«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»
консультация

Наталья Николаевна Шагина

Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви! »

Словом можно возвысить и унизить человека, слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в различных науках. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shagina_n.n._soobshchenie._kultura_rechevogo_obshcheniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА.

Культура речевого общения педагога»

Подготовила:

педагог-психолог

 высшей квалификационной категории

Шагина Наталья Николаевна

г. Гусь-Хрустальный

2018 г.


«Коммуникативная компетенция» - способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной(подлинной) ситуации общения.

Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви! »

Словом можно возвысить и унизить человека, слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в различных науках. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека

Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета. «Этикет... — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям».

Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, даже если он — лицо начальствующее, а присутствующие — его подчиненные. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.

Культура речевого общения и вежливость — понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость — это «...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».

Кто из нас не хочет говорить красиво, правильно, убедительно, в общем, быть хорошим собеседником, который в разговоре с людьми приковывает к себе внимание, вызывает симпатии? И здесь, как известно, немалую роль играют такие притягательные личностные качества, как деликатность, такт, речевая сдержанность, что в известной мере составляет тот ценный сплав, который принято называть обаянием личности.

Деликатность... Человек, наделенный этим свойством, проявляет высокую культуру общения, не допустит высокомерия и слов, унижающих другого.

Чувство такта помогает наладить контакты, является регулятором содержания и форм речевого общения — о чем и как говорить, когда и как вступить в разговор.

Обаяние личности... Прежде всего, это оптимальное речевое общение с детьми и взрослыми, умении воздействовать на них словом так, чтобы нравиться им, быть для них интересным человеком.

Важно иметь в виду, что искусство речевого общения зависит от целого комплекса культурного достояния личности. Особо выделяют культуру речи — умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Каждый педагог  повседневно соприкасается со своими коллегами — сменным воспитателем, заведующей, младшим воспитателем, родителями воспитанников. Речевое производственное общение должно быть содержательно, динамично, немногословно.

Общение в сфере производственных отношений требует оптимального речевого этикета. Например, не допускать на работе панибратства, называть друг друга на «Вы», по имени и отчеству (даже свою подругу, или младшего по возрасту, или подчиненного), помнить о вежливых обращениях, о тональности общения, уметь властвовать своим настроением.

Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините» и т.д. могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица.

Для педагога, чья профессия связана с умением воздействовать словом, чрезвычайно важно знать такие «секреты» речевых обращений, которые помогают устанавливать коммуникативные связи и вести диалог с маленьким ребенком и со старшим дошкольником, со своим коллегой и няней, администрацией и незнакомым человеком.

Речевая сдержанность - одно из драгоценных умений, помогающих установить обратную связь с собеседником. Умение сделать в разговоре паузу, а то и промолчать. Как это необходимо, чтобы вникнуть в суть сказанного.

Постоянный контроль педагога за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность (которые, обычно проявляются в речевом общении особенно ярко) мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.

Самый серьезный экзамен, способный выявить, обладаем ли мы культурой речевого общения,— конфликтная ситуация. (Увы, никто от нее не застрахован!) Может быть, существует какая-то возможность избежать конфликтной ситуации или хотя бы сгладить ее, погасить?

В нашем ДОУ функционирует педагогическая гостиная «Ручеек», в рамках которой мы с педагогами и работаем над проблемами, возникающими в сфере общения, над теми составляющими, о которых я говорила выше.

На встречах мы учимся использовать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, применение техники «я - сообщения», которая значительно повышает эффективность понимания того, о чем говорит педагог, например, используя данную технику, вместо обвинения «Вы опять опоздали» мы получаем фразу вроде «Когда вы опаздываете, я волнуюсь, потому что не знаю причину вашего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы предупреждали меня, если задержитесь». С помощью моделирования и анализа профессиональных ситуаций педагоги познакомились с техниками «психологического самбо», которые позволяют выдержать ту необходимую паузу для осмысления, сказанного оппонентом и ситуации в целом.

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры людей, интереса к языку. Поэтому совместно с Василисой Валерьевной, логопедом проводили практикум по теме «Речевой этикет педагога», на котором совместно с воспитателями разбирали типичные ошибки в речи, учились грамотно и доступно излагать свои мысли при общении с родителями, коллегами и воспитанниками.

Так как речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации – жесты, мимика, тональные особенности, поза. С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова? Как часто в течение дня улыбаемся? Назрела необходимость провести для педагогов тренинг по развитию невербальных средств общения. С помощью разыгрывания психологических и театрализованных этюдов педагоги смогли посмотреть на себя как-бы со стороны и переосмыслить свое профессиональное поведение, стали больше обращать внимание на жесты, позы, мимику, которые используют при взаимодействии с окружающими. Несомненно, и в дальнейшем деятельность по развитию коммуникативной компетентности педагога будет осуществляться, и основываться на  запросах педагогов и администрации, анализе, проведенных диагностических мероприятий.

Закончить свое выступление хочу высказыванием Джима Рона: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса».

И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....

«Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников....

"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста"

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников. Проце...

Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста

Предлагаемые упражнения, игры развивают у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение ...

Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения педагога

Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения воспитателя Компетентный труд педагога – это труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельн...

"Коммуникативная компетентность педагога. Отличие речевой коммуникации от речевого общения".

      Французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери  утверждал, что человеческое общение –  самая большая роскошь....