Статья "Фонематическое развитие"
статья

Шмалько Татьяна

Большое значение для детей дошкольного возраста имеет фонематический слух: способность, умение выделять звуки из слова. Это дает ему возможность познать языковую действительность. Все, что мы слышим и все, что произносим - звуки. Чтобы ребенок их хорошо выделял предлагаются различные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_fonematicheskoe_razvitie.docx9.3 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт- Петербургское государственное автономное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №18 Калининского района Санкт- Петербурга

Статья на тему: «Фонематическое развитие у детей

дошкольного возраста»

Воспитатель первой категории

Шмалько Т.Н.

Санкт- Петербург

2020

Что такое фонематический слух у ребенка? Это его способность, умение выделять звуки из слова, что дает ему возможность познать языковую действительность. Ведь причиной замены звуков обычно является недостаточная сформированность фонематического слуха  или ее нарушение. Например дети  часто не слышат разницы между звуком и его заменителем (между «р» и «л»; «с» и «ш» и т.д.). Эти нарушения называются фонематическими, т.к. при этом одна фонема заменяется другой, в результате чего нарушается смысл слова. Например «рак» звучит как «лак»; «рожки»- как «ложки». Развитие фонематического слуха идет в несколько этапов. Самый первый и очень важный — умение слышать звуки. Мы живем в удивительном мире звуков, разных звуков. Все, что мы слышим и все, что произносим это звуки. Ребенок учится слышать эти звуки. А много ли звуков мы можем различить? Посидим минуточку очень тихо: «Кто какие звуки слышит? Поиграем в игры, которые помогут узнать это.

Игра «Угадай по звуку»

Сядь ко мне спиной и не поворачивайся. Угадай, чем я буду создавать звуки и шумы (можно бросать на пол разные предметы: ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т.п.; можно руками бумагу мять, рвать ее, перелистывать книгу, разрывать материал, потирать руки, ударять предметом о предмет, расчесывать волосы, мыть руки, подметать, резать и т.д.).

Игра «Посидим в тишине»

Собери предметы, которые при соприкосновении друг с другом звенят: ложки, тарелки, металлические крышки. Положите их один на другой, затем переложи 2-3 раза, стараясь произвести как можно меньше шума.

Игра «Разведчик»

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо. Даже пол или обувь не должны скрипеть.

Игра «Что за машина?»

Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?

Игра «Услышь шепот»

Игра в команде

Сядьте в круг. Я буду обычным голосом давать команду сделать какое- либо движение, а затем шепотом произносить имя того, кто должен его выполнять. Будьте очень внимательны.

Игра «Морзянка»

Слушай внимательно ритм, который я тебе простучу. Повтори (с каждым разом предлагается все более трудный ритмический рисунок).

Игра « Приятно слушать этот звук?»

Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель.

Игра «Волшебный сундучок»

Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т.д.)

Наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков. Звуком слово начинается,  звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов - букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, надо научиться сначала слушать слышать звуки. Поэтому переходим к следующему этапу игр, в которых будем определять первый звук в слове.

Игра «Звуковая мозаика»

Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков (К) или (К*), надо взять из коробки жетон красного цвета и положить его на полоску бумаги, если со звуком (С) или (С*) - синего цвета. Раскладывать жетоны надо слева направо последовательно. Если задания выполнять, внимательно прослушав, то получится красивый узор.

Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино.

б) Жетоны желтые и зеленые.

Слова: забор, жук, замок, жаба, железо, жираф, замок, жар- птица, золото.

Игра «Фломастеры»

У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадала цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки:

(ж)…,(з*)…,(К)…,(С*)…,(Ч*)…

Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет.

Игра «Зоопарк»     

Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово:

мышь, ослик, лев (моль);

собака, обруч, козлик, (сок);

кот, обруч, собака, тигр (кость).

Игра «Отгадай имя»

Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах на (слух):

а) Волк- абрикос-сирень- ананас.

б) Торт-облако- лиса- аист.

в) Вилка- игла- тюбик- арбуз.

г) Астра- ноты- тополь- ослик- новость.

Определение конечного звука в слове.  

Игра «Горлышко болит»

а) Произнеси первый звук только губами, без  звука, а остальные звуки — вслух.

б) Произнеси губами без звука  все слово, только последний звук вслух.

Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон.

Игра «Эхо»

-Это  лесное , спросить я могу?

-Агу, агу, гу, гу,  у, у.

-Что за цветы на том берегу?

-  ……..

-  ……..

-Эти цветы очень красны?

- ……..

- Первые вестники скорой весны?

- ……..

Игра «Цепочка»

Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук (К).Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается .А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.

Следующие игры будут определять звук в слове.

Игра «Произнеси вслух»

Я буду рукой показывать тебе на предметы, а ты произноси вслух названия тех, в  которых есть звуки (Л) или (Л*):

стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул, платье, рука, пальцы, мыло, штора, мальчик, девочка, клоун…

Игра « Закончи слово»

Звуки вставить (М) или (М*) :

….ама, ...ак, ...оре, ...уж, ...ел, ...олоко, ...узыка, ...елочь, ...ед, ...арш, ...уха, ...алина.

Подобные  игры подбираются на все согласные звуки.

Определение порядка звука в слове тоже имеет значение для звукового развития ребенка.

Игра « Кто это?»

Посмотри на эти игрушки. Я загадала название одной. Повторяй за мной звуки: (м)...(ы)...(ш)….Кого я загадала? А это кто? (л*)...(э)...(ф)…? (й)...(о)...(ш)…? (м)...(и)...(ш)...(к)...(а)…? Повторяя за мной звук, откладывай жетон. Жетонов должно лежать столько, сколько звуков в слове (жетоны коричневого цвета).

Игра « Поймай звук»

Я буду произносить по одному звуку, а ты повторяй их за мной. Попробуй составить из этих звуков слово. А чтобы было удобнее, называя звук, клади перед собой жетон (все жетоны коричневого цвета):

(м)...(а)...(й)…; (д)...(о)...(м)…; (с)...(ы)...(р)…;

А теперь твоя очередь загадывать.

Игры на дифференциацию звуков. Например: (ж),(з) и другие можно проиграть звуки.

Игра «Звуковая мозаика»

Слова: зал, жало, жук, зуб, езда, можно, мороженое, арбузы, зебра, изба, музыка, мерзлота, зевать, жевать, кожа, коза. Если в слове есть звук (з),(з*), клади зеленый жетон, если (ж) клади желтый.

 

Постепенно и последовательно играя в эти игры с ребенком вы поймете, что ребенок начал слышать и различать разные звуки, что поможет ему и при обучении грамоте в будующем.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...