«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»
консультация
Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви! »
Словом можно возвысить и унизить человека, слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в различных науках. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shagina_n.n._soobshchenie._kultura_rechevogo_obshcheniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА.
Культура речевого общения педагога»
Подготовила:
педагог-психолог
высшей квалификационной категории
Шагина Наталья Николаевна
г. Гусь-Хрустальный
2018 г.
«Коммуникативная компетенция» - способность осуществлять общение посредством языка, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками общения, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной(подлинной) ситуации общения.
Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви! »
Словом можно возвысить и унизить человека, слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в различных науках. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека
Культура речевого общения предполагает соблюдение определенного речевого этикета. «Этикет... — совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям».
Тот, кто руководствуется нормами речевого этикета, войдя в помещение, здоровается первым, пусть, даже если он — лицо начальствующее, а присутствующие — его подчиненные. Приветствие произносится внятно и доброжелательно, иначе оно теряет смысл.
Культура речевого общения и вежливость — понятия неразделимые, которые свидетельствуют о нравственной воспитанности личности. В «Словаре по этике» сказано, что вежливость — это «...моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».
Кто из нас не хочет говорить красиво, правильно, убедительно, в общем, быть хорошим собеседником, который в разговоре с людьми приковывает к себе внимание, вызывает симпатии? И здесь, как известно, немалую роль играют такие притягательные личностные качества, как деликатность, такт, речевая сдержанность, что в известной мере составляет тот ценный сплав, который принято называть обаянием личности.
Деликатность... Человек, наделенный этим свойством, проявляет высокую культуру общения, не допустит высокомерия и слов, унижающих другого.
Чувство такта помогает наладить контакты, является регулятором содержания и форм речевого общения — о чем и как говорить, когда и как вступить в разговор.
Обаяние личности... Прежде всего, это оптимальное речевое общение с детьми и взрослыми, умении воздействовать на них словом так, чтобы нравиться им, быть для них интересным человеком.
Важно иметь в виду, что искусство речевого общения зависит от целого комплекса культурного достояния личности. Особо выделяют культуру речи — умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.
Каждый педагог повседневно соприкасается со своими коллегами — сменным воспитателем, заведующей, младшим воспитателем, родителями воспитанников. Речевое производственное общение должно быть содержательно, динамично, немногословно.
Общение в сфере производственных отношений требует оптимального речевого этикета. Например, не допускать на работе панибратства, называть друг друга на «Вы», по имени и отчеству (даже свою подругу, или младшего по возрасту, или подчиненного), помнить о вежливых обращениях, о тональности общения, уметь властвовать своим настроением.
Культура речевого общения проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Привычные для нас слова «пожалуйста», «извините» и т.д. могут прозвучать приветливо, радушно, уважительно или небрежно, холодно, высокомерно. Все зависит от того, каким тоном мы их произнесем и с каким выражением лица.
Для педагога, чья профессия связана с умением воздействовать словом, чрезвычайно важно знать такие «секреты» речевых обращений, которые помогают устанавливать коммуникативные связи и вести диалог с маленьким ребенком и со старшим дошкольником, со своим коллегой и няней, администрацией и незнакомым человеком.
Речевая сдержанность - одно из драгоценных умений, помогающих установить обратную связь с собеседником. Умение сделать в разговоре паузу, а то и промолчать. Как это необходимо, чтобы вникнуть в суть сказанного.
Постоянный контроль педагога за своей речью, стилем речевых контактов, эмоциями и их самооценка помогают осмысливать свои достоинства и недостатки с точки зрения их профессиональной и социальной ценности. Горячность, высокомерие, угрюмость, вспыльчивость, неуравновешенность (которые, обычно проявляются в речевом общении особенно ярко) мешают педагогу, подрывают его авторитет. Подобные проявления нельзя оправдать характером, ибо это результат низкой требовательности к себе.
Самый серьезный экзамен, способный выявить, обладаем ли мы культурой речевого общения,— конфликтная ситуация. (Увы, никто от нее не застрахован!) Может быть, существует какая-то возможность избежать конфликтной ситуации или хотя бы сгладить ее, погасить?
В нашем ДОУ функционирует педагогическая гостиная «Ручеек», в рамках которой мы с педагогами и работаем над проблемами, возникающими в сфере общения, над теми составляющими, о которых я говорила выше.
На встречах мы учимся использовать стратегии поведения в конфликтных ситуациях, применение техники «я - сообщения», которая значительно повышает эффективность понимания того, о чем говорит педагог, например, используя данную технику, вместо обвинения «Вы опять опоздали» мы получаем фразу вроде «Когда вы опаздываете, я волнуюсь, потому что не знаю причину вашего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы вы предупреждали меня, если задержитесь». С помощью моделирования и анализа профессиональных ситуаций педагоги познакомились с техниками «психологического самбо», которые позволяют выдержать ту необходимую паузу для осмысления, сказанного оппонентом и ситуации в целом.
Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры людей, интереса к языку. Поэтому совместно с Василисой Валерьевной, логопедом проводили практикум по теме «Речевой этикет педагога», на котором совместно с воспитателями разбирали типичные ошибки в речи, учились грамотно и доступно излагать свои мысли при общении с родителями, коллегами и воспитанниками.
Так как речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации – жесты, мимика, тональные особенности, поза. С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова? Как часто в течение дня улыбаемся? Назрела необходимость провести для педагогов тренинг по развитию невербальных средств общения. С помощью разыгрывания психологических и театрализованных этюдов педагоги смогли посмотреть на себя как-бы со стороны и переосмыслить свое профессиональное поведение, стали больше обращать внимание на жесты, позы, мимику, которые используют при взаимодействии с окружающими. Несомненно, и в дальнейшем деятельность по развитию коммуникативной компетентности педагога будет осуществляться, и основываться на запросах педагогов и администрации, анализе, проведенных диагностических мероприятий.
Закончить свое выступление хочу высказыванием Джима Рона: «Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса».
И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста....
«Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста»
На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников....
"Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста"
На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в обществе взрослых и сверстников. Проце...
Игры для формирования коммуникативных навыков и культуры речевого общения детей дошкольного возраста
Предлагаемые упражнения, игры развивают у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение ...
Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения педагога
Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения воспитателя Компетентный труд педагога – это труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельн...
"Коммуникативная компетентность педагога. Отличие речевой коммуникации от речевого общения".
Французский писатель-гуманист Антуан де Сент-Экзюпери утверждал, что человеческое общение – самая большая роскошь....