Адаптационный период для детей 3-4 лет.
статья (младшая группа)
Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и воспитателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптационный период для детей 3-4 лет.
Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и воспитателей. Период адаптации для меня, как воспитателя, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. В это время особенно важно заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка. В настоящее время накоплен большой опыт организации приема детей в детские учреждения.
Широко практикуется работа с родителями, внедряется одинаковый режим дня в детском саду и дома. Однако, для того, чтобы по настоящему управлять поведением ребенка (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе привыкания его к условиям общественного воспитания.
Чтобы облегчить вхождение в адаптационный период родителям предлагают посещать группу. Во время посещения в группе, на первом его этапе, происходит наше знакомство с родителями будущих воспитанников и самими воспитанниками.
Цель данного посещения состоит в том, чтобы родители подготовили детей к менее болезненному привыканию к новым условиям жизни малыша и подготовились сами. Опытные педагоги, психолог, медицинский работник оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблеме адаптации детей к детскому саду, дают советы и рекомендации для преодоления возникающих трудностей.
В это же время происходит первое знакомство родителей, детей и воспитателей. Первичное знакомство с родителями малышей проводится в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания.
Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях. Я внимательно изучаю анкеты и беседую с родителями. Ведь именно в этот период родители должны узнать главные задачи адаптационного периода, о его стрессовом влиянии на ребенка, о возможных нарушениях.
Родителям следует подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, о том как он приучается к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют.
На основе этих данных, с учетом индивидуальных особенностей ребенка определяю степень его субъективной готовности к поступлению в детский сад и даю родителям рекомендации «Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад» Да и самому ребенку это пойдет на пользу. Если он вдруг вспомнит о маме, я смогу предложить ему любимую игрушку, зная, чем его можно отвлечь, успокоить. Опора на знакомое помогает отвлечься, обрести спокойствие.
Для родителей провожу экскурсию по групповым помещениям, подробнее знакомлю с условиями и режимом группы. Показываю, где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия, детские книжки. Выясняю, какими игрушками ребенок играет дома.
Для родителей была представлена выставка фотоматериалов о жизни детского сада, предложена методическая литература. Родители прислушивались к советам и рекомендациям специалистов детского сада.
Я практикую различные формы работы с семьей:
1. Общение с малышами в группе
2. Анкетирование
3. Рекомендации родителям
4. Консультации
5. Беседы
6. Родительские собрания
7. Папки-передвижки
В работе с родителями совершенно необходим индивидуальный подход к каждой семье, к каждому ее члену.
В нашем детском саду установление первых контактов с родителями происходит до первого дня прибытия ребенка. Я приглашаю родителей с детьми посетить ДОУ, предоставляю им информацию о деятельности детского сада, о приоритетном направлении. На стендах размещена краткая, но важная информация характеризующая ДОУ: дипломы, грамоты и другие сведения о достижениях детей и педагогического коллектива.
Родители имеют возможность познакомиться с творческим достижением взрослых и детей: организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, творчества педагогов
Но все же родителям рекомендую не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к детскому саду и таким образом, можно будет избежать неприятностей.
Подготовка ребенка к поступлению в детский сад включает:
- Укрепление здоровья.
- Формирование опыта и навыков общения с взрослыми и сверстниками.
- Приучение к режиму дня.
- Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.
- Формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и привычек.
- Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.
Вместе со мной, за периодом адаптации у детей наблюдает психолог. По результатам работы проводится диагностика, с дальнейшим планированием работы с каждым ребенком.
Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации, в основном, легкая и средняя.
Это позволяет судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
В дальнейшем планирую совершенствовать работу в этом направлении, тем самым, способствуя более быстрому и безболезненному привыканию детей к детскому саду
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет
Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...
Рекомендации в адаптационный период родителям детей раннего возраста
Чтобы легче проходило привыкание к детскому саду, мы предлагаем вам, родителям следующие советы...
Советы для родителей в адаптационный период у детей
Рекомендации родителям в адаптационный период у детей...
Игры в адаптационный период для детей 3-4 лет
Комплекс игр для успешной адаптации детей 3-4 лет...
Комплекс игр для сглаживания адаптационного периода. (для детей от 2-х до 3-х лет)
Картотека игр для детей 1 младшей группы д/сада...
Перспективное планирование по гибкому режиму на летний адаптационный период для детей третьего года жизни (первая младшая группа)
(ОЧЕНЬ ПОМОГАЕТ ПРИ НАПИСАНИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПЛАНА В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД)...
Игры в адаптационный период для детей 2-3 лет
В какие игры можно поиграть с детьми 2-3 лет в период адаптации...