веселые ложки
план-конспект занятия (средняя группа)
приобщение детей к истокам русской народной культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_lozhki_.doc | 64 КБ |
veselye_lozhki.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной деятельности
(средний возраст)
Тема: «Весёлые ложки»
Интеграция видов деятельности (игровая, познавательно – исследовательская деятельность)
Задачи:
Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):
- Формировать представления детей о русской народной культуре через предметы обихода – русские деревянные ложки;
- Закреплять представления детей о деревянной ложке как о столовом приборе, и как о музыкальном инструменте;
Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):
- Развивать словарь детей словами резчик, «бить баклуши», горбинка, вмятина, ручка точеная, роспись, ложкари, ложечники.
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):
- Воспитывать интерес к русской народной культуре, народным ремеслам.
Планируемый результат:
Средства, оборудование, материалы:
наглядные (демонстрационный материал): музей «Русская изба», кукла-мальчик в русском народном костюме-Жихарка, чугунный горшок, «Системный оператор», ложки из выставки в «Русской избе».
музыкально-литературные: русская народная музыка
технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: компьютерная презентация.
раздаточные материалы: деревянные ложки (по две ложки на каждого ребёнка
Технологическая карта образовательной деятельности
№ | Этап образовательной деятельности | Ход образовательной деятельности | |
Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ | ||
Организационный момент | Ребята, вот мы и пришли в гости к Жихарке. Давайте оглядимся, как здесь красиво. Но Жихарка приготовил для нас сюрприз, а какой – попробуйте отгадать: сама точеная, ручка золоченая (слова из сказки про ложку) | Дети с воспитателем заходят в «Русскую избу» Отгадывание загадки . | |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности | У Жихарки целый чугунок деревянных ложек! Можно нам их посмотреть? Для чего нужна ложка? (для принятия пищи) У ложки созданной ручным инструментом часто не совсем правильная форма. Потрогайте эту ложку, что чувствуете, какая она (Неровная). На ложке есть вмятины, горбинки, ручка гранёная. | Рассматриваем ложки – заносим в системный оператор. Ответы детей | |
2. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной деятельности | Но у каждой ложки есть свои части: лопасть, черенок, коковка. (презентация, сопровождаемая рассказом). Ребята, а как можно сделать деревянную ложку? Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек), а назывались эти чурочки –«баклуши». А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Каждая его ложка единственная, ни одна из них в точности не повторяет другую. Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные. (Ситуация) – на столе разного размера ложки: Как вы думаете- кто бы мог есть из этих ложек?(мама, ребенок и тд). Этими ложками удобно есть кашу, щи. (воспитатель раскладывает ложки на столе). А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу. Вот сколько ложек у Жихарки в чугунке. Что, ребята, можно делать деревянными ложками? (Есть, готовить, раскладывать еду). | Работа с «Системным оператором» Ситуация «Для чего нужна эта ложка?» Ответы на поставленные вопросы. | |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Посмотрите, какие красивые расписные ложки. Вырезанную резчиком ложку расписывает художник, обычно в Хохлому. Как вы думаете- что еще можно сделать с такими красивыми предметами: Правильно. Ещё деревянные ложки- это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари. (Показ видео) | Ответы детей. Просмотр видео о музыкантах-ложкарях. | |
2. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Ребята, давайте и мы попробуем поиграть на ложках (воспитатель раздаёт ложки детям). Вставайте в хоровод, повторяйте за мной движения, а Жихарка на нас посмотрит. | Выполняется танец с ложками под русскую народную мелодию. |
3 | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний. | Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали, как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками в старину не только ели, но и использовали как музыкальный инструмент. Ребята, Жихарке надо возвращаться в сказку. Скажите ему «спасибо» и «до свидания». сегодня вы хорошо занимались, танцевали, отгадывали загадку, внимательно слушали рассказ. Молодцы. | Рассказ о ложке с помощью «Системного оператора». | |
Рефлексия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛОЖКАРЬ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Веселые ложки
Продолжать помогать детям ориентироваться в мире предметов, определять их свойства, материал из которого они сделаны. Приобщать детей к истокам русской народной культуры....
Конспект комплексного занятия по изобразительному искусству с детьми 4-5 лет «Веселые ложки».
Ценность этого занятия в повышение эмоциональной отзывчивости, что эффективно влияет на развитие творческих, художественных способностей детей, гибкости изобразительного мышления....
Комплексное фольклорное занятие по развитию речи во второй младшей группе по теме: «Веселые ложки»
Дидактическая: учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); закреплять знание детьми пословиц, частушек о быте, о доме, о русской народной сказке «Заюшкин...
"ВЕСЕЛЫЕ ЛОЖКИ"
Веселые ложки». Конспект, который познакомит детей с деревянными ложками, которыми не только кушают, но и показывают.Воспитатель МКДОУ»Новохоперский детский сад№3»Солнышко»Макарова Елена Алексеевна.Ко...
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. "Веселые ложки"
Конспект НОД- по ознакомлению детей с окружающим миром, в частности с историей русского народа., с атрибутами, с музыкальными инструментами....
"Веселые ложки"
Конспект...
Организация совместной деятельности по изготовлению театра своими руками "Веселые ложки"
Театрализованная деятельностьв старшей группе«Веселые ложки»...