ООД "День экскурсовода в мини - музее русского платка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Аксёнова Наталья Павловна

Цель: приобщение   детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через ознакомление с  русским платком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ekskursovoda.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности

ОО «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие»

Тема: «День экскурсовода в мини – музее русского платка»

Цель: приобщение   детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через ознакомление с  русским платком

Задачи:

1.Закреплять у детей представления  о платке в прошлом и настоящем.

2.Сравнивать предметы прошлого и настоящего, делая умозаключения.

3.Систематизировать знания  детей о материале, из которого изготовлен платок.

4. Создавать узор по мотивам росписи русского платка мастерами.

5. Развивать способность работать с планшетом, создавая образ платка – банданы.

6. Дать представление о работе музея, экскурсовода.

7. Умение использовать головной убор - платок мальчиками и девочками.

8. Воспитывать интерес к истории   Руси в прошлом, бережно относиться к ресурсам страны в настоящем.

Проходите, ребята поздоровайтесь и улыбнитесь нашим гостям.

Предлагаю вам отправиться на экскурсию по нашему музею платков. Экскурсия – это посещение музеев и прочих мест, для того чтобы узнать что – то новое.

У меня для вас хорошая новость. В конце февраля (21.02) отмечают праздник «День экскурсовода». Вы знаете кто такой экскурсовод?

-ответы

-Экскурсовод – это специалист, который проводит экскурсии, он очень много знает.  Вы хотите стать настоящими экскурсоводами?

Я принимаю вас в школу экскурсоводов. Как и во всех школах вас ждут экзамены. Вам нужно будет выполнить задания, за каждое верно выполненное вы получите наклейку. Если собрали все наклейки в своем удостоверении, значит, вы стали экскурсоводом и можете проводить экскурсии для ребят из других групп.

Все готовы? Тогда, отправляемся в музей. В нашем музее собрана уникальная коллекция платков от старинных до современных.

Кстати, вы знаете, что такое музей?

- ответы

Музей – это место, в котором бережно собираются и хранятся старинные предметы. В нашем музее это платки.

Мы с вами пришли в первый зал. Здесь собрана коллекция самых старинных платков. Какие узоры на этих платках?

-Ответы

Совершенно верно, традиционным узором старинных платков считается растительный орнамент: цветы, веточки, листья.

Посмотрите, этому платку около 130 лет, его нам подарила бабушка. Внимание! Люди, которые дарят вещи в музей, называются дарителями. Так вот бабушка просила очень бережно с ним обращаться. Сейчас бабушке 80 лет, а он ей достался от своей мамы. Вот так и стал этот платок музейным экспонатом – предметом, дошедшим  до нас из другого времени.

В этот зал мы с вами пришли не случайно. Именно здесь вам предстоит сдать свой первый экзамен в школе экскурсоводов. Называется он «Заморочки из старинной бочки».

Усаживайтесь по - удобнее на стульчики.  В этой старинной бочке находятся разные предметы – заморочки, которые как – то связаны с платком. Доставать их вы будете по очереди, а отвечать вместе.

Коза- из шерсти козы изготавливают оренбургские платки.

Огурец – первым узором на платке был турецкий огурец.

Кольцо – оренбургский платок может проходить через кольцо.

Яйцо – оренбургский платок убирается в скорлупу гусиного яйца.

Хлопок – из хлопка можно изготовить платок.

Хлеб – платок использовали в качестве сумки, клали хлеб и брали с собой на работу.

Свернутая в трубочку фотография цветки для набивки узора.

Веретено – для того, чтобы прясть нитки, из которых вязался платок.

Молодцы, ребята справились со всеми заданиями. Получайте по наклейке в ваши удостоверения.

Проходите в следующий зал музея.

Рассмотрите внимательно эту экспозицию.  Экспозиция – это выставленные на показ предметы. Все  эти  платки изготовлены из разных материалов. Из чего они сделаны  вам предстоит узнать  с завязанными глазами.

Из чего они могут быть изготовлены?

(Я и Соня завязываем детям глаза платками, и даю каждому по платку)

Получают по наклейке.

Думаю, нам пора отдохнуть и поиграть. Настоящие экскурсоводы всегда могут развлечь экскурсантов. Экскурсанты – это люди, которые пришли на экскурсию.

Для игры нам понадобится платок и палка. Как вы думаете, в какую игру мы станем играть?

-«Достань платок»

Я подниму платок на палке, ваша задача подпрыгнуть и достать платок.

Достали платок. Ребята, посмотрите, этот платок с необычным узором. Кто изображен на платке? Да, на современных платках могут быть изображены коты, дети, даже туфли.

Мне хочется узнать, внимательные ли вы ребята. Найдите, пожалуйста, на этом платке белку, лису, и др.

Получают наклейки.

Нравится вам этот платок? Хотели бы вы принарядиться?

-Да

Тогда проходим в следующий зал.  

Здесь представлены разные способы применения платка в гардеробе. В старину платки носили: в накидку, по – купечески….., позже женщины его стали носить на плечах. В современном мире его носят на шее, на сумочке, надевают как парео.

Вы можете нарядиться так, как вам нравится. Какие вы красивые!

Да, что носили бы женщины, если бы исчезли все платки на Земле? (ТРИЗ)

Ой, смотрите, на этом старинном платке – дырка. Это значит, что ему нужен реставратор . Реставратор – это музейный доктор, он лечит старинные вещи.  Современные планшеты позволяют сделать экскурсию еще интереснее. Я ему обязательно позвоню. А мы проходим дальше.

Следующий зал – виртуальный музей. Несмотря на то, что в музее хранятся старинные вещи.

Собирают пазлы на индивидуальных планшетах (платок).

Вы хорошо справились с этим заданием. Получите наклейки.

Викторина:

Как называется платок треугольной формы?

Как называется платок квадратной формы, но большого размера?

Как называются платки, которые изготавливали в старину в Нижегородской области, в том числе в Лыскове?

Как на них наносили узор?

Назовите города, где изготавливают платки известные на весь мир?

Итог. Анализ.

- Вам понравилась экскурсия в музей?

Что больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Русская народная сказка" и "Русская изба"

Организация мини-музея силами воспитателей, детей и родителей младшей и старшей группы.Цель: Познакомить дошкольников с бытом людей в деревне, расширить словарный запас. Формирование у дошкольник...

Конспект экскурсии в мини музей «Русская изба» для детей второй младшей группы «Русская народная игрушка»

Задачи:Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены....

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...

Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)

Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...

Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)

Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой.          Задачи:          Образовательные: Р...