Рабочая программа вторая младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа вторая младшая группа | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание образовательной программы
№ | Наименование | Страницы |
I. | Целевой раздел. | |
1.1. | Пояснительная записка. | 2 |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика). | 6 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1. | Учебный план. | 10 |
2.2. | Формы, способы, методы и средства реализации программы. | 13 |
2.3. | Взаимодействие с семьей, социумом. | 17 |
2.4. | Планирование работы с детьми в группе: - Годовое планирование - Календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность) | 19 |
2.5. | Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ. | 21 |
2.6. | Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально - культурные и другие) | 21 |
III. | Организационный раздел. | |
3.1. | Оформление предметно-пространственной среды. | 22 |
3.2. | Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей) | 28 |
3.3. | Перечень методических пособий. | 32 |
I. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Федеральным законом об образовании, ФГОС ДО, программой «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, примерным региональным модулем программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», образовательной программой ДОУ, Сан Пин.
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Цель: создать каждому ребенку возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, развитие двигательной активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни.
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации–индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Основные принципы:
1. принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования.
3. принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
5. принцип сотрудничества с семьей.
6. принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7. принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8. принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9. принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.
Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.
Возрастные особенности развития детей 6-7 лет:
Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет.
Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку.
В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему.
Дети 3—4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»).
В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.
У развивающегося трехлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определенном уровне развития двигательной сферы ребенка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации.
В этот период высока потребность ребенка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребенок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.).
Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, синий, зеленый). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший.
В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия).
Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и вода холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.
Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно, однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 минут, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2—3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка — носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребенка первой половины четвертого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретенные в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвернутые, содержащие одну-две роли.
Неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к четырем годам ребенок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения.
В 3—4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого.
Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков.
В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребенок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребенок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трех частей.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребенок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально- ритмическим движениям).
1.2 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры и педагогическая диагностика).
Целевые ориентиры
- Ребенок может спокойно, не мешая другому ребенку, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве. Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
- Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживает героям.
- Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
- Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами- заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке.
- Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, ребенок пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
- Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Ребенок проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
- Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
- Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения. Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами. В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
- Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.). Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников. Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий. Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения, их действия, яркие признаки внешнего вида. Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки). Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
- Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.
Система мониторинга в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в форме педагогической диагностики и обеспечивает комплексный подход к оценке индивидуальных достижений детей, позволяет осуществлять оценку динамики их достижений в соответствии с реализуемой основной адаптированной образовательной программой ДОУ.
Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:
— деятельностных умений ребенка;
— интересов, предпочтений, склонностей ребенка;
— личностных особенностей ребенка;
— поведенческих проявлений ребенка;
— особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;
— особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.
Принципы педагогической диагностики:
Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.
Принцип объективности – стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому. Реализация принципа предполагает соблюдение ряда правил.
1. Соответствие диагностических методик возрастным и личностным особенностям диагностируемых.
2. Фиксация всех проявлений личности ребенка.
3. Сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей.
4. Перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики.
5. Постоянный самоконтроль педагога за своими собственными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.
Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом.
Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы:
— не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;
— учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально - личностного становления ребенка;
— обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.
Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.
Этот принцип раскрывается:
— в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);
— в безопасности для испытуемого применяемых методик;
— в доступности для педагога диагностических процедур и методов;
— во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).
Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.
Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.
Первый этап – проектировочный (определяем цели диагностики).
Второй этап – практический (проведение диагностики).
Третий этап – аналитический (анализ полученных фактов).
Четвертый этап – интерпретация данных (основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития).
Пятый этап – целеобразовательный (предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом).
Объект педагогической диагностики (мониторинга) – индивидуальные достижения детей в контексте 5 образовательных областей:
Объект педагогической диагностики (мониторинга) | Формы и методы педагогической диагностики | Периодичность проведения педагогической диагностики | Длительность проведения педагогической диагностики | Сроки проведения педагогической диагностики |
Индивидуальные достижения детей в контексте 5 образовательных областей: - Физическое развитие, - Познавательное развитие, - Речевое развитие, - Художественно- эстетическое развитие, - Социально-коммуникативное развитие | -наблюдение -беседа -анализ продуктов детской деятельности | 2 раза в год | 2недели | Сентябрь Май |
Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о системе внутреннего мониторинга качества освоения программы от 28.02.2014 приказ №13
II. Содержательный раздел
2.1 Учебный план
Направления развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие | Двигательная. | НОД - прием детей на воздухе в теплое время года - утренняя гимнастика - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (воздушные ванны, облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке) -физминутки на занятиях -прогулка в двигательной активности - гимнастика после сна - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) Подвижные игры | 15 мин. 3 раза в неделю (45 мин.) Ежедневно 3-5 мин Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно 3-7мин ежедневно 1 раз в месяц 10-15 мин Ежедневно Ежедневно 10-15 мин 2-3 раза в день. |
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская | НОД: Мир природы ФЭМП - проектирование - экспериментирование - дидактические игры - наблюдения, беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование - развивающие игры - интеллектуальные досуги - индивидуальная работа | 15 мин. 15 мин. 1 раза в неделю Ежедневно Ежедневно Ежедневно 1 раз в месяц 10-15 мин Ежедневно |
Речевое развитие | Коммуникативная Чтение | НОД: Развитие речи Чтение художественной литературы - дидактические игры - наблюдения, беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование - развивающие игры - индивидуальная работа | 15 мин. 1 раза в неделю 15 мин. 1 раз в 2 недели Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная Музыкально-художественная | НОД: Рисование Лепка Аппликация Конструирование Музыка - слушание - пение - танцы - экскурсии в природу - музыкально – художественные досуги - индивидуальная работа | 15 мин. 1 раз в 2 недели 15 мин 1 раз в 2 недели 15 мин 1 раз в 2 недели 15 мин 1 раз в 2 недели 15 мин 2 раза в неделю (30мин) 1 раз в месяц 10-15 мин |
Социально-коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - формирование навыков культуры еды - этика быта, трудовые поручения - дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке к занятиям - театрализованные игры - сюжетно – ролевые игры - воспитание в процессе хозяйственно – бытового труда и труда в природе - эстетика быта - тематические досуги в игровой форме - работа в книжном уголке - общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения) - сюжетно – ролевые игры | Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно Ежедневно |
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Направление развития | Формы реализации программы | |||
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьёй | ||
Образовательная деятельность (ОД) | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | |||
Социально-коммуникативное развитие | НООД, -сюжетно-ролевая игра - рассматривание - наблюдение - чтение - игра- экспериментирование - конструирование - исследовательская деятельность - беседа - проектная деятельность. Проблемная ситуация. | Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы), культурно- гигиенические процедуры (напоминание), игровая деятельность во время прогулки (напоминание), организованная деятельность, тематические досуги; ситуативный разговор с детьми. | Игры-эксперименты, сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта), внеигровые формы: изобразительная деятельность, конструирование, бытовая деятельность, наблюдения. Беседы, чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, решение задач. Игровая деятельность (игры в парах, игры с правилами, сюжетно- ролевые игры). Рассматривание иллюстраций, настольно- печатные игры. | наблюдение, чтение худ. литературы, праздники, конструирование, бытовая деятельность, развлечения чтение худ. литературы, праздники, просмотр видеофильмов, игры; личный пример, напоминание, объяснение, запреты, ситуативное обучение. |
Познавательное развитие | НООД, наблюдение, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, народные, дидактические игры. Беседы, проблемные ситуации, поисково-творческие задания, мини-занятия; обучение, объяснение, напоминание, рассказ. | сюжетно-ролевая игра - рассматривание - наблюдение - чтение - игра- экспериментирование - конструирование - исследовательская деятельность - беседа - проектная деятельность Проблемная ситуация | Во всех видах самостоятельной детской деятельности. | Во всех видах совместной деятельности детей с семьей. |
Речевое развитие | НООД, эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные). Сюжетно-ролевая игра. Игра-драматизация. Чтение художественной и познавательной литературы, подбор загадок, пословиц, поговорок, заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций (беседа). | Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение). Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. Хороводные игры, пальчиковые игры. Поддержание социального контакта. Работа в театральном уголке. Кукольные спектакли | Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек), Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). Игры в парах и совместные игры. Игра-импровизация по мотивам сказок. Театрализованные игры. Продуктивная деятельность. Настольно-печатные игры. | Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). Игры парами. Беседы. Пример взрослого. Чтение справочной литературы, рассматривание иллюстраций. Досуги, праздники. Посещение театра, прослушивание аудиозаписей. |
Художественно-эстетическое развитие | НООД (рисование, конструирование, лепка). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игры (дидактические, строительные, сюжетно- ролевые). Выставки работ репродукций произведений живописи. Проектная деятельность. Музыка в повседневной жизни: - театрализованная деятельность; - пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду. | Наблюдение. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Игра. Игровое упражнение. Конструирование из песка, природного материала. Лепка, рисование. Использование пения: - на музыкальных занятиях; - во время прогулки в теплую погоду; - в сюжетно-ролевых играх; - на праздниках, развлечениях и театрализованной деятельности. | Игры (дидактические, строительные, сюжетно-ролевые). Экспериментирование. Рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства. Самостоятельная изобразительная деятельность, лепка. Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе. Музыкально- дидактические игры. | Создание соответствующей предметно- музыкальной, развивающей среды. Проектная деятельность. Прогулки. Совместное творчество (рисование, конструирование и др.) Совместные праздники, развлечения в ДОУ. Театрализованная деятельность. |
Физическое развитие | НООД по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые; Тематические; - классические. Подвижная игра большой, малой подвижности. Сюжетный комплекс. Подражательный комплекс. Комплекс с предметами. Физкультурные минутки. Динамические паузы. Тематические физкультурные занятия. Игровые (подводящие упражнения) | Индивидуальная работа воспитателя. Утренняя гимнастика: - игровая; - музыкально- ритмическая. Подражательные движения. Игровые (подводящие упражнения) Дидактические игры. Прогулка. Подвижная игра большой, малой подвижности. Индивидуальная работа. Подражательные движения. Вечер, вторая прогулка Бодрящая гимнастика после дневного сна | Подражательные движения. Игровые упражнения | Беседа. Консультация. Совместные игры. Физкультурный досуг. Консультативные встречи. |
2.3 Взаимодействие с семьей, социумом.
Одним из важных принципов технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников.
1. Познакомить родителей с особенностями физического, социально- личностного, познавательного и художественного развития детей младшего дошкольного возраста и адаптации их к условиям ДОУ.
2. Помочь родителям в освоении методики укрепления здоровья ребенка в семье, способствовать его полноценному физическому развитию, освоению культурно- гигиенических навыков, правил безопасного поведения дома и на улице.
3. Познакомить родителей с особой ролью семьи, близких в социально- личностном развитии дошкольников. Совместно с родителями развивать доброжелательное отношение ребенка ко взрослым и сверстникам, эмоциональную отзывчивость к близким, уверенность в своих силах.
4. Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности, простейших навыков самообслуживания, предложить родителям создать условия для развития самостоятельности дошкольника дома.
5. Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
6. Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах художественной и игровой деятельности.
План работы с родителями:
№ | Содержание работы | Срок | Ответственный |
1 | Оформление коллажа с фотографиями детей группы (сотворчество) Выставка «Красота в жизни, природе, искусстве» «Дети 3 – 4 лет» «Игрушки для детей 3 – 4 летнего возраста» Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения Папка-передвижка «Дорожная безопасность» | Сентябрь | Воспитатель |
2 | Фотовыставка «Моя любимая бабушка» Выставка детского творчества «Славься, край мордовский» «Край, в котором мы живем» Памятка для родителей в детском саду Папка «Животные Мордовии» | Октябрь | Воспитатель |
3 | Фотоконкурс «Как мы играем дома» «Профилактика гриппа» Памятка по формированию здорового образа жизни у своих детей Совместное с родителями чаепитие, посвященное Дню матери | Ноябрь | Воспитатель |
4 | Выставка рисунков «В гостях у сказки» Конкурс «Фабрика Деда Мороза» Мастерская добрых дел «Кормушки своими руками» «Как сделать прогулку полезной» «Развиваем речь детей» «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Папка-передвижка «Сенсорное воспитание дошкольника в семье» | Декабрь | Воспитатель |
5 | Фотовыставка «На зимней прогулке» «Зимние игры и забавы» «Зимние травмы у детей» Тематический альбом «Олимпийские чемпионы нашей страны» | Январь | Воспитатель |
6 | Фотовыставка «Мой папа – защитник Родины» «Привитие трудовых навыков детям 3-4 лет» «Можно, нельзя» (о моральном воспитании ребенка) «Мордовская народная культура и традиции» Ширма «Масленичная неделя» | Февраль | Воспитатель |
7 | Выставка поделок «Мамина шкатулка» «Народная культура» «Книги для ваших детей» «Заботимся о здоровье детей весной» Папка-передвижка «Игры с детьми» | Март | Воспитатель |
8 | Фотовыставка «Герои Великой Отечественной войны» «Воспитание умственной активности» «Отравление ядовитыми растениями» Памятка «Я и дорога» Папка-передвижка «Транспорт нашего города» | Апрель | Воспитатель |
9 | Выставка рисунков «День Победы» «Чему мы научились» «Опасные предметы дома» «Скоро лето» (безопасность на природе) Памятка «Дорожная азбука» Папка «Питание летом» | Май | Воспитатель |
2.4 Планирование работы с детьми в группе:
- Годовое планирование (см. Приложение №1)
- Календарно – тематическое планирование (см. Приложение №2)
План мероприятий с детьми второй младшей группы № 10
№ | Формы работы с детьми | Темы | Время проведения |
1 | Развлечения | «В нашей группе новоселье» «Учим Зайчика правилам дорожного движения» | Сентябрь |
2 | Развлечения Утренник | «С бабушкой и дедушкой внучатам веселей» «Мой Саранск» Праздник «Осень» | Октябрь |
3 | Развлечения | «Мои любимые игрушки» Праздник, посвященный дню мамы | Ноябрь |
4 | Развлечения Утренник | «Мои любимые сказки» «К Мишке в гости» «Новогодний утренник» | Декабрь |
5 | Развлечения | «День здоровья на свежем воздухе» (игры и развлечения) «День рождение у Мишки» | Январь |
6 | Развлечения Спортивный праздник | Праздник масленицы «День защитника Отечества» | Февраль |
7 | Утренник Развлечения Досуг | «8 Марта» «В гостях у сказки» «День радости» (чтение стихов, веселые игры и забавы, просмотр мультфильмов) | Март |
8 | Развлечения | «К нам весна пришла» (музыкальное развлечение) «Путешествие на лесную полянку» | Апрель |
9 | Развлечения | «Здравствуй, лето» «Мир вокруг нас» | Май |
2.5 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ | ||||||||||||
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ | ||||||||||||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ХОДЕ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ | ||||||||||||
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ | ||||||||||||
Развитие речи | Художественная литература | Формирование целостной картины мира, | Формирование элементарных математических представлений | Игровая деятельность | Наблюдения за трудом взрослых, Формирование элементарных навыков самообслуживания | Формирование основ безопасной жизнедеятельности | Музыка | конструирование | Аппликация, лепка | Рисование | Формирование КГН, закаливание, оздоровительные мероприятия | Физическая культура |
РЕЧЕВОЕ РАЗВМТИЕ | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ | ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | ||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС |
2.6 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально-культурные и другие).
- Климатические особенности:
При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Республика Мордовия – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.
Основными чертами климата являются: умеренно холодная зима и умеренно жаркое лето. В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1) холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2) летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности:
В группе 28 семей. Из них 2 семьи многодетных (3 ребенка), 20 семей имеют 2 ребенка, 6 семей имеют одного ребенка.
Полных семей – 26, неполных – 2.
3) Национально-культурные особенности:
В группе 2 семьи татары, 7 семей мордва, 15 семей русские.
Общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей.
Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.
III. Организационный раздел
3.1 Оформление предметно-пространственной среды.
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Ориентирами в организации среды и пространства развития ребенка являются требования и рекомендации, отраженные в ряде нормативных документов:
- письмо Минобразования России от 17.05.1995 г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»);
- письмо Минобрнауки России от 17.11. 2011 г. № 03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от 20.07.2011 г. № 2151 "Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений и групп для детей дошкольного возраста, организованных в образовательных учреждениях"».
Кроме того, в ФГОС ДО сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие;
- способствует профессиональному развитию педагогических работников; - создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; - обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию Программы; учёт национально- культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ, группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:
-реализацию различных образовательных программ;
-учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-учет возрастных особенностей детей.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем, которые обеспечивают:
-игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;
-развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
-эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
-возможность самовыражения детей.
Для детей раннего возраста образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющих предметной среды: детскую мебель, ширмы, природные материалы, пригодные в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды позволяет создать различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразный материал, игры, игрушки и оборудование, обеспечивают свободный выбор детей.
Игровой материал периодически сменяется, что стимулирует игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды создает условия для свободного доступа детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования.
В группе создаются различные центры активности:
— центр познания обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами; опыты и эксперименты); — центр творчества обеспечивает решение задач активизации творчества детей (режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность);
— игровой центр обеспечивает организацию самостоятельных сюжетно-ролевых игр;
— литературный центр обеспечивает литературное развитие дошкольников; — спортивный центр обеспечивает двигательную активность и организацию здоровьесберегающей деятельности детей.
Есть ряд показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей.
1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.
2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум), при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но, тем не менее, хорошо всем слышен.
3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью.
4. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.
5. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
(вторая младшая группа)
Материалы и оборудование | Общие принципы размещения материалов в групповом помещении |
Игровая деятельность | Весь игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Тематические зоны находятся рядом с полифункциональным материалом, которые легко перемещаются с места на место. В детской деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства — макетами. В известном смысле мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они являются переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов. Сюжетообразующие наборы — макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) «населяются» и достраиваются по собственным замыслам детей. |
Продуктивная деятельность | В группах имеются столы для продуктивной деятельности с набором необходимых материалов, в том числе и природного происхождения. Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) убираются в закрывающиеся ящики. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быт хорошо освещены. Для развития творчества детей в самостоятельной работе имеются наборы различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.) воспитатели определяют исходя из планировки группы. Все необходимые для работы материалы хранятся в шкафах. Для конструирования в старших группах используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный — убран в закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки. |
Познавательно-исследовательская деятельность | Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной или обычной доски. |
Двигательная активность | Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем. Оборудование для спортивных игр хранятся ящиках Обручи, скакалки, шнуры размещены в группе. Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им. |
3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности (холодный и теплый период, расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей)
Режим дня
(Холодный режим):
Дома
Пробуждение, гигиенические процедуры 6.30 – 7.30
В детском саду
Утренняя встреча, осмотр, игры, утренняя гимнастика 7.00 – 8.20
Подготовка к завтраку, завтрак 8.20 – 8.50
Игровая деятельность 8.50 – 9.00
Непосредственно организованная образовательная деятельность 9.00 – 9.40
Игровая деятельность, подготовка к прогулке, прогулка
(познавательно-игровая и трудовая деятельность) 9.40 – 11.10
Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры 11.10 – 11.30
Подготовка к обеду, обед 11.30 – 12.10
Подготовка ко сну, дневной сон 12.10 – 15.00
Постепенный подъем, водные и закаливающие процедуры,
гимнастика после сна 15.00 – 15.25
Подготовка к полднику, полдник, игры 15.25 – 15.50
Познавательно-игровая и трудовая деятельность 15.50 – 17.05
Подготовка к ужину, ужин 17.05 – 17.35
Самостоятельная игровая и художественная деятельность,
подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой 17.35 – 19.00
Дома
Прогулка с родителями 19.00 – 19.50
Спокойные игры, гигиенические процедуры 19.50 – 20.20
Подготовка ко сну, ночной сон 20.30 – 6.30
Теплый режим:
(Летний период)
Дома
Подъем, утренний туалет 06.30-07.30
В детском саду
Прием, осмотр детей, утренняя гимнастика 07.00-08.10
Подготовка к завтраку, завтрак 08.10-08.50
Самостоятельная игровая деятельность, подготовка к прогулке 08.50-09.15
Прогулка, непосредственно образовательная деятельность игры,
наблюдения, воздушные и солнечные процедуры 09.15-11.30
Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры 09.55-11.15
Возвращение с прогулки, водные процедуры 11.30-11.50
Подготовка к обеду, обед 11.50-12.20
Подготовка ко сну, дневной сон 12.25-15.15
Постепенный подъем, гимнастика после сна, воздушные ванны,
водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия 15.15-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.50
Подготовка к прогулке, прогулка 15.50-17.05
Подготовка к ужину, ужин 17.05-17.35
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 17.35-19.00
Дома:
Прогулка 19.00-20.00
Возвращение с прогулки, спокойные игры, гигиенические процедуры 20.00-20.30
Ночной сон 20.30-06.30
Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности во второй младшей группе №10
Холодный период
День недели | НОД | Время |
Понедельник | 1. Мир музыки 2. Природный (социальный) мир/чтение художественной литературы | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Вторник | 1. Физическое развитие 2. Развитие речи | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Среда | 1. Физическое развитие 2. ФЭМП/сенсорика | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Четверг | 1. Мир музыки 2. Конструирование / аппликация | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Пятница | 1. Физическое развитие 2. Рисование/лепка | 9.00 – 9.15 9.25 – 9.40 |
Расписание непосредственно организованной образовательной деятельности во второй младшей группе №10
Теплый период
День недели | НОД | Время |
Понедельник | Мир музыки | 9.00 – 9.15 |
Вторник | Физическое развитие | 9.00 – 9.15 |
Среда | Физическое развити | 9.00 – 9.15 |
Четверг | Мир музыки | 9.00 – 9.15 |
Пятница | Физическое развитие | 9.00 – 9.15 |
Модель двигательной активности ребенка в течение дня
Мероприятия | Время в минутах |
Утренняя гимнастика | 6 |
Хороводные, подвижные игры до занятий | 2 |
Физкультминутка | - |
Динамическая пауза (перерыв между занятиями) | 10 |
Двигательная деятельность на занятии | 2,5 |
Физкультурное занятие | 15 минут (3 раза в неделю) |
Прогулка Общие игры Игровые упражнения Индивидуальная работа Самостоятельная двигательная активность | 5 3 |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно, характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей, проводится под наблюдением воспитателя |
Бодрящая гимнастика (после дневного сна) | 10 |
Подвижные игры на прогулке | 15 – 20 (2 раза в день) |
Самостоятельная двигательная деятельность в течение дня | 1час 30мин |
Дополнительное образование | - |
Физдосуг | 20 – 30 (2 раза в месяц) |
День здоровья | |
Физкультурный праздник | |
Неделя здоровья | Июнь, январь |
Схема закаливания:
В группе используются следующие мероприятия по закаливанию:
- ежедневная прогулка;
- утренняя гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- закаливающие мероприятия после сна (гимнастические упражнения после сна);
- закаливание воздухом;
- витаминная терапия;
- фитотерапия;
- терапия фитоцидами.
Схема закаливания детей
Форма закаливания | Закаливающее воздействие | Длительность (мин. в день) |
Утренняя гимнастика (в теплую погоду – на улице) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями | 10 минут |
Пребывание ребенка в облегченной одежде при комфортной температуре в помещении | Воздушная ванна | Индивидуально |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности в помещении) | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями; босохождение с использованием ребристой доски, массажных ковриков, каната и т.п. | до 20 минут |
Подвижные, спортивные игры, физические упражнения и другие виды двигательной активности (на улице) | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями | до 20 минут |
Прогулка в первой и второй половине дня | Сочетание световоздушной ванны с физическими упражнениями | 2 раза в день по 2 часа с учетом погодных условий |
Полоскание горла (рта) после обеда | Закаливание водой в повседневной жизни | 3-7минут. Подготовка и сама процедура |
Дневной сон без маек | Воздушная ванна с учетом сезона года, региональных климатических особенностей и индивидуальных особенностей ребенка | В соответствии с действующим СанПиН |
Физические упражнения после дневного сна | Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями (контрастная воздушная ванна) | 5-10 минут |
Закаливание после дневного сна. | Воздушная ванна и водные процедуры «расширенное» умывание, обтирание или обливание стоп и голеней и др.) | 5 – 15 минут |
3.3 Перечень методических пособий:
№ | Направление развития | Программа | Технологии и методики |
1. | Физическое развитие |
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
| Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада/ Л. В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999. |
2. | Социально-коммуникативное развитие |
| Технологии по игровой деятельности: Развивающие игры для детей. Смирнова Е.О., Богуславская З.М.– М.: Просвещение, 1991. Игра с правилами в дошкольном возрасте. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. – М.: Сфера, 2008. Как играть с ребенком? Михайленко И.Я., Короткова Н.А.– М.: Сфера, 2008. |
3. | Речевое развитие |
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
| Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи (занятия, игры, методические рекомендации, мониторинг), О.С.Ушакова, Творческий центр СФЕРА, Москва, 2011год |
4. | Познавательное развитие |
| Методика экологического воспитания в детском саду С. Н. Николаева Организация опытно –экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.- сост. Мартынова Е.А., Сучкова И.М.- Волгоград: Учитель, 2011. |
5. | Художественно-эстетическое развитие |
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
| Увлекательное рисование методом тычка, Утробина К.К., Г.Ф.Утробин, Москва,2007г. |
Список детей группы № 10
на 2016-2017 учебный год:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Список детей группы № 10
по группам здоровья:
№ | Ф.И. | Группа здоровья | |||
п/п | ребенка | I | II | III | |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 | |||||
9 | |||||
10 | |||||
11 | |||||
12 | |||||
13 | |||||
14 | |||||
15 | |||||
16 | |||||
17 | |||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 | |||||
27 | |||||
28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа второй младшей группы дошкольной образовательной организации на основе Примерной программы "От рождения до школы"
Данная разработка рабочей программы воспитателей для работы с детьми с ОВЗ второй младшей группы (3-4 года) составлена на основе Примерной программы "От рождения до школы"....
Рабочая программа Второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)
Рабочая программаВторой младшей группыреализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)СодержаниеI. Це...
Рабочая программа второй младшей группы реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2014 года (ФГОС)
Методологической основой рабочей программы является развернутое перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до шко...
Рабочая программа вторая младшая группа составлена на основе примерной программы "От рождения до школы"
Рабочая программа для воспиаттелей младших групп, работающих по программе "От рождения до школы"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева на 2016-2017 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Вторая младшая группа (3-4 года) составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Со...
Рабочая программа второй младшей группы на основе основной образовательной программы "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Настоящая рабочая программа разработана воспитателем МБДОУ ДС №48«Одуванчик» г.Светлоград Клочковой Татьяной Валерьевной.Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образовани...
Рабочая программа Вторая младшая группа Срок реализации программы: 2019 - 2020 учебный год
Рабочая программа по развитию детей группы от 3 до 4лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ « Старошайговский детский сад №2 комбинирова...