Проект «Такие разные пингвины»
проект (младшая группа)

Алеся Николаевна Самохина

Актуальность проекта:

На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Он - птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает!
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд – слишком холодно - льдины!
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под  девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»!
Н. Бацанова

В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родной стране, региону, где они проживают, к животным, обитающим в данной экологической зоне. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Расширение кругозора детей - одна из задач, стоящих перед педагогом. Необходимо найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать чувства сострадания и бережного отношения к природе. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру. 20 января мировая общественность отмечает экологический праздник в честь одной из самых необычных птиц в мире – День осведомленности о пингвинах (Penguin Awareness Day). Его цель – повысить знания людей о пингвинах, направить внимание на сохранение численности и мест обитания этих птиц. Пингвины (лат. Spheniscidae) – семейство нелетающих морских птиц, представители которого хорошо плавают и ныряют, единственное современное в отряде пингвинообразных (Sphenisciformes). В семействе насчитывается 18 современных видов пингвинов. Самый большой из них – это императорский пингвин, его рост может достигать 120 см, а вес – более 40 кг. Самый маленький представитель вида – малый пингвин, который не выше колена взрослого человека, а его вес не превышает 2,5 кг.

Пингвины обитают только в открытом море Южного полушария: у берегов Антарктики, Новой Зеландии, южной части Австралии, в Южной Африке, по всему побережью Южной Америки от Фолклендских островов до Перу, на Галапагосских островах вблизи экватора. Предпочитая прохладу, в тропических широтах пингвины появляются только с холодными течениями. Самое большое скопление особей расположено в Антарктике и на прилегающих островах.

«Селятся» пингвины, как правило, большими колониями, насчитывающими десяток тысяч пар или более.

Сохранять тепло на суше и в воде пингвинам помогает толстый слой жира и водоотталкивающие перья. Именно прекрасная адаптация к водной жизни отличает их от других видов птиц. Тело пингвина идеально сложено для плавания, а крылья, напоминающие плавники, и лапы с перепонками позволяют ему развивать в воде скорость до 10 км/час. Некоторые виды пингвинов также умеют нырять на глубину до 200 метров. А вот на суше они не такие «скоростные». Зато из всех современных пернатых только пингвины передвигаются «стоя». Необычен и способ их передвижения по рыхлому снегу – чтобы не проваливаться при ходьбе, пингвины ложатся на живот и, отталкиваясь крыльями и лапами от снега, скользят по нему.

Поскольку пингвины водоплавающие, то и питаются они рыбой и ракообразными, на которых охотятся, проглатывая прямо под водой. А в период линьки (от одного до трех месяцев) эти птицы вынуждены полностью отказаться от пищи. Птицы теряют до половины массы тела, поскольку берут энергию из запасов жира, накопленных заранее. Некоторые виды пингвинов также не едят и во время высиживания птенцов. Но поскольку самки и самцы сменяют друг друга, то это помогает им не голодать.

Как правило, в насиживании яиц и выкармливании птенцов участвуют оба родителя попеременно. Поскольку гнездятся пингвины в основном на изолированных территориях, взрослые особи на суше практически не имеют естественных врагов, в отличие от морских просторов, где на пингвинов охотятся морские леопарды, котики, львы, косатки и акулы. Правда, птенцы, оставшиеся без присмотра родителей на берегу, – легкая добыча для хищных птиц, а некоторые виды чаек крадут яйца пингвинов.

Пингвины – очаровательные и дружелюбные создания, они забавно ходят, изящны и быстры в воде. У большинства людей они вызывают симпатию и улыбку.

Но их численность с каждым годом постепенно сокращается, в том числе и из-за человека. Так, среди 18 видов пингвинов к началу XXI века три вида признано находящимися на грани вымирания, семь видов находится под угрозой исчезновения.

Еще в ХХ веке разрушались целые колонии пингвинов: люди собирали яйца для еды и убивали взрослых особей, чтобы растопить подкожный жир и добыть из него масло. А сегодня среди опасностей – потеря среды обитания, как в случае с великолепными пингвинами, численность которых находится под угрозой из-за расширения объемов землепользования и вторжения человека в систему дюн Новой Зеландии. Опасность представляют одичавшие млекопитающие, например, колонии галапагосских пингвинов, находящиеся на двух островах, были уничтожены одичавшими собаками. Большую роль играет и изменение климата, и рост интереса к использованию морских биоресурсов Антарктики, и загрязнение воды нефтепродуктами, обусловленное пролегающими там маршрутами танкеров… Все это ведет к негативным последствиям для пингвинов и других обитателей хрупкой экосистемы этого региона.

День осведомленности о пингвинах – повод узнать больше об этих замечательных птицах и среде их обитания и подумать, что мы можем сделать для сохранения окружающего нас мира и природы. Например, существует проект Penguin Watch – это часть проекта гражданской науки Zooniverse, в котором любители науки могут принять участие в современных научных исследованиях в области астрономии и климатологии. В частности, они помогают ученым обрабатывать большие объемы данных, которые пока нельзя перепоручить компьютерным алгоритмам. Например, можно помочь ученым следить за популяциями пингвинов – считать их на фотографиях, сделанных в местах обитания пингвинов. Приспособить для этого компьютерный алгоритм пока не получается – черно-белые пингвины сливаются с местностью, и компьютер часто ошибается. Результаты подсчетов обрабатываются специалистами, и ученые делают выводы о том, сколько птиц посещает те или иные территории. За время работы проекта уже 40 тысяч человек посчитали пингвинов на 4,5 миллиона снимков.

Проблема проекта: несмотря на большой информационный поток, дошкольникам сложно акцентировать свое внимание на ключевых моментах определенной тематики. Представления дошкольников о пингвинах и климатических условиях, к которых они проживают, являются не сформированными.

Цель проекта: расширение кругозора дошкольников об обитателях Антарктики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektpingviny.docx350.13 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

1.Общие сведения:
1.1. Тема проекта: «Такие разные пингвины»
1.2 Тип проекта : познавательно-творческий, игровой, коллективный, краткосрочный .( 13-21 января 2020г.)
1.3 Авторы: Самохина А.Н., Палкина А.В.
1.4 Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №316»
1.5 База реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 316»
Ростов-на-Дону, Таганрогская ул., 124/1 индекс 344016

Актуальность проекта:

На полюсе южном, средь множества льдин
Живёт неуклюжий пернатый – пингвин.
Он - птица, действительно, очень смешная:
Ныряет и плавает, но не летает!
Шагает вразвалочку, крылья расставив,
По льду вся пингвинья огромная стая.
Не вьют они гнёзд – слишком холодно - льдины!
Но как же детишек выводят пингвины?
На полюсе деток не высидеть просто -
Морозы там градусов под  девяносто!
Они ухитрились! Пингвинные папы
Яичко с птенцом носят сверху на лапах,
От холода спрятав под складками жира.
Там хватит тепла для его «пассажира»! Н. Бацанова

В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей любви к родной стране, региону, где они проживают, к животным, обитающим в данной экологической зоне. Но нельзя забывать, что любовь к живому формируется у каждого ребенка индивидуально и связана с личными переживаниями. Вот почему задача педагога и родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими и незабываемыми. Расширение кругозора детей - одна из задач, стоящих перед педагогом. Необходимо найти такие формы работы с детьми, которые позволяют заложить хорошую основу гармонично развитой личности ребенка, расширить его кругозор, сформировать чувства сострадания и бережного отношения к природе. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности, а также развивает доброе, заботливое отношение к миру. 20 января мировая общественность отмечает экологический праздник в честь одной из самых необычных птиц в мире – День осведомленности о пингвинах (Penguin Awareness Day). Его цель – повысить знания людей о пингвинах, направить внимание на сохранение численности и мест обитания этих птиц. Пингвины (лат. Spheniscidae) – семейство нелетающих морских птиц, представители которого хорошо плавают и ныряют, единственное современное в отряде пингвинообразных (Sphenisciformes). В семействе насчитывается 18 современных видов пингвинов. Самый большой из них – это императорский пингвин, его рост может достигать 120 см, а вес – более 40 кг. Самый маленький представитель вида – малый пингвин, который не выше колена взрослого человека, а его вес не превышает 2,5 кг.

Пингвины обитают только в открытом море Южного полушария: у берегов Антарктики, Новой Зеландии, южной части Австралии, в Южной Африке, по всему побережью Южной Америки от Фолклендских островов до Перу, на Галапагосских островах вблизи экватора. Предпочитая прохладу, в тропических широтах пингвины появляются только с холодными течениями. Самое большое скопление особей расположено в Антарктике и на прилегающих островах.

«Селятся» пингвины, как правило, большими колониями, насчитывающими десяток тысяч пар или более.

Сохранять тепло на суше и в воде пингвинам помогает толстый слой жира и водоотталкивающие перья. Именно прекрасная адаптация к водной жизни отличает их от других видов птиц. Тело пингвина идеально сложено для плавания, а крылья, напоминающие плавники, и лапы с перепонками позволяют ему развивать в воде скорость до 10 км/час. Некоторые виды пингвинов также умеют нырять на глубину до 200 метров. А вот на суше они не такие «скоростные». Зато из всех современных пернатых только пингвины передвигаются «стоя». Необычен и способ их передвижения по рыхлому снегу – чтобы не проваливаться при ходьбе, пингвины ложатся на живот и, отталкиваясь крыльями и лапами от снега, скользят по нему.

Поскольку пингвины водоплавающие, то и питаются они рыбой и ракообразными, на которых охотятся, проглатывая прямо под водой. А в период линьки (от одного до трех месяцев) эти птицы вынуждены полностью отказаться от пищи. Птицы теряют до половины массы тела, поскольку берут энергию из запасов жира, накопленных заранее. Некоторые виды пингвинов также не едят и во время высиживания птенцов. Но поскольку самки и самцы сменяют друг друга, то это помогает им не голодать.

Как правило, в насиживании яиц и выкармливании птенцов участвуют оба родителя попеременно. Поскольку гнездятся пингвины в основном на изолированных территориях, взрослые особи на суше практически не имеют естественных врагов, в отличие от морских просторов, где на пингвинов охотятся морские леопарды, котики, львы, косатки и акулы. Правда, птенцы, оставшиеся без присмотра родителей на берегу, – легкая добыча для хищных птиц, а некоторые виды чаек крадут яйца пингвинов.

Пингвины – очаровательные и дружелюбные создания, они забавно ходят, изящны и быстры в воде. У большинства людей они вызывают симпатию и улыбку.

Но их численность с каждым годом постепенно сокращается, в том числе и из-за человека. Так, среди 18 видов пингвинов к началу XXI века три вида признано находящимися на грани вымирания, семь видов находится под угрозой исчезновения.

Еще в ХХ веке разрушались целые колонии пингвинов: люди собирали яйца для еды и убивали взрослых особей, чтобы растопить подкожный жир и добыть из него масло. А сегодня среди опасностей – потеря среды обитания, как в случае с великолепными пингвинами, численность которых находится под угрозой из-за расширения объемов землепользования и вторжения человека в систему дюн Новой Зеландии. Опасность представляют одичавшие млекопитающие, например, колонии галапагосских пингвинов, находящиеся на двух островах, были уничтожены одичавшими собаками. Большую роль играет и изменение климата, и рост интереса к использованию морских биоресурсов Антарктики, и загрязнение воды нефтепродуктами, обусловленное пролегающими там маршрутами танкеров… Все это ведет к негативным последствиям для пингвинов и других обитателей хрупкой экосистемы этого региона.

День осведомленности о пингвинах – повод узнать больше об этих замечательных птицах и среде их обитания и подумать, что мы можем сделать для сохранения окружающего нас мира и природы. Например, существует проект Penguin Watch – это часть проекта гражданской науки Zooniverse, в котором любители науки могут принять участие в современных научных исследованиях в области астрономии и климатологии. В частности, они помогают ученым обрабатывать большие объемы данных, которые пока нельзя перепоручить компьютерным алгоритмам. Например, можно помочь ученым следить за популяциями пингвинов – считать их на фотографиях, сделанных в местах обитания пингвинов. Приспособить для этого компьютерный алгоритм пока не получается – черно-белые пингвины сливаются с местностью, и компьютер часто ошибается. Результаты подсчетов обрабатываются специалистами, и ученые делают выводы о том, сколько птиц посещает те или иные территории. За время работы проекта уже 40 тысяч человек посчитали пингвинов на 4,5 миллиона снимков.

Проблема проекта: несмотря на большой информационный поток, дошкольникам сложно акцентировать свое внимание на ключевых моментах определенной тематики. Представления дошкольников о пингвинах и климатических условиях, к которых они проживают, являются не сформированными.

Цель проекта: расширение кругозора дошкольников об обитателях Антарктики.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить дошкольников с природными условиями Антарктики, их обитателями (пингвины);
  • Дать детям представление о среде обитания животных, способах передвижения и питания, защиты от врагов, выведения потомства;
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности детей, любознательность, творческое воображение, память.
  • Формировать навыки связной речи.
  • Содействовать обогащению словаря детей: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
  • Привлечь родителей к подбору и изготовлению необходимого материала по теме.
  • Развивать умственную операцию сравнения и доказательною речь;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной речевой и творческой деятельности.
  • Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к животным, чувство сострадания и бережного отношения к окружающей природе;
  • Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
  • Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
  • Формировать умение работать в коллективе: готовность принять общий замысел, стремление к согласованным действиям, умение поддерживать партнёров, сплачивать детский коллектив.

Ресурсное обеспечение проекта:

1.        ППРС (в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; в ИЗО – раскраски с изображением пингвинов, материалы для творческих работ, репродукции картин с пингвинами)

2.        Методический инструментарий.

3.        Средства ИКТ (ноутбук, цифровой фотоаппарат).

4.        Учебно-методическая литература (методическая литература, художественная литература, энциклопедии).

Механизмы реализации проекта:

Методы проекта:

1. Наглядные

Рассматривание картин, иллюстраций с фотографиями пингвинов.

Просматривание презентаций и мультфильмов.

2. Методы словесной передачи и слухового восприятия

Беседы;

Рассуждения;

Чтение художественной литературы;

Заучивание наизусть;

Консультация для родителей;

Объяснения, указания, словесные инструкции;

3. Практические:

Организация художественно-речевой деятельности.

Организация изобразительной деятельности.

Выставка детских рисунков

Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, сюжетно-ролевых, подвижных.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы с использование пингвинов.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости;
  • Развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей.
  • Содействие творческому развитию детей.
  • Усвоение детьми понятия «Пингвин – птица» и навыков гуманного по-ведения и отношения к живому миру.
  • Осознание воспитанниками понятия «животные Арктики и Антарктиды».

Формы реализации проекта:

  • оснащение предметно-пространственной среды;
  • занятия;
  • беседы;
  • работа с родителями;
  • игровые технологии;
  • творческая деятельность.

Продукт проектной деятельности:

1. Выставка творческих работ детей (рисунки, аппликации, лепка).

2. Разработка пазлов, головоломок с пингвинами.

4. Тематическое занятие «Такие разные пингвины»

5. Презентация «Такие разные пингвины!».

6. Фотографии и видеоматериалы викторины «Такие разные пингвины».

Этапы проекта:

1 этап подготовительный (13-15 января 2020г.)

  • Изучение методической литературы; иллюстраций и репродукций про пингвинов.
  • Составление перспективного планирования работы с детьми по ознакомлению детей с пингвинами.
  • Подборка игр, бесед, наблюдений, стихов, песен, загадок и т.д. в соответствии с возрастом детей; разработка конспекта занятия, сценария викторины по теме «Такие разные пингвины»
  • Создание условий для ознакомления детей с в группе: обогащение предметно пространственной развивающей среды.

2 этап основной (16-19 января 2020г.)

  • Организация педагогической работы по ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животным миром-Пингвинами.
  • Картотека с фотографиями и презентациями про пингвинов.
  • Картотека игр и загадок про пингвинов.
  • Выставка рисунков «Такие разные пингвины».
  • Выставка аппликаций «Такие разные пингвины».
  • Просмотр мультипликационной трилогии «Приключения пингвинёнка Лоло»

3 этап заключительный (20-21 января 2020г.)

  • Проведение занятия «Такие разные пингвины»
  • Выставка рисунков и плакатов «Такие разные пингвины» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей.

Содержание проекта

Область реализации

Вид деятельности

Познавательное развитие

Пазлы: «Пингинята», «От 0 до 10 пингвинов»

Головоломки: «Весёлая семейка», «Птицы Арктики»

Речевое развитие

1. Дональд Биссет «Малышка пингвин по имени Принц».

2.Кристиан Джеремис, Фабиан Джеремис «Польди и Павлуша. Большая пингвинья вечеринка»

3. Светлана Фадеева «Случай в Пингвинии».

4. Ричард и Флоренс Этуотер. «Пингвины мистера Поппера» 

5. Дмитрий Крылов «Я пингвин»

Социально-коммуникативное развитие

Дидактические игры: «Птицы, звери, рыбы»; «Найди лишнего»; «Домашние и дикие»; «Найди свою маму»; «Семья животных»; «Зашумленные рисунки»; «Паровозики для зверят»; «Путешествие в Арктику»; «Путаница»; «Мы живём в Арктике».

Сюжетно-ролевые игры: «Арктическая исследовательская станция» (с различными видами конструкторов) Цель: воспитывать навыки коллективной работы, когда каждый выполняет свою часть работы. «Полярные исследователи»Цель: закрепить знания профессий людей, работающих за Полярным кругом; объяснить значимость и важность их работы. «Зоопарк».

Художественно-эстетическое развитие

1.Рисование «Загадочный пингвин».

2. Рисование «Арктический пейзаж».

3. Аппликация «Животные вечных льдов».

4. Лепка «На льдине».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Слушай и исполняй», «Охотник и пастух», «Ветер се-верный», «Охота моржей», «Дедушка - белый медведюшка» «Медведица и медвежонок» «Бурый мишка с белым спорит».

Психогимнастика: «Цирк», «Путешествие в Арктику», «Мамонтенок», «Арктические жители».

Логоритмика: «Напугаем медведя», «Мои умелые руки», «Ветер северный».

Список используемой источников:

  1. https://wildlife.by/ecology/news/20-yanvarya-den-osvedomlennosti-o-pingvinakh/ 
  2. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.calend.ru%2Fholidays%2F0%2F0%2F3423%2F 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Такие разные шашки"

Примерная схема осуществления проекта "Такие разные шашки"  для старшего дошкольного возраста. Материалы, используемые в проведении проекта в подготовительной группе, консультация для родителей, ...

Презентация проекта "Такая разная ромашка"

Современная сложная экологическая ситуация как во всем мире, так и в России заставляют обратить особое внимание на обучение дошкольников основам экологических знаний, и, в первую очередь, ознакомлению...

проект "Такая разная зима" (средняя группа)

Данный проект направлен на то, чтобы:Расширять и углублять  знания  детей о зимнем времени года.Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.Воспитывать бережн...

Проект"ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБКИ"

Водный мир – это удивительное, сложное, и многогранное царство. Оно очень богато своим разнообразием.В нашем детском саду прошла тематическая неделя «Рыбы».Цель: познакомить детей с живыми сущес...

педагогический проект ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ ПУТЁМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ТАКИЕ РАЗНЫЕ РЫБЫ»

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Бурные перемены в нашей жизни ставят перед педагогами задачу формирования личности творческой, способной испо...

Отчёт по проекту «Такие разные пингвины»

laquo;Важный-важный, чёрно-белый,Он идёт по снегу смело.Снег под лапками хрустит,Но пингвин вперёд бежит.Всё быстрей, прибавив ходу,Плюх – с разбега прямо в воду!Прыг – пингвин ...