Проект «В гости к нам пришла Матрешка» для детей младшей группы
Тема проекта: «В гости к нам пришла Матрешка»
Актуальность проекта:
- У детей нет представления о матрёшке, как предмете истории, культуры своего народа. Современные родители очень мало внимания уделяют теме народного творчества, фольклора, считая этот аспект русской культуры необязательным для ребенка. Данный проект доказывает, что тема «народной игрушки», как составная часть знаний о быте русского народа, очень интересна современным дошкольникам, они с удовольствием играют в Матрешку, выполняют различные виды заданий, с ее использованием, обогащают свой словарный запас, приобщаясь тем самым к русской культуре.
Цель проекта:
- В различных видах самостоятельной и совместной с педагогом деятельности познакомить детей с игрушкой «Матрешкой».
- Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Научить дошкольников различать матрёшек по основным признакам: цвету, величине.
2. Выяснить влияние русской народной игрушки – матрёшки на эстетическое развитие дошкольника.
3. Закрепить счет в пределах 4 с помощью счетного материала – матрешечек и математической доски.
4. Научить элементам росписи, опираясь на натуру
Развивающие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать навык штриховки;
- совершенствовать умение рисовать красками
- развивать эстетический вкус, за счет знакомства с русскими народными инструментами;
- развивать творческие и театральные способности и показать готовый продукт в виде выступления перед старшей группой детского сада.
Воспитательные:
- воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства;
- воспитывать бережное отношение к игрушке;
- воспитывать уважение к труду мастеров, изготовившего игрушку.
База исследования: ГБДОУ детский сад № 107, младшая группа.
Участники проекта:
Дети младшей и средней групп, воспитатели группы, помощники воспитателей.
Срок реализации проекта: 5 дней
Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочны
Виды деятельности: художественная, речевая, исследовательская, познавательная, продуктивная.
Формы реализации проекта:
1. Тематические беседы;
2. Демонстрация наглядного материала;
3. Знакомство с матрёшкой, как народной игрушкой;
4. Рассматривание иллюстраций с изображением матрёшек и людей в длинной одежде;
5. Дидактическое упражнение «Весёлые матрёшки»;
6. НОД «Танцующая матрёшка»;
7. Закрепление понятий «большой», «маленький»;
8. Рассматривание матрёшек и домов разной величины;
9. Закрепление счета в пределах 4;
10. Дидактическая игра «По какой дорожке идти Матрешке»;
11. НОД «Дома для матрёшек»;
12. НОД «Веселые гуляния».
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок изобразительной деятельности в группе:
а) рассматривание и описание детьми матрёшек;
б) рассказ воспитателя о матрёшке и её мастерах;
в) составление детьми рассказов с персонажем – матрёшкой;
г) дидактические и хороводные игры с участием матрёшки.
2. Музыкальный уголок в методическом кабинете
3. Костюмерная
4. Уголок ФЭМП в методическом кабинете
Предполагаемые результаты:
Для детей:
Знания о Матрёшке, как о национальной игрушке, о русских народных музыкальных инструментах.
Для педагогов:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной и музыкальной деятельности, а также ФИЗО, ФЭМП.
2. Повышение компетентности педагогов по приобщению детей к русской культуре.
Общие сведения об изучаемом объекте
Приложение №1. НОД «Танцующая матрёшка»
Цель: учить детей рисовать человека в длинной одежде – сарафан, кофточка и платочек; изображать одно из танцевальных движений рук у матрёшки; украшать сарафан матрёшки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; учить смешивать краски, рисовать всей кистью и её концом.
Материал: альбомного листа, краски, кисти, салфетки, «непроливайки».
Краткий ход НОД: Загадывание загадки:
«Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка». (Матрёшка)
- Сегодня к нам в гости пришла Матрёшка ей очень скучно одной, и она просит нас найти ей подружек. А как мы сможем ей помочь? Правильно, нарисовать. Матрёшек у нас будет много, поэтому мы сделаем хоровод танцующих матрёшек.
Вот Матрёшки встали в ряд, что-то нам сказать хотят.
«Очень любим мы Матрёшки разноцветные одёжки:
Всегда раскрашены на диво, очень ярко и красиво».
Показ рисования Матрёшки.
1. Рисуем лицо.
2. Рисуем сарафан.
3. Вокруг головы нарисуем жёлтый платочек.
4. Рисуем светлые рукава кофточки.
5. Глаза, губы и кончик носа нарисуем концом кисти.
6. Украшение сарафана.
Ах, Матрёшечка – Матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Динамическая пауза «Матрёшки»
Мы весёлые Матрёшки – руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
На ногах у нас сапожки – поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
В сарафанах наших пёстрых – имитация держания за подол сарафана.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
Мы похожи, словно сёстры – держаться за воображаемые концы платочка и приседают.
Ладушки, ладушки – хлопки в ладошки.
Закрепляется последовательность рисования Матрёшки и дети приступают к самостоятельной работе.
Итог: Матрёшка благодарит детей за помощь.
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех Матрёшками зовут.
Приложение №2. НОД «Дома для матрёшек».
Цель: учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из прямоугольника, квадрата и треугольника; продолжать учить составлять сюжетную композицию, воспитывать отзывчивое отношение к окружающим.
Материал: альбомный лист, цветные карандаши.
Краткий ход: Загадывание загадки.
«В этой молодице прячутся сестрицы.
Каждая сестрица – для меньшей – темница».(Матрёшка)
В гости к детям пришли 2 Матрёшки – большая и маленькая.
У семёновских Матрёшек разноцветные одёжки.
Поиграли, порезвились и одна в одну сложились.
-Попробуем сложить маленькую Матрёшку в большую – получилось? (ДА). А теперь наоборот - большую в маленькую – получилось? (Нет) .
Раскрываешь расписную,
Глядь, - а в ней ещё одна,
И похожа на большую –
Распрекрасная краса!
-Ребята, Матрёшкам хочется иметь свои домики. Как мы можем им помочь? (Нарисовать). Какой дом нужен для большой Матрёшки? (Большой). А для маленькой? (Маленький).
-Посмотрите, как мы нарисуем дом:
1. Рисуем большой прямоугольник – это стены для большого дома, внутри маленький прямоугольник – дверь и квадрат – окно.
2. Сверху дорисовать треугольник – крыша.
3. Рядом также нарисуем маленький домик.
4. Рисунок надо закрасить. Закрашивать будем сверху вниз, нанося штрихи рядом.
5. Дома нужно соединить дорожкой, чтобы Матрёшки могли ходить друг к другу в гости.
Динамическая пауза: «Матрёшки»
Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – притопы на месте.
Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
А у нас, а у нас чистые ладошки – хлопки в ладоши.
Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
А у нас, а у нас новые сапожки – поочерёдно выставляют правую и левую ногу вперёд.
Мы матрёшки вот такие крошки – держатся за воображаемый сарафан.
Танцевать, танцевать вышли мы немножко – повороты с притопами вокруг себя.
После закрепления последовательности работы, дети приступают к рисованию.
Итог: Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрёшечка.
Приложение № 3. ФЭМП «Матрешки и дорожки»
Цель: упражнять в счете в пределах 4. Закреплять понятия «вверху-внизу».
Материал: счетный материал – матрешечки, математическая доска
Дидактическая игра «По какой дорожке пойти Матрешке»
Приложение № 4. Мини-выступление «Веселые гуляния»
Цель: развивать творческие способности у детей, артистичность, знакомить с русскими народными музыкальными инструментами.
Материал: костюмы, платочки, музыкальные инструментами, диск с записями хороводных песен.
Итог: выступление – танцы, песни, игра на инструментах.