и танцевальные упражнения уже в начале занятия могут сочетаться с изобразительным творчеством: техника «закрытых глаз» (рисование с закрытыми глазами), «каракули тела», «эстафета линий», рисование пальцами, мелками, пластилином, углем, песком и другие. 2 этап. Индивидуальная или групповая творческая работа. На данном этапе воспитатель предлагает дошкольникам создать образ по определенной теме. При этом он может познакомить их с новой изобразительной техникой, однако предоставляет полную свободу в выборе художественных материалов, способов изображения. Для этого необходимо иметь богатый набор материалов и инструментов (различные виды бумаги и ткани, краски, карандаши, фломастеры, кисти разных размеров, валики, губки и т.д.). В некоторых случаях в зависимости от цели занятия педагог может намеренно ограничить доступ к изобразительным материалам, предложив детям только необходимые в данный момент. 3 этап. Вербализация. Задачей этапа является создание условий для обсуждения работы, рефлексии. Детям предлагается показать свои рисунки друг другу. На данном этапе воспитателю следует учитывать некоторые правила арт-терапевтической работы. Результаты творческой работы можно показывать только с разрешения самого ребенка. При обсуждении не должно быть отрицательных оценок работы детей. Дети должны чувствовать уважение, доброжелательное отношение, поддержку и положительные эмоции от изобразительной деятельности. Воспитатель предлагает детям поделиться замыслами, рассказать о выбранных способах их воплощения. Можно предложить придумать названия к своим рисункам, сочинить по ним историю, сказку. Такая работа может быть выполнена индивидуально, в парах или всей группой. 30 4 этап. Заключительный. Целью этапа является подведение итогов работы. Воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на свои работы, внести в них небольшие изменения по желанию, создать рамку, повесить на стену. Педагог еще раз одобрительно отзывается о творчестве детей [31]. Итак, анализ литературы позволил установить, что в арт-терапии существуют два основных направления: медицинское и педагогическое. Представители педагогического направления рассматривают арт-терапию как разновидность творческой деятельности и используют методы и приемы арттерапии для активизации творческого потенциала личности. В нашем исследовании мы опираемся на определение, данное А.В. Гришиной: «Арттерапия есть педагогическая технология, использующая спонтанное изобразительное творчество детей и направленная на развитие их творческих способностей». Арт-терапия предполагает использование языка художественной экспрессии (выразительности), непосредственное активное участие ребенка в изобразительном творчестве, свободу творческого самовыражения. В параграфе были рассмотрены некоторые арттерапевтические техники и приемы, позволяющие решать задачу развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, а также структура занятия по арт-терапии с детьми старшего дошкольного возраста, которую может использовать воспитатель детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Проект в старшей группе «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проект в старшей группе«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развитиятворческих способностей детей старшего дошкольного возраста»...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

  Актуальность темы: заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприят...

Проект в старшей группе: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 9 г.Ардон   Проект в старшей группе:«Нетрадиционные техники рисования как средство развитиятворческ...