Коррекционная работа с гиперактивными детьми в ДОУ в старшей группе, направленные на снятие агрессии, на сплочение и взаимодействия детей в группе.
статья
О коррекционной работе с гиперактивными детьми в ДОУ. О разных способах снятия агрессивного поведения детей. Новация в том. что можно заниматься со всей группой. а не только с гиперактивными детьми.. Даны некоторые игры для работы с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа с гиперактивными детьми в ДОУ в старшей группе
Денисова Лариса Владимировна, государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №89,
г. Санкт- Петербург
Агрессия- (от лат.-нападение, приступ)- это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, а также моральный ущерб живым существам(негативные переживания. состояние напряженности, подавленности, страха и т. п.).
(Психологический словарь 1997 г.)
Агрессия бывает а разных видах:
-физическая (ребенок может разозлиться, ударить или укусить того, кто находится рядом)
-устная (дразнить или ругать других)
-разрушительность (рушит постройки, поделки детей, швыряет игрушки в других ребят, рвет книги.
Агрессия бывает трех уровней (высокий, средний и низкий).
-дети с высоким уровнем агрессивности (преобладание агрессивных тенденций над тенденциями с сотрудничеству)
-дети со средним уровнем агрессивности (тенденции агрессивности и сотрудничества равны)
-дети с низким уровнем агрессивности ( агрессивность может проявляться, но они не являются агрессивными)
Социальные причины появления агрессивности
Педагоги и психологи отмечают связь воспитания родителей и поведения детей. Переживания ребенка вызванные шлепком в семье, грубостью по отношению к ребенку приводят к тому, что в конце концов ребенок теряет надежду на любовь без насилия и сам переключается на насилие. Были получены данные, что в семьях агрессивных детей существует больше агрессивных проявлений со стороны взрослых, чем в семьях неагрессивных детей. Отцы больше утешают девочек, а мамы мальчиков и соответственно им чаще дают снисходительность по отношению к их проступкам. (Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте.-М.,1978)
В целом источники агрессивного поведения детей дошкольного возраста объясняется с одной стороны характерологическими и биологическими характеристиками, темпераментом, эмоциональной возбудимостью, а с другой стороны- социальными причинами, положением в семье, коллективе, общением со сверстниками, развитием навыков и способностей, овладения видами деятельности.
Поведение детей является одним из вопросов, которые волнуют на сегодня и родителей и воспитателей. Если поведение ребенка нарушено, то это создает ему самому много трудностей в процессе обучения и воспитания, в процессе общения с детьми и взаимодействия со взрослыми. Все вокруг начинают ребенка воспитывать, говорят ему, что он делает все не правильно, что так нельзя, требуют, чтобы он вел себя хорошо, как положено. А это еще больше озлобляет его и делает более агрессивным. Получается заколдованный круг.
В настоящее время все больше и чаще можно встретить гиперактивных детей в жизни. Гиперактивные дети являются одной из главных проблем современности. Это дети, которые в большинстве случаев не могут даже некоторое время посидеть на месте, они находятся всегда в движении, не могут заняться определенным делом, а порой могут быть и агрессивными при взаимодействии со сверстниками.
Куда- бы ребенок не шел: на улицу, в детский сад , везде он вступает в межличностные отношения со сверстниками, в результате часто возникают конфликты: «не дам мою машинку», « хочу эту (чужую) куклу» и т.д.. Поэтому мы и должны научить детей играть дружно, не ругаясь, как говорил кот Леопольд из мультфильма «Кот Леопольд»: «Ребята, давайте жить дружно!»
И для этого и родители и воспитатели должны личным примером показывать детям, как надо правильно вести себя, быть добрыми, не оставаться равнодушными, эмоционально отзывчивыми, приходить на помощь друг другу. Использовать волшебные слова «пожалуйста», «спасибо» и т. д. Дети, как губки, впитывают в себя все увиденное и повторяют за нами. В садике дети играют в родителей, а дома в воспитателей.
С гиперактивными детьми надо заниматься. Есть много подвижных игр с детьми в ДОУ, корректирующих поведение детей, уменьшающих их агрессию по отношению к другим детям. Также есть игры на сплочение и взаимодействие.
Гиперактивными детьми чаще бывают мальчики. Объясняется этот факт более высокой уязвимостью мозга мужского плода к повреждающим воздействиям во время беременности и родов. У девочек мозг имеет больше компенсаторных возможностей.
Немецкий врач Генрих Хоффман дал прозвище таким детям, он их назвал Непоседа Фил. Главное в этих детях не столько гиперактивность, сколько-короткий промежуток времени: ребенок не может сосредоточиться ни на чем- будь то игра или просмотр телепередачи. («синдром дефицита внимания с гиперактивностью») Во время занятий такой ребенок не усидчив. Может постукивать пальцами по столу, ерзать на стуле, совершать навязчивые движения. Такой мальчик не ладит со сверстниками, ни похвала, ни наказание на него не действует. Этим детям лучше не говорить слова «нельзя», «нет», главное их надо отвлекать, переключать внимание, разговаривать с ними тихо.
У таких детей есть и положительные стороны. В будущем они способны рисковать и быстро принимать решение.
Занимаясь с гиперактивными детьми, мы не должны его ругать, а должны обсуждать его поступки. Необходимо таким детям дать как можно больше возможности двигаться на прогулке и можно дополнительно ходить в спортивную секцию, нельзя публично обсуждать его поведение.
С детьми регулярно несколько раз в день проводим двигательные упражнения и подвижные игры и народные как в группе, также и на воздухе.
Например, подвижная игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий…»
Кроме подвижных игр конечно же надо приучать ребенка к внимательности и усидчивости. Можно поиграть в игру «Колечко- колечко», «Съедобное- не съедобное», «Тише едешь- дальше будешь», « Замри», «Ласковое слово», « Слушай хлопки», «Кто ползает» и др.
Создаем ситуации. в которых гиперактивный ребенок ребенок может показать свои сильные стороны.
Итак, признаки гиперактивности:
-Бегает, прыгает, везде залезает без разрешения
-На занятиях не усидчив
-Ведет себя в постоянном движении.
-Постоянно разговаривает
Признаки импульсивности:
-Часто меняется настроение
-Обидчив
-Отвлекаем
-Может нагрубить
-На занятиях трудно ждать своей очереди.
-Любит вмешиваться в разговоры взрослых и детей
Признаки невнимательности:
-рассеян
-посторонние звуки отвлекают
-не слышит речи воспитателя и ответов детей
-не выполняет заданий на занятии
- неловок
На занятиях подходим к ребенку и помогаем ему.
Строим работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен быть перед глазами взрослого и его энергию направляем в положительное русло ( полить цветы. вымыть доску и т.д.).
Таким образом, из-за непонимания со стороны окружающих детей формируется у детей агрессивность, как защитное поведение. Умственная деятельность не продолжительна и может продлеваться не более 10 минут. Затем перерыв и потом снова ребенок включается в деятельность.
Одним из лучших способов избавиться от агрессивности ребенка- это надо больше любить ребенка. Агрессивная реакция получается как протест ребенка при его желании что- то изменить. Нельзя желания ребенка подавлять, чтобы он не становился злобным. Нельзя также чрезмерно любит ребенка, баловать его. И когда мы изменив отношение к нему, можем вызвать негативную и даже агрессивную реакцию.
Если вдруг агрессия возникла, надо дать выход этой негативной энергии.
Можно вспомнить несколько несложных приемов. Можно бить «грушу», мяч, подушку, рвать бумагу и др. (Игра «Подушечный бой»,
« Брыкание» Автор М.И. Чистякова, «Будущие чемпионы», «Высвобождение гнева» Автор К. Рудестам и др.). Далее можно расслабится, поиграть в спокойные игры – например с песком, «Связующая нить»,
« Медвежата» Авторы Н.В. Клюева, И.В. Устеленцева.
Также для снятия напряжения также можно использовать игры:
«Снеговик», в которой дети изображают снеговиков , а когда приходит «Весна» они «тают»-расслабляют свое тело и медленно опускаются на пол.
«Улитка». В этой игре дети выстраиваются за воспитателем и заворачиваются в улитку, уходя от лягушки. Затем лягушка замирает и по команде воспитателя: «Лягушка ускакала, дети не расцепляя рук прохаживаются по комнате и говорят:
«Вновь гулять улитка хочет. Радуется и хохочет.
Игра повторяется несколько раз.
Таким образом агрессию детей можно снимать разными способами:
-играть в спокойные игры
- подвижные игры, снимающие напряжение позволяют высвободить энергетический потенциал гиперактивным детям.
-игры на сплочение и взаимодействие формируют дружественные взаимоотношения между детьми.
-проконсультироваться с психологом
Вывод: коррекционная работа направлена на работу со всей группой, а не на отдельных детей, имеющих агрессивное поведение. И этой работой занимаемся мы воспитатели и тем самым стабилизируем поведение детей с разным уровнем агрессивности.
Литература:
1.Е. Гаспарова Агрессивные дети // Дошкольное воспитание №1, 1989.
2. .Е. Гаспарова Упрямство и капризы// Дошкольное воспитание №1, 1989.
3.Т.А. Березина. Педагогические условия коррекции недостатков поведения импульсивных дошкольников в семье // Развитие и воспитание дошкольника. Международный сборник научных трудов, СПб, 1993
4.Оценка физического и нервно- психического развития детей раннего возраста // под редакцией Н. А. Ноткиной- СПб,1995
5. И. А. Фурманов Азбука для родителей- Л,1991
6.Психологический словарь 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа с гиперактивными детьми.
Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.Первое направление - ежедневная работа о развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок ( утренней и...
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Приемы модификации детей с гиперактивностью....
Особенности коррекционной работы с гиперактивными детьми
Здесь я расскажу о гиперактивных детях. Дам описание ,что такое гиперактивность. Как правильно построить коррекционную работу с ними....
Коррекционная работа с гиперактивными детьми
Что такое гиперактивнось? Портрет гиперактивного ребенка. Правила работы с гиперактивными детьми....
Методическая разрабока "Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет"Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная...
"Коррекционная работа с гиперактивными детьми"
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Коррекция гиперактивного поведения детей дошкольного возраста»Признаки гиперактивного поведения детейЧасто наблюдается беспокойные движения в кистях и стопах; сидя н...
Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Советы воспитателям.
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен...