Духовно - нравственное воспитание дошкольников
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознательное стремление к идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное образование
твердой и свободной воли.
Н. И. Пирогов
На сегодняшний день проблема нравственности очень актуальна. В дошкольном возрасте у детей формируется основа духовно-нравственной системы, от которой зависит дальнейшее отношение ребенка к окружению и миру в целом, а проигнорировав естественное стремление ребенка к доброму и искреннему, взрослый собственноручно рушит фундамент истинно важных качеств ребенка.
Поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников. Крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенной на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.
С 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Одной из задач стандарта является: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В моей работе эта задача реализуется посредством непрерывной образовательной деятельности, игровой деятельности, в ходе режимных моментов, формирования развивающей среды в группах.
Игра – это основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе я всегда использую игры, как современные, так и народные.
В народных играх отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести. Перед игрой, как правило, нужно рассказать о культуре и быте того или иного народа. Обычно, я использую русские народные игры: «Ручеёк», «У бабушки Маланьи», «Гори ясно», «Ловкий в кругу» т. д.
Для того, чтобы дети знали, что в нашем районе есть разные национальности и в каждой из них существуют свои традиции, национальные костюмы, блюда
Мною была создана картотека дидактических игр с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Собери картинку »…
Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.
Дети младшего дошкольного возраста приобщаются к фольклору через народные песенки, потешки, колыбельные песенки, которые так близки им и понятны. Далее, дети старшего дошкольного возраста приобщаются к устному народному творчеству через волшебные сказки, пословицы, поговорки, народные приметы.
В нашем районном поселке есть музей. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промыслами своих предков, историей района. Обязательно, в своей работе провожу прогулки и экскурсии к объектам социального назначения (библиотека, почта); военным памятникам; к церкви. Так же, показываю детям познавательные фильмы и презентации.
Во всех группах детского сада организованы уголки по нравственно-патриотическому воспитанию.
В нашем детском саду традиционно проводятся мероприятия, которые благотворно влияют на развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников: «Осенняя ярмарка», «День матери», «Защитники отечества», «Масленица», «Никто не забыт, ничто не забыто».
Важным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию является сотрудничество с родителями, т. к. духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Различные формы сотрудничества помогают в решении духовно-нравственных задач. Родители участвуют в тематических выставках, конкурсах, совместных развлечениях и праздниках. В нашем детском саду ежегодно проводятся родительские недели, где родители принимают непосредственное участие.
Здесь родители себя проявляют в различных ролях: проводят режимные моменты вместе с детьми, рассказывают о своих профессиях, проводят викторины. Одной из любимых традиций нашего детского сада является, поход в «семейное гнездо». В детском саду при помощи родителей создана «комната сказок», которая постоянно обновляется и пополняется.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...