Технология «Дары Фрёбеля» в ДОУ.
статья
Предварительный просмотр:
Технология Дары Фрёбеля в ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
- игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
- используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
- игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Ф. Фребель разработал свой дидактический (обучающий) материал для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д. Дети, играя знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности. Рассматривая каждый «дар», Ф.Фребель разработал определенные правила.
1.Нужно побудить ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух. С этой целью немецкий педагог предлагает рифмованные строки для сопровождения игр. Их назначение состоит в возбуждении мышления ребенка для осознания им действий, которые он выполняет, и их последствий, а также действий, которые выполняет предмет, приведенный им в движение.
2.Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.). Это правило педагог объясняет на примере игры с мячом.
3.«В разнообразии повторения одного и того же заключается основа развития ребенка...», то есть в рассмотрении предмета (например, кубика) с разных сторон, из разных положений (показ проекций предмета). Все фребелевские игры с кубиком разработаны в соответствии с этим правилом. По мнению Ф. Фребеля, рассмотрение предметов таким способом покажет ребенку то, что один и тот же предмет с разных положений может видеться по-разному.
4.Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я использую, для:
- развития социальных и коммуникативных умений;
- сенсорного развития;
- развития мелкой моторики;
-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирования элементарных математических представлений;
- развития логических способностей;
- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;
- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.
Надо отметить, что игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка).
Это целый комплекс, состоящий из:
В составе набора 14 модулей:
Модуль 1 «Шерстяные мячики»
Модуль 2 «Основные тела»
Модуль 3 «Куб из кубиков»
Модуль 4 «Куб из брусков»
Модуль 5 «Кубики и призмы»
Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
Модуль 7 «Цветные фигуры»
Модуль 8 «Палочки»
Модуль 9 «Кольца и полукольца»
Модуль 10 «Фишки»
Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
Модуль 13 (5B) «Башенки»
Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Знакомство с каждым из наборов происходит по одним и тем же этапам:
- Визуальное обследование «Дара» как целого;
- Свободная игра ребёнка с «Даром»;
- Обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка;
- Совместное конструирование с педагогом;
- Конструирование по образцу;
- Конструирование и переконструирование, манипуляции с наборами: большое – маленькое, трансформация одного в другое, предоставление работе новых частей, качеств;
- Самостоятельная деятельность ребёнка с «Даром» в силу уже имеющегося опыта.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в весенний лес(с использованием инновационной технологии "Дары Фрёбеля" - Дар №7)
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окру...
«Использование игровой технологии «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» для развития творческого мышления у одаренных детей»
Цель: представление опыта работы по использованию игровой ткхнологии «Дары Фрёбеля» для развития творческого мышления у одаренных детейЗадачи:-познакомить педагог...
Технология "Дары Фрёбеля"
Конспект - описание технологии.Консультация для родителей.Консультация для педагогов.Конспекты занятий НОД....
Презентация технология "Дары Фрёбеля"
Презентация технология "Дары Фрёбеля"...
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ» В МОНИТОРИНГЕ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ С ЗПР АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ»
В современных детских садах педагогический процесс ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, создание возможностей для раскрытия его самобытности и уникальности, его способностей. И конечн...
Технология "Дары Фрёбеля"
Конспект - описание технологии.Консультация для родителей.Консультация для педагогов.Конспекты занятий НОД....
Консультация для родителей «Игры для детей раннего возраста по технологии «Дары Фрёбеля» (первый дар)»
Фридрих Фрёбель – немецкий педагог 19 века. С его именем связано возникновение первых детских садов. Он первый, кто заговорил о необходимости гармоничного воспитания детей дошкольного возраста, ...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Технология «Дары Фрёбеля» в ДОУ.
Очень интересный материал. А как наверное приятно с ним играть-заниматься ребятишкам?
Безусловно, детям очень
Безусловно, детям очень занимательно, думаю , что для детей ясельного возраста он тоже подойдет.