Адаптационный период для детей 3-4 лет.
статья (младшая группа)

Еромова Людмила Валерьевна

Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и воспитателей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    Адаптационный период для детей 3-4 лет.

Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и воспитателей. Период адаптации для меня, как воспитателя, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. В это время особенно важно заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка. В настоящее время накоплен большой опыт организации приема детей в детские учреждения.

 Широко практикуется работа с родителями, внедряется одинаковый режим дня в детском саду и дома. Однако, для того, чтобы по настоящему управлять поведением ребенка (а не только направлять его) в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе привыкания его к условиям общественного воспитания.

Чтобы облегчить вхождение в адаптационный период родителям предлагают посещать группу. Во время  посещения в группе, на первом его этапе, происходит наше знакомство с родителями будущих воспитанников и самими воспитанниками.

Цель данного посещения состоит в том, чтобы родители подготовили детей к менее болезненному привыканию к новым условиям жизни малыша и подготовились сами. Опытные педагоги, психолог, медицинский работник оказывают квалифицированную консультативную помощь родителям по проблеме адаптации детей к детскому саду, дают советы и рекомендации для преодоления возникающих трудностей.

В это же время происходит первое знакомство родителей, детей и воспитателей. Первичное знакомство с родителями малышей проводится в форме анкетирования, направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания.

Но практика показала, что не все родители в анкетах раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях. Я внимательно изучаю анкеты и беседую с родителями. Ведь именно в этот период родители должны узнать главные задачи адаптационного периода, о его стрессовом влиянии на ребенка, о возможных нарушениях.

Родителям следует подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, о том как он приучается к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют.

На основе этих данных, с учетом индивидуальных особенностей ребенка определяю степень его субъективной готовности к поступлению в детский сад и даю родителям рекомендации «Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад» Да и самому ребенку это пойдет на пользу. Если он вдруг вспомнит о маме, я смогу предложить ему любимую игрушку, зная, чем его можно отвлечь, успокоить. Опора на знакомое помогает отвлечься, обрести спокойствие.

 

Для родителей провожу экскурсию по групповым помещениям, подробнее знакомлю с условиями и режимом группы. Показываю, где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия, детские книжки. Выясняю, какими игрушками ребенок играет дома.

Для родителей была представлена выставка фотоматериалов о жизни детского сада, предложена методическая литература. Родители прислушивались к советам и рекомендациям специалистов детского сада.

Я практикую различные формы работы с семьей:

1. Общение с малышами в группе

2.  Анкетирование

3. Рекомендации родителям

4. Консультации

5. Беседы

6. Родительские собрания

7. Папки-передвижки

В работе с родителями  совершенно необходим индивидуальный подход к каждой семье, к каждому ее члену.

В нашем детском саду установление первых контактов с родителями происходит до первого дня прибытия ребенка. Я приглашаю родителей с детьми посетить ДОУ, предоставляю им информацию о деятельности детского сада, о приоритетном направлении. На стендах размещена краткая, но важная информация характеризующая ДОУ: дипломы, грамоты и другие сведения о достижениях детей и педагогического коллектива.

Родители имеют возможность познакомиться с творческим достижением взрослых и детей: организуются выставки детского творчества, совместного творчества детей и родителей, творчества педагогов

Но все же родителям рекомендую не бояться трудностей адаптационного периода. Для этого необходимо заранее готовить ребенка к детскому саду и таким образом, можно будет избежать неприятностей.

Подготовка ребенка к поступлению в детский сад включает:  

-  Укрепление здоровья.

 - Формирование опыта и навыков общения с взрослыми и сверстниками.

-  Приучение к режиму дня.

-  Рациональное питание. Приближение домашнего рациона к рациону детского сада.    

- Формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков и привычек.

- Развитие самостоятельности, активности, любознательности, игровых умений.

Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Вместе со мной, за периодом адаптации у детей наблюдает психолог. По результатам работы проводится  диагностика, с дальнейшим планированием работы с каждым ребенком.

Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит успешно. Степень адаптации, в основном, легкая и средняя.

Это позволяет судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

В дальнейшем планирую совершенствовать работу в этом направлении, тем самым, способствуя более быстрому и безболезненному привыканию детей к детскому саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет

Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет...

Рекомендации в адаптационный период родителям детей раннего возраста

Чтобы легче проходило привыкание к детскому саду, мы предлагаем вам, родителям следующие советы...

Советы для родителей в адаптационный период у детей

Рекомендации родителям в адаптационный период у детей...

Игры в адаптационный период для детей 3-4 лет

Комплекс игр для успешной адаптации детей 3-4 лет...

Игры в адаптационный период для детей 2-3 лет

В какие игры можно поиграть с детьми 2-3 лет в период адаптации...