Перспективное планирование кружка "Познавайка" в средней группе
методическая разработка (средняя группа)

План работы кружка предназначен детям средней группы. Работа кружка строится от простого к сложному. В ходе проведения кружка у детей развивается познавательный интерес, мышление, любознательность, речь детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_srednyaya.docx242.92 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа кружка

средняя группа

http://www.alfakmv.ru/upload/iblock/09a/logorastrcolor%20-%20gskam%20z635x640s.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Познавайка» детей средней группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, который делает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста

Ребёнок - дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на правильное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Современные исследования педагогов и психологов (А. В. Запорожца, А. П. Усовой, Н. Н. Поддъякова, П. Я. Гальперина, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста показывают, что продуктивность овладения знаниями, умениями в целом зависят не только от того, как организован процесс обучения передачи детям знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе от позиции самого ребёнка, его активности. Исследования, проведённые Н. Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике     недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно жажду воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, a ждет, когда ребёнок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, c помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счета слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность даёт детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления темы или иными явлениями и предметами. При этом ребёнок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления c целью более полного их познания и освоения.

Цель программы: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

Задачи:

1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Новизна программы заключается:

• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;

Организация деятельности:

        В кружок «Веселая математика»» зачисляются дети, посещающие МБДОУ «Теремок».

Занятия проводятся во вторую половину дня (среда), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятий 15 – 20 минут).

Кружок работает в течение учебного года (конец сентября –  начало мая), один раз в   неделю. План кружка рассчитан на один год, занятия проводится с подгруппой детей. Группа комплектуется с учетом индивидуальных особенностей детей. Учитывается добровольность и желание родителей.

 Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

        В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.

Методические приемы:

Наблюдения.

Создание проблемных ситуаций.

Экспериментирование.

Формы работы:

Малые группы

Индивидуальная работа

Самостоятельная деятельность детей.

Итогом в реализации программы: является презентация детских работ.

Основные направления работы, формы и способы их реализации:

1. Создание предметно-развивающей среды: создание уголка экспериментирования, создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.

2. Формирование у детей 4-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности. 

   

Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие» по программе:

Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

3блока:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.;

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.; 

3. Человек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений.

Предполагаемый результат:

• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

• умение опытным путем доказывать свойства песка;

• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

• расширение знаний об увеличительных приборах;

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

• Буклеты для родителей.

• Консультация ««Экспериментально-исследовательская деятельность детей»

• Фото отчет о кружковой работе.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.

Оборудование детской лаборатории: 

Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Учебный план

Месяц

Количество в неделю

Количество в месяц

Сентябрь

1

2

Октябрь

1

5

Ноябрь

1

4

Декабрь

1

4

Январь

1

3

Февраль

1

4

Март

1

4

Апрель

1

5

Май

1

2

Итого

9

33

Тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

Тема

Цель

Содержание

1

Мини - лаборатория

Познакомить с понятием «лаборатория»

Просмотр презентации

 «В лаборатории»

Беседа по ОБЖ «Правила поведения в мини – лаборатории.

2

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Беседа о воде. Чтение стихотворения «Вы слыхали о воде…»

ИОС «Уехали в гости, а цветы полить забыли»

ОКТЯБРЬ

1

Водичка, водичка

Прозрачность.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Формировать представления о прозрачности воды. Вода прозрачная, но может менять цвет.

Загадывание загадок о воде

Проведение опыта «Что я вижу?»

Знакомство с картой схемой №1Дмитриева Е.А «Детское экспериментирование», стр. 33, 59

2

У воды нет вкуса

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет  вкуса.

Опыт «Вкус воды»

М.П.Костюченко, стр.111

Схема №2Дмитриева Е.А, стр.33, 60

3

У воды нет запаха

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; подвести к пониманию того, что вода не имеет запаха. Учить определять по запаху вещества

Экспериментальная деятельность с водой, духами.

Схема №3

Дмитриева Е.А, стр.33, 61

4

Вода жидкая и текучая.

Вода не имеет формы.

Познакомить со свойством воды – текучестью.

Показать детям отсутствие формы у воды.

Схема №6, №8

Дмитриева Е.А, стр.34,35, 64

5

«Послушная водичка» (уменьшение и увеличение объема  воды)

Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Учить соблюдать правила безопасности при работе со стеклянными предметами. Поддерживать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Игровой момент «Приход Петрушки».

Проведение опыта, знакомство со схемой №18 Уровень воды.

Чтение Толстого «Хотела галка пить»

М.П.Костюченко Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории»,  стр.47

НОЯБРЬ

      1

В какую бутылочку быстрее нальется вода?

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины. Развивать наблюдательность, любознательность. Учить соблюдать правила безопасности  при обращении с предметами из стекла.

Эксперименты:

-Сравнение бутылочек между собой;

-Из какой бутылочки быстрее выльется вода;

-Какую песенку поют бутылочки

М.П.Костюченко, стр.49

2

Растения пьют воду.

«Как вода даёт жизнь растению?»

Формировать представления детей о процессе движения воды по цветку. Развивать любознательность, мыслительные процессы. Показать значение воды в жизни растений. Развивать умение выражать свои мысли, используя все части речи, делать выводы по окончании опыта. Содействовать гуманному отношению к объектам природы.

ИОС «Завядший цветок».

Исследовательская деятельность «Растения пьют воду»

Дмитриева Е.А, стр.36,

Схема №12, стр.70;

конспект.

3

Ветер, ветер, ветерок

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Загадывание загадки про воздух

Игровое упражнение «Почувствуй воздух

Поиграем ленточками

Опыт «Что в пакете?»,

Игры с трубочкой.

Дмитриева Е.А, стр.42

Карта – схема №27

Дмитриева Е.А, стр.85

4

Танец горошин. Поиск воздуха

Ворчливый шарик»

 Познакомить детей с образованием «сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Познакомить с движением воздуха, его свойствами. Развивать наблюдательность, любознательность, кругозор.

Эксперименты с горошинками.

Чтение стихотворения «Цветные огоньки»

Эксперименты с воздушными шариками

М.П.Костюченко, стр. 39, 44

ДЕКАБРЬ

1

Пузырьки – спасатели

«Упрямый воздух»

Выявить, что воздух легче воды и имеет силу.

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой.

Опыты:

 с минеральной водой и пластилином.

Дмитриева Е.А, стр. 44 Схема № 34 (см. с 92)

с шприцом

Дмитриева Е.А, стр. 44

Схема № 36 (см. с 94)

2

«Проказы зимушки-зимы»

Снег – это тоже вода

Продолжать знакомить со свойствами воды,

Показать детям превращение снега в воду.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Беседа «Где же водичка»

Опыт «Согреем снежинку»

3

«Снег-снежок»

Познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха;

развивать наблюдательность

«Лепим снеговика» (снег сухой-влажный)

«Чей след?»

Работа с энциклопедией (следы животных).

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу

4

«Может ли вода быть твёрдой?»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

определить, что лед тает от тепла;

принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

«Цветные льдинки»

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Совместный эксперимент «Тающий лед»

ЯНВАРЬ

1

Вода, лед, снег, пар

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Исследовательская деятельность:

- таяние снега

- таяние льда

- термос

Конспект

2

«Фокусы с магнитом»

познакомить детей с магнитом;

 выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

 (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Упражнение Волшебная рукавичка

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

3

 Притягивает - не притягивает

Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Игры-эксперименты с магнитом: притягивание металлических предметов через различные материалы (лист бумаги, картон, ткань, лист дерева), передвижение металлического предмета на поверхности стола, под которым водят магнитом, притягивание предметов, находящихся на дне сосуда с водой;

-ловись рыбка и мала, и велика

- как достать скрепку из воды

ФЕВРАЛЬ

1

«Приборы - помощники»

Увеличительное стекло

Познакомить детей c увеличительными стеками, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты c лупой.

Знакомство c лупой, биноклем.

Рассматривание предметов через лупу

2

Знакомство c микроскопов

Закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить c увеличительным прибором микроскопом.

Вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу.

Исследовательская деятельность:

- рассматривание микроскопа, строение.

- рассматривание предметов через микроскоп

3

Камни

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).

Совместное экспериментирование:

- какими бывают камни.

- одинакового размера ли ваши камни?

сравнить плотность камня и пластилина.

- рассматривание камней через лупу.

- определение веса.

4

Камни, сравнение с деревом.

Продолжать знакомить детей с камнями, их свойствами.

Дать представление o том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог камнями

Сравнить камни с деревом.

- Тонут ли камни в воде?

- Могут ли камни менять цвет?

Март

1

Свет повсюду

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Опытническим путём определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить уныние работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.

Исследовательская деятельность:

- беседа об источниках света

- «волшебный сундучок»

- игра «Свет бывает разный»

2

Бумага, ее качества и свойства»

научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,

познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.)

Проблемная ситуация «Что шуршит?»

«Такая разная бумага»

Конструирование из бумаги «собачка» (оригами)

Игра в «снежки» (из бумаги).

3

Тайна стекла

Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Исследовательская деятельность:

- сюрпризный момент

- в лаборатории

- рассматривание иллюстраций, стекла через лупы

М.П.Костюченко, стр. 105

4

В мире пластмассы.

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легка, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Исследовательская деятельность:

- сюрпризный момент

- в лаборатории

- рассматривание иллюстраций, стекла через лупы

АПРЕЛЬ

1

Посадка лука

Расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия o природных витаминах. Формировать трудовые уныния и навыки.

Беседа о пользе лука,

о условиях необходимых для роста и развития растения.

Исследовательская деятельность:

- посадка лука

- цикл наблюдений за ростом растения

- ведение дневника

2

Мои помощники

Познакомить детей с организмом человека;

развивать желание узнать что-то новое.

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы-  определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус).

 Глаза (игры-эксперименты с цветными стеклышками.)

Нос, рот с (игры на восприятия вкуса и запаха.)

Уши, руки, ноги (что мы можем и чего не можем без наших помощников).

3

«Свет – тень»

познакомить с источниками света - природными и искусственными.

познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

установить сходство тени и предмета;

познакомить с тенью в разное время суток.

Игра «Поймай свою тень»

 

П/игра «День - ночь»

4

 Солнечные зайчики

Понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.

Чтение стихотворения «Улыбается мой мальчик»,

 Ю. Дулепина.

Исследовательская деятельность:

- опыты с зеркалом

- игры с водой в банке

- с пластиной из нержавеющей стали

М.П.Костюченко, стр.43

5

«Мыльные чудеса».

Учить детей устанавливать взаимосвязь между объектами окружающего мира с помощью практических действий; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде; развивать интерес к познавательно- исследовательской деятельности

Чтение отрывка К.Чуковского «Мойдодыр»;

Исследовательская деятельность:

- обследование мыла

- игры с мылом, водой

Дмитриева Е.А., стр.44, схема №33 (91)

МАЙ

1

Свойства материалов (дерево)

Познакомить детей с изделиями из дерева;

Изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/И «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

2

Удивительный песок

Познакомить со свойствами песка, его качеством и происхождением.

Развивать наблюдательность, любознательность, смекалку и кругозор.

Исследовательская деятельность:

- что такое песок

- почему песок тонет

- сравнить свойства сухого и влажного песка

М. П. Костюченко, стр. 52

3

Подводная лодка из винограда, яйца.

Показать, как всплывают и поднимаются подводная лодка, рыба.

Исследовательская деятельность:

 - опыты с виноградом

- яйцом

Литература:

Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт. – сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель.

Дмитриева Е. А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. Пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2019

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд. испр. И доп. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в средней группе для детей с ОНР

Представлено годовое перспективное планирование в средней группе (4-5лет) для детей с общим недоразвитием речи....

Перспективное планирование в средней группе по разделу "Сказки".

Представляю вниманию педагогам планирование в средней группе по ознакомлению со сказками....

план программа. перспективное планирование для средней группы

перспективное планирование на учебный год по следующим методикам: ознакомление с окружающим, развитие речи, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка, аппликация....

Перспективное планирование в средней группе детского сада по экологическому воспитанию. Животный мир

В данном материале представлены  занимательные эксперименты (опыты), наблюдения за животным миром, направленные на развитие поисково-познавательной деятельности дошкольников среднего возраста....

Перспективное планирование в средней группе Образовательная область « Художественное творчество» ( рисование, аппликация, лепка)

Тема: «Пришла весна….» Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликаци...

Перспективное планирование в средней группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно – исследовательская деятельностьдетей среднего дошкольного возраста»...

Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в средней группе "Посуда"

Календарно-тематическое планирование (Перспективное планирование)в средней группе "Посуда"...