Консультация для воспитателей
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Метод проектов эффективная форма работы по воспитанию гражданственности у дошкольников»
В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей родины.
Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.
В современных условиях продолжающихся кризисных явлений произошёл резкий спад и в семейном воспитании подрастающего поколения. Особую тревогу вызывает одно из ключевых направлений семейного воспитания, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности ребенка как патриота России, способного отстаивать её интересы.
В сложившихся условиях значительно возрастает роль образовательных учреждений, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление личности ребенка, его подготовка к самостоятельной жизни.
В связи с этим в современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В настоящее время патриотизм рассматривается как важнейшая ценность, интегрирующая социальный и духовно-нравственный компонент.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство.
Основы гражданственности и патриотизма в дошкольном возрасте возможно сформировать лишь при условии целенаправленной и систематичной работы, основанной на принципе сотрудничества детей и взрослых. Для реализации данной задачи как нельзя лучше подходит проектная деятельность.
ШКЕЛЬ Виктория Федоровна (кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования) утверждает: «Метод проектов очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в изменившейся ситуации».
Технология проектирования является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Проект в педагогике понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразными. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1.Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3.Информационно-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Нормативные (проекты по созданию новых норм,соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка.
Осуществление проекта строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников. Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-речевая деятельность включает рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества. В разделе изобразительного искусства проводятся беседы о народных промыслах, беседы о творчестве художников с рассматриванием репродукций. Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: декоративное рисование, сюжетное рисование и др. Игровая деятельность включает дидактические игры и сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях дети прослушивают и разучивают песни о родном городе.
Работа ведется в тесном сотрудничестве с родителями. Вместе с родителями дети посещают музеи, театры, достопримечательности города. В семье дети могут выполнить совместные художественно-творческие работы, подбрать иллюстрации, фотографии и художественные произведения по теме проекта. При поддержке родителей в группе можно организовать тематические выставка, оформить фотоальбомы «Мой родной город», «Помним, гордимся», «Достопримечательности Крыма».
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, составлять родословное древо, пополнять знания о традициях и обычаях семьи, о родном городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях, о космосе, планетах Солнечной системы, о первых покорителях космоса. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...