Мнемотехника в работе с дошкольниками
консультация
Данный материал поможет, педагогам узнать как можно использовать в работе с детьми мнемотехнику. Воспитатели познакомятся с готовыми мнемотаблицами таких авторов, как Т.М. Бондаренко, Т.В. Большова, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко и др. Для воспитателей данный материал поможет открыть огромные возможности для творчества как в образовательной, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika.docx | 318.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника в работе с дошкольниками
(консультация для воспитателей)
Мнемотехника ( в переводе с греческого «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает:
-развивать память и логическое мышление;
-сконцентрировать внимание;
-сделать более легким процесс заучивания стихов;
-составлять рассказы и пересказывать тексты.
Эта система хорошо работает с дошкольниками, ибо опирается на наглядно-образное мышление, которое является ведущим в данном возрасте.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Ее структура:
- Мнемоквадрат (изображение, обозначающее одно слово или словосочетание, например, дом, дерево, цветок);
- Мнемодорожка (таблица, состоящая из четырех картинок);
- Мнемотаблица (блок схематических изображений, позволяющий составить рассказ или выучить стихотворение).
На этапе работы с мнемоквадратами воспитатель объясняет детям значение символов. Сначала детям предлагаются картинки, понятные для восприятия детей, а потом заменяют их схематичными, контурными изображениями предметов.
На этапе работы с мнемодорожками мы учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов.
Затем начинается работа по мнемотаблицам.
Она состоит из трех частей:
1 часть: составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.
2 часть: перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 часть: после перекодирования осуществляется пересказ с опорой на символы (образы).
Мнемотехнику лучше использовать на занятиях с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Таблицы таким детям даются цветные, потому что у детей среднего возраста остаются в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, мышка – серая и т.п. Персонажи желательно «прятать» в графическом изображении, например, лиса – треугольник и круг.
Количество квадратов в мнемотаблице не должно превышать девяти штук, т.к. большее число картинок хуже усваивается.
Для старших дошкольников схемы нужно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркие символические
Рисовать в мнемотаблице можно практически все – персонажей быть понятны детям , а символы – максимально приближены к речевому материалу.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка ( изображение), т.е. все стихотворение зарисовывается схематически. Ребенок, используя эти схемы, воспроизводит все стихотворение по памяти целиком.
Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложение. Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, то дети могут видеть всех действующих лиц и сконцентрировать свое внимание на правильном построении предложений и на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Таким образом, мнемотехника позволяет упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности и помогает проводить обучение в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Воспитатели могут использовать готовые мнемотаблицы таких авторов, как Т.М. Бондаренко, Т.В. Большова, В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко и др. Но если нет подходящих по теме готовых таблиц, то их легко можно создать самим, привлекая к этому процессу детей.
Для воспитателей использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества как в образовательной, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение и презентация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
В данном сообщении и презентации я предлагаю использовать приёмы мнемотехники по речевому развитию дошкольников....
«Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Проблема речевого развития дошкольников в современной педагогике и психологии очень актуальна. Мы видим, что большое количество детей имеют низкий уровень коммуникативного развития, дошкол...
Презентация "Мнемотехника в работе с дошкольниками с ТНР"
Использование мнемотехники в логопедии...
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию» способствует решению проблем речевого развития дошкольников...
Педсовет "Мнемотехника в работе с дошкольниками"
Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....
Использование мнемотехники в работе с дошкольниками
Мнемотехника это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации, которые помогают запоминать и воспроизводить информацию. В последнее время в дошкольных учреждениях приемами мнемотехники пользуются оч...
Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»
Консультация на тему: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками по речевому развитию»...