Предметно – пространственная развивающая среда
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Дополнительный материал
к аттестации на высшую квалификационную категорию
воспитателя МБДОУ «ДС № 99 «Топ-топ»
Осиян Елены Анатольевны
.
Предметно – пространственная развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС ДО, где прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованной деятельности и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая среду группы, я стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Цветовое решение интерьера, не раздражающее (крупные, «малоподвижные» предметы обстановки имеют спокойные тона, присутствуют яркие предметы – игрушки, элементы зон). Среда организована так, чтобы ребёнок пережил разные эмоции: удивление, интерес к окружающему, удовольствие, радость от самого процесса познания или преобразования мира и его результатов. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Игрушки среднего и мелкого размера дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе на полочках хранятся мозаика, кубики, настольно-печатные и дидактические игры. Насыщенность среды обеспечивает разнообразную деятельность: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование, изобразительную, музыкальную, двигательную активности ребенка. Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Центр познавательного развития «Знайка».
В центре расположены разнообразные материалы для формирования элементарных математических представлений, развития логики, мышления, внимания, воображения, формирования целостной картины мира. Также в центре расположен мобиль «Количественный счет», который помогает ребятам во время ООД и в свободной деятельности.
Центр речевого развития «Речецветик».
Речецветик - это веселый клоун, который встречает ребят в этом центре. Он одет в цветной костюм с яркими бумбонами, на которые можно подуть, выполнив тем самым дыхательную гимнастику. Также в центре можно найти большое количество разнообразных пособий для развития речевого дыхания выполненных детьми совместно с родителями, материалы для развития мелкой моторики рук и другие материалы для развития речи дошкольников.
Центр народного творчества «Фольклорное наследие»
Дошкольники должны хорошо знать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру, традиции своего народа и поэтому в нашей группе создан центр народного творчества «Фольклорное наследие». В нем расположены посуда и игрушки знаменитых народных промыслов. Дети знакомятся с декоративно-прикладным искусством. Украшает центр мобиль с веселыми матрешками и фигурками, расписанными гжельской и хохломской росписью. Здесь дети могут познакомиться с народным бытом. Без зрительных образов ребенок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде.
Рядом
Познакомиться с окружающим миром, символикой родного края, страны узнать на что дошкольник имеет право помогает центр гражданско-патриотического воспитания детей «Я живу в России», где размещены материалы: портрет президента нашей страны, флаг России, фотографии нашего города «Норильск», детская энциклопедия о России, плоскостные изображения этнических народов края.
Уголок уединения и эмоций «Фантазеры»
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, психологической разгрузки, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Ребенок чувствует себя здесь комфортно, спокойно и уютно. Здесь ребята могут создать себе и другим хорошее настроение, помочь своему другу расслабиться при помощи перчаток-массажеров, покричать в баночку крика, примерять на себя любой образ от сказочного героя до реально человека.
Музыкально-театрализованный центр «Петрушка» способствует стимулированию творческих замыслов, индивидуальных творческих проявлений. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети, а атрибуты для театра и режиссёрских игр (элементы костюмов) изготавливают родители. Зона музыкального развития формирует интерес к музыке, знакомит с музыкальными инструментами. Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах: дудочках, трещотках, барабанах. В этом центре размещены разнообразные виды театра, музыкальные инструменты, атрибуты для театрализованных игр. Так в центре есть подиум, войдя в который дети превращаются в настоящих артистов, певцов и музыкантов, в нем же они могут уединиться и побыть одни.
Проектируя образовательную среду, я как педагог, постаралась сделать её информативно богатой, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты развивающей среды продуманы, сочетаются между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивают содержательное общение взрослых и детей на основе разнообразия видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группе
Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной среды начала делать с младшей группы, прекрасно понимая, что без плана в данном деле не обойтись. Здесь было важно учесть много фа...