Текст выступления по программе РИП на тему: Организация лаборатории "СОДРУЖЕСТВО ДОО" и особенности проведения работы в разновозрастной группе ДОО"
статья

Уланова Наталья Валерьевна

Текст выступления по программе РИП на тему: Организация лаборатории "СОДРУЖЕСТВО ДОО" и особенности проведения работы в разновозрастной группе ДОО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ulanova_n.v._vystuplenie_po_rip_fevral_2020g.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

УЛАНОВА  Н.В.

представитель Лаборатории "Содружество ДОО"

ст. воспитатель МДОУ Майнского д с №5 «Теремок»

р.п. Майна, Ульяновской области

1 слайд "Организация лаборатории "СОДРУЖЕСТВО ДОО" и особенности проведения работы в разновозрастной группе ДОО"

Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст.

2 слайд:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС  ДО) ставит различные задачи перед системой образования.

3 слайд:

В том числе, задачу обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства и т.п.

4 слайд:

В настоящее время в нашей стране сельские ДОУ представлены в большинстве малокомплектными детскими садами. В этой связи сельские малокомплектные ДОУ и дошкольные группы предшкольной подготовки в сельских школах имеют небольшие возможности по организации развития детей. Эти возможности ограничены прежде всего разновозрастным смешанным составом детей в них. Но задачи и они должны выполнять полностью.

Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.

Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах,  как ученые-исследователи, педагоги-практики, так и методисты (Аванесова В.Н., Гербова В.В., Гладышева Н.Н., Тимофеева Л.Л. и др.). Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.

5 слайд:

К числу приоритетных стратегий модернизации современного образования относится направленность на развитие творческого потенциала дошкольников, как определяющего условия гибкой адаптации к быстро меняющимся реалиям социума. Актуальность и значимость этой задачи отражается в научных публикациях и может быть аргументирована фактами государственной поддержки многоаспектных исследований по проблематике творчества. Среди них Президентская программа «Дети России», Федеральная целевая программа «Одаренные дети» и другие. В «Конвенции о правах ребенка» акцентировано внимание на реализации индивидуальности формирующейся личности: «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (статья 29).

Большие возможности для развития творчества детей представляет изобразительная деятельность. По мнению многих педагогов и психологов (Флерина Е.А., Сакулина Н.П., Казакова Т.Г., Комарова Т.С., Курочкина Н.А. и другие), эстетическое воспитание и искусство с особой силой влияют на ребенка и на его всестороннее развитие.

6 слайд:

Анализ сложившейся ситуации, проведенный  в Майнских детских садах № 1 «Ромашка», № 2 «Сказка», № 5 «Теремок» Ульяновской области позволил сформулировать следующие противоречия:

- между стремлением педагогов, родителей и детей в разновозрастных группах сельских ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ к достижению высоких результатов художественно-эстетического развития и отсутствием методического обеспечения этого процесса в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста;

- между возможностью организации успешного художественно-эстетического развития дошкольников в условиях сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ и отсутствием методического обеспечения этого процесса в условиях разновозрастной группы детей дошкольного возраста.

Изучая исследования и анализируя состояние практики ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания системы работы, направленной на художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ.

7 слайд:

Поэтому цель нашей экспериментальной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации художественно-эстетического развития дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ.

На 1 этапе нашей экспериментальной работы (2019-2020 учеб. год) реализовано:

8 слайд:

1) Организована Лаборатория "Содружество ДОО", куда вошли:

- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ромашка» р.п. Майна Ульяновской области, являющееся федеральной экспериментальной площадкой по ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников;

- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Сказка» р.п. Майна Ульяновской области, имеющее многолетний опыт экспериментальной работы в рамках РИП Ульяновской области;

- Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» р.п. Майна Ульяновской области, являющееся федеральной экспериментальной площадкой по ОО «Художественно-эстетическое развитие» дошкольников, и имеющее многолетний опыт экспериментальной работы в рамках РИП Ульяновской области;

9 слайд:

2) Изучена научная и методическая литература, передовой опыт;

3) Определен состав творческой группы;

4) Разработана модель и алгоритм проведения непосредственной образовательной деятельности в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ;

5) Выделены идеи проведения мероприятий в разновозрастной группе:

- младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;

- старшие дошкольники иначе мотивируются к работе, чем младшие;

- одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;

- младшие дети получают более простые задания, чем старшие.

10 слайд:

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка.

Диагностика имеет большое значение для эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) получить данные о развитии детей по основным направлениям воспитательно-образовательной работы и по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.

Важным условием эффективного проведения диагностики в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы проведения мониторинга в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала.

В современных условиях, у педагогов разновозрастных групп нет возможности делить детей для проведения диагностики, но зная критерии и показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью, а также программное содержание, то для ее проведения можно легко объединить детей на группы. Так, в сентябре примерно в одно и то же время дети младшей группы должны лепить палочки, в средней группе – большие и маленькие морковки, в старшей овощи (морковь и свекла), а в подготовительной – грибы.

Наиболее трудный случай – объединение детей всех возрастов. Тогда вначале лучше объяснить задание детям подготовительной группы и направить их внимание на самостоятельный анализ объектов изображения (приемы лепки детьми уже освоены), затем усадить детей среднего и старшего возраста; объяснив задание тем и другим, вызвать старших для уточнения приемов лепки морковки; предложить детям среднего возраста лепить морковки большие и маленькие, после чего старших спросить, как лепить свёклу. Последними приглашаются на занятие дети младшего возраста, и воспитатель наблюдает за приемами лепки прямыми движениями ладоней.

Для диагностики по рисованию первыми приглашаются дети средней, старшей и подготовительной  групп.  Им  предлагается отразить впечатления о лете. Детям младшей группы в это время предложить нарисовать короткие штрихи и линии, обратить внимание  на умение держать кисть и карандаш.

Для проведения диагностики в разновозрастной группе ДОУ можно использовать и коллективную форму занятий, на которых каждая возрастная группа решает свою часть изображения в соответствии с требованиями программы.

Исходя из всего описанного, мы пришли к выводу, что исследование и разработка методического сопровождения художественно-эстетического развития дошкольников при организации работы в разновозрастной группе очень актуально в современной системе дошкольного образования.

11 слайд:

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с типовым положением о дошкольном обазовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация предметно - развивающей среды по развитию речи в группах с учетом ФГОС»

Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков....

Консультация для родителей на тему: Особенности организации работы в разновозрастной группе.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, в группы детского сада могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов. В практике во...

Презентация к выступлению по РИП на тему: "Организация лаборатории "СОДРУЖЕСТВО ДОО" и особенности проведения работы в разновозрастной группе ДОО"

Презентация  к выступлению по РИП на тему: "Организация лаборатории "СОДРУЖЕСТВО ДОО" и особенности проведения работы в разновозрастной группе ДОО"...

Доклад на тему: «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»

Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных зада...

Статья по инновационной деятельности ДОУ на тему: "Особенности проведения диагностики в разновозрастной группе сельского ДОУ"

Статья по инновационной деятельности ДОУ на тему: "Особенности проведения диагностики в  разновозрастной группе сельского ДОУ"...

«Особенности летней работы в разновозрастных группах»

Консультация для педагогов по теме «Особенности летней работы в разновозрастных группах»  Лето — долгожданный для детей и их родителей период отпусков, отдыха, поездок на п...