Этикетная культура в одежде педагога
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этикетная культура в одежде педагога | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Этикетная культура в одежде педагога
Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности) - учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем, который поместил ее между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой). Центральной частью этики он считал учение о добродетелях, как нравственных качествах человека. Ее требования нашли отражение во многих сферах деятельности человека, в том числе и педагогической.
Культура общения, от которой во многом зависит, как относятся к нам окружающие — коллеги и воспитанники, основана на соблюдении определенных правил, именуемых этикетом.
Этикет — совокупность правил поведения, регламентирующих, что допустимо и приемлемо в данном обществе или в данной, ситуации, а что нет.
Конечно, он определяет лишь формы, «технику» общения и поведения, поэтому само по себе знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком. Поведение в обществе должно опираться на общие принципы и нормы морали, демонстрируя связь между этикетом и этикой.
Для педагога знание и соблюдение правил этикета является одним из обязательных элементов его профессионализма. Помимо того, что это — «ярлык», показатель уровня его собственной культуры, это, к тому же, — те знания, умения и навыки, которые он непосредственно, своим поведением или целенаправленно, в процессе воспитательной работы, должен передавать своим подопечным.
Профессиональная этика - совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации - занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста.
Педагогический этикет включает в себя совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление взаимоотношений, возникающих между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем воспитанника, педагогом и педагогом, характеризуемых уважением к воспитаннику, его родителю, коллеге, а также стремлением к установлению доброжелательных, творческих отношений, доставляющих радость общения. Педагогический этикет проявляется в различных сторонах жизни и деятельности преподавателя - в профессиональном имидже, речевой манере, в реальном поведении.
Соблюдение педагогического этикета помогает осуществлению личностно-ориентированного подхода в воспитании, создает условия для педагогического общения учителя и учеников, направленного на создание благоприятного психологического климата в среде учащихся, способствующего установлению правильных взаимоотношений, как с классом, так и с отдельным ребенком. Соблюдение этикета помогает укреплению авторитета преподавателя среди учащихся. Например, учитель высказал ученику комплимент, в основе которого лежит реальный позитивный поступок, и это не только порадует ребенка, но и повысит его эмоциональную доверительность к преподавателю. Или, наоборот, правильно сделанное критическое замечание не отвратит ребенка от преподавателя, а внушит ему желание исправить недостаток, а заодно и желание прислушиваться к словам педагога. В то же время, напротив, несоблюдение этикета негативно влияет на педагогическую деятельность.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным преподавателем. Педагог всем своим внешним обликом должен располагать к себе обучаемых и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил; красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Внешний вид помогает педагогу улучшить свой профессиональный имидж и добиться успеха.
Хотя и говорят, что провожают по уму, но встречают-то по «одежке! Одежда - одно из главных условий того, насколько хорошее мнение сложится о вас. Основой этикетной культуры в одежде является вкус. Если такт относится к области взаимоотношений людей друг к другу, то вкус определяет эстетическое «отношение людей к вещам, что также является условием этикетной культуры. Одеваться со вкусом – это значит проявлять внимание к окружающим, так как гораздо приятнее иметь дело с изящно одетыми людьми.
Этикетная культура требует также, чтобы одежда была опрятной, вычищенной и выглаженной, так как аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить свое, и чужое время, а расхлябанность, неопрятность в одежде – синоним суетливости, забывчивости.
В современном обществе меняется статус учителя, его функциональные обязанности и права и, собственно, даже учительский образ. И все-таки неизменно для педагогов внешность играет первостепенное значение. Внешность учителя выполняет несколько специфическую роль, ведь он имеет дело не просто с социумом, а с будущим страны. Педагог – это своеобразный эталон, образец для подражания. Поэтому облик учителя должен быть безупречным во всех отношениях.
Впечатление, которое производит учитель во время первой встречи со своими воспитанниками, оставляет неизгладимый след в памяти учеников. Понятно, что решающую роль здесь играет именно внешность. Как правило, ученикам требуется определенное время, чтобы разобраться, что же кроется за "одеждой". Учителю же важно не потерять возможностей для установления дружеских отношений с учениками, что является основной позитивного взаимодействия.
Как свидетельствуют педагоги-практики, влияние учителя на учеников начинается после первого визуального знакомства. Поэтому позиция должна быть однозначной: внешность учителя - не мелочь, это всегда важно и актуально, это ступенька к успеху в деле воспитания учащейся молодежи.
Внешний вид педагога должен отличаться элегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью, внушать уважение и вызывать доверие. В этом случае, классический, даже немного консервативный вид куда уместнее, чем ультрамодные наряды.
Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия. Идеальной формой одежды для учителя является такая, которая способствует сосредоточению внимания учеников не на изучении деталей одежды, а именно на усвоении материала. Такой одеждой может быть деловой костюм, который подчеркивает профессиональные, личные качества и официальность отношений с учениками. К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку. Для женщины – это не обязательно должен быть брючный костюм или пиджак с юбкой, это может быть и красивое, но элегантное платье.
В российских традициях черный, белый и серый цвета поднимают статус личности в глазах окружающих, а яркая цветная гамма может повлиять на качество усвоения материала классом, привлекая внимание исключительно к внешнему виду учителя. Выбирая пастельные, спокойные цвета, вы можете быть уверены, что внимание будет сконцентрировано именно на изложении вашего материала. Предпочитающими цветами для деловой одежды считаются серый, черный, коричневый, бежевый, темно-синий, темно-бордовый. Блузки и рубашки могут быть нежных пастельных тонов. Старайтесь избегать люрекса, кожи, блесток и искусственных материалов.
Учитель может скорректировать свой имидж, улучшить его, а значит, найти взаимопонимание с учениками и коллегами по работе, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении.
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер.
Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими, если учитель не хочет, чтобы в течение всего урока ученики внимательно изучали ее новое колье, вместо того, чтобы учиться. Аксессуары следует выбирать неброские: прекрасно подойдут бусы из некрупного жемчуга средней длины, тонкие кольца из благородного металла, небольшие серьги.
Типичными деталями превосходства являются очки (идет переоценка умственного и образовательного уровня), длинные волосы у мужчин (если это не протест хиппи, то идет переоценка духовного, интеллектуального уровня, круга интересов).
Необходимо позаботиться о прическе, макияже и маникюре: вы должны производить впечатление ухоженной женщины. Чтобы выглядеть максимально естественно, макияж и маникюр подбирается в сдержанных нейтральных тонах. Прическа должна быть в меру строгой. Цвет волос должен быть естественным.
Удачно подобранный гардероб поможет своему владельцу не только произвести благоприятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.
Запах – один из ведущих показателей того, из какого социального слоя человек, сигнал о его социальном статусе. Запах учебного заведения подает сигнал о степени ухоженности всего здания, уровне культуры его обитателей. Дети часто привыкают к запаху любимого учителя. Запах очень сильно действует на подсознание.
Арома-имидж включает в себя запах духов учителя, запах свежести проветриваемого помещения, аромат классной комнаты. Запах свежести можно создать при помощи эфирных масел апельсина, лимона, лаванды, пихты. Запахи обладают и лечебными свойствами.
Современному специалисту необходимо владение этикетом. Не бездумное его соблюдение просто потому, что так принято или выгодно; не отрицание этикета под предлогом, что это только техника, тогда как важны нравственные нормы и принципы. Необходимо знание сущности и содержания этикета, осознание его целесообразности и разумности.
Учитывая функции этикета, педагог имеет возможность разумно строить свое поведение, создавая благоприятные для педагогического общения условия, что способствует повышению качества его деятельности, развитию доброжелательных отношений с коллегами, повышению его авторитета. Современное педагогическое учебное заведение, будь то детский сад, школа, колледж или университет, является открытой образовательно-воспитательной системой, доступной различным по многим показателям людям (национальности, социальному положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню и т.д.). Правила этикета учитывают все эти различия, потому их соблюдение успешно сказывается на воспитательно-образовательном процессе. Зная этикет, педагог определит, как вести себя наилучшим образом в той или иной группе детей и взрослых людей.
Этикет базируется на морально-нравственной и формально-организационной основах. Прежде всего, он несет в себе нравственную нагрузку, укрепляя моральное состояние общества, являясь практическим отражением в поведении личности норм морали. Можно сказать, что этикет дает педагогу технику поведения, позволяющую ему демонстрировать нравственное отношение к окружающим людям.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого человека, которая проявляется даже в одежде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние цвета одежды педагога на восприятие его детьми»
Замечательный готовый материал, который может использоваться и психологами, и руководителями. Задумывались ли Вы, почему выбираете одежду определённой цветовой гаммы? Вы чувствуете себя комфортно в ор...
Взаимодействие с администрацией обр. организации, педагогом-психологом, инструктором по физ. культуре, мед. работником, педагогами доп. образования и др.
1.Журнал взаимодействия педагога-психолога с воспитателем детского образовательного учреждения.2.Журнал взаимодействия воспитателя с физкультурным руководителем.3.Журнал взаимодействия музыкальн...
«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»
Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что ...
Взаимодействие с администрацией обр.организации, педагогом-психологом, инструктором по физ.культуре, мед.работником, педагогами доп.образования и др.
1. Журнал взаимодействия музыкального руководителя с воспитателем2. Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста3. Взаимодействие с педагогом-психологом...
Семинар для педагогов "Культура общения современного педагога"
Требования к речи современного педагога...
Консультация для педагогов Тема: «Культура речевого поведения педагога ДОУ»
Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных ...
Требования к безопасному проведению занятий по физической культуре и одежде занимающихся
Памятка-консультация для родителей. Содержит краткое описание соновных причин травматизма. Требования к одежде занимающихся....