Проект «Овощи, фрукты – полезные продукты»
проект (средняя группа)

Моросанова Ольга Владимировна

Разработанный проект "Овощи, фрукты - полезные продукты" для детей среднего возраста 4-5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2020_ovoshchi_frukty-poleznye_produkty.docx71.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области

Проект

«Овощи, фрукты – полезные продукты»

на 2020 учебный год

средняя группа «Ромашка»

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Моросанова Ольга Владимировна

Дубна 2020

Проект «Овощи, фрукты – полезные продукты»

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Наименование Проекта

Овощи, фрукты – полезные продукты

Основание для разработки Проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2013г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №164 «Об утверждении «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;  
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга»

Заказчики Проекта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №26 «Радуга» города Дубны Московской области, родители (законные представители) воспитанников средней группы «Ромашка»

Составитель Проекта

Моросанова Ольга Владимировна - воспитатель высшей квалификационной категории

Цель Проекта

Формировать у детей представления о правильном здоровом питании, о пользе употребления овощей и фруктов для нормальной жизнедеятельности организма, о здоровом образе жизни.

Задачи Проекта

  • Дать детям представление о здоровье как ценности, о котором необходимо постоянно заботится, научить беречь свое здоровье и заботиться о нем;
  • продолжать формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения;
  • расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания;
  • закреплять понятия «овощи», «фрукты», «ягоды», пользе их употребления;
  • дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах;
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
  • приобщать родителей и детей к совместной творческой деятельности;
  • формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

Срок реализации Проекта

март - май 2020г

Тип проекта

Информационный; практико-ориентированный, групповой

Основные исполнители Проекта

  • дети средней группы (4-5лет),
  • родители воспитанников,
  • воспитатели,
  • педагог по физической культуре Галлиулина Р.Р.

Образовательные области

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Ожидаемые результаты

  • Понимание необходимости употребления в пищу овощей и фруктов и значения витаминов в жизни человека;
  • владение понятием «Правильное питание», расширение информации о здоровом образе жизни;
  • умение самостоятельно классифицировать овощи и фрукты на основе полученных знаний;
  • повышение речевой активности, актуализация словаря по теме «Овощи и фрукты»;
  • развитие познавательных и творческих способностей детей;
  • повышение знаний родителей о разнообразии рациона продуктов в детском меню дома.

Координация и контроль

реализации Проекта

  • осуществляется администрацией Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №26 «Радуга» города Дубны Московской области;
  • информация о ходе выполнения проекта предоставляется исполнителями в установленном порядке.

Формы предоставления результатов:

  • подведение итогов.

Пояснительная записка

О том, что правильное питание – залог здоровья, знает каждый из нас. Однако, к сожалению, мало кто из нас может утвердительно ответить на вопрос: «Правильно ли вы питаетесь?»

Как заинтересовать детей вопросами правильного питания? Как научить любить полезные овощи и фрукты?

Дошкольный возраст – самый благоприятный период, когда закладываются основные навыки здорового образа жизни, воспитание у детей правильных привычек, усвоение культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.

Педагоги ДОУ хорошо знают, что один из самых важных и актуальных проблем дошкольного образования – это проблема формирования основ культуры здоровья, осознанного отношения к своему здоровью у детей. Одна из главных составляющих здорового образа жизни – это правильное питание. Именно от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого. Забота о здоровье ребенка и  взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. А по данным статистики Министерства Здравоохранения РФ, состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.

Мы постоянно ищем все новые и новые способы позаботиться о своем здоровье, и в этом поиске забываем о самых простых и естественных вещах: необходимость обратить пристальное внимание детей и родителей на свое питание. Пересмотреть некоторые взгляды в этом направлении явилась основной причиной создания проекта. Работа над проектом направлена на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах; ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека; на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью. Проект объединит педагогов, родителей и детей в общей творческой работе.

В ДОУ активно решаются вопросы правильного питания детей. Работа по данному  проекту  позволит частично реализовать решение этих вопросов. Таким образом, мы вместе с детьми, родителями в данном проекте попытаемся разобраться во всем, что касается правильного питания и особое внимание обратим на овощи и фрукты.

Актуальность темы

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Руссо  Жан Жак французский писатель,   мыслителей XVIII в.

Питание в дошкольном детстве имеет особое значение для здоровья ребенка, так как оно должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития всех органов и систем организма. Ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на физическом развитии детей.

Правильное питание – залог здоровья, но не все это воспринимают серьезно.

С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Давайте разберемся, что нам это дает, и в чем состоит польза фруктов и овощей:

Поднимают настроение – фрукты и овощи сродни шоколаду, содержат вещества (селен и фолиевую кислоту), которые способствуют выработке эндорфинов. Если что-нибудь не задалось или у тебя грустное настроение – съешьте яблоко или банан, и настроение улучшится.

Дарят бодрость – фрукты и овощи содержат много воды, одновременно спасают от голода, и от жажды, быстро усваиваются. Если нужен заряд бодрости, лучшего решения не найти.

Добавляют витаминов – сколько фармацевты не бьются над созданием супер витамин, а идеального баланса найти не могут. Невозможно в одной таблетке уместить витамины так, чтобы все они гармонично усваивались! С овощами и фруктами такой проблемы не возникает – все гармонично, все усваивается!

Делают умнее – овощи и фрукты помогут сохранить ясность ума и отличную память: недавно опубликовали результаты исследования, в котором выяснили, что 6-8 фруктов и овощей в день помогают лучше запоминать и решать математические задачи.

Так как основы здоровья закладываются в семье, мы решили обратить пристальное внимание родителей и детей на здоровое питание, на пищу, богатую витаминами. Важно донести до сознания детей пользу употребления в пищу овощей и фруктов для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания.

Реализация проектных мероприятий организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. А также создание условий для организации самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:

• беседа, обсуждение, дискуссия,

• просмотр слайд-презентации, мультфильма,

• чтение художественной литературы,

• игровые ситуации,

• решение проблемных ситуаций,

• рассматривание картин,

• сюжетно-ролевая игра,

• продуктивная деятельность.

Формы работы с родителями:

1. Консультация «Овощи и фрукты - самые полезные продукты».

2. Папка - передвижка «Витаминный калейдоскоп».

3. Подбор иллюстраций и картинок на тему «Овощи и фрукты - самые витаминные продукты».

4. Изготовление совместно с детьми книжки малышки «Чем мы питаемся дома?».

5. Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.

6. Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Магазин овощей и фруктов».

Предварительная работа:

Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; беседа о здоровье; беседа о пользе овощей и фруктов; чтение и заучивание стихотворений, загадок об овощах и фруктах.

Здоровьесберегающие технологии:

Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, беседы «Овощи и фрукты - самые полезные продукты», «Витамины», «О безопасном употреблении фруктов и овощей».

Ресурсное обеспечение:

1. Компьютерное оборудование

2. Слайды на тему: «Здоровый образ жизни»; «Что такое здоровое питание?»

3. Художественная литература: Э. Успенский  «Дети, которые плохо едят в саду»; : В.Д. Сухомлинский  «Яблоко и рассвет»; Н. Носов «Про репку»; Ю. Тувим «Овощи».

4. Мультфильм В Сутеева «Мешок яблок».

5. Сюжетные картинки «Овощи», «Фрукты».

6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

7. Материалы к изобразительной деятельности.

Этапы разработки и реализации проекта

Этапы

Содержание

Срок

1этап– подготовительный

- выбор тематики проекта; - вовлечение детей и воспитателей в работу над проектом;

- подбор материала для проекта;

- планирование основных мероприятий.

Март

2 этап – основной

Реализация плановых мероприятий

Март-Апрель

3этап– заключительный

Подведение итогов.  

Май

Перспективный план

реализации проекта через разные виды детской деятельности

Тема

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Программное содержание

Примечание

Март

1

Беседа «Здоровый образ жизни»; «Что такое здоровое питание?»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Формировать у детей представления о важности правильного питания; Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию;

Знакомить детей с разнообразием   фруктов, ягод их значением для организма человека; Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Домашние задание: дети совместно с родителями изготавливают книжку малышку «Чем мы питаемся дома?»

Цель: развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.

2

Чтение художественной литературы: Э. Успенский  «Дети, которые плохо едят в саду».

Познавательное развитие

Речевое развитие

Продолжать воспитывать умение слушать рассказ воспитателя и ответы своих товарищей;

Продолжать учить выбирать детей полезные продукты.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

3

«Где найти витамины весной?»

Чтение художественной литературы: В.Д. Сухомлинский  «Яблоко и рассвет»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Продолжать закреплять знания детей о витаминах, их полезных свойствах; Воспитывать у детей представление о культуре питания, как составляющей здорового образа жизни и понятие о полезных и необходимых продуктах.

4

«День Здоровья»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Закрепить знания детей о пользе полезных продуктов, систематизировать знания детей о том, как заботиться о своем здоровье, доставить радость детям.

Совместно с педагогом по физической культуре Галлиулиной Р.Р.

Апрель

5

«Овощи – кладовая здоровья»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Уточнить и расширить знания детей по теме  «овощи», почему овощи полезны для нашего здоровья.   Продолжить знакомство с овощами, группировать по способу их употребления.   Воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье, стремление соблюдать правильное питание.

6

Чтение художественной литературы:

Н. Носов «Про репку»;

лепка на тему «Овощи на тарелке»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Продолжать воспитывать умение слушать рассказ воспитателя и ответы своих товарищей;

Закреплять знания детей на тему: овощи;

Развивать мелкую моторику рук.

7

«Что нам необходимо для роста и зрения?»

Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи»;

Рисование на тему: «Морковь»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Сформировать знания о витамине «А», перечислить  продукты, в которых  он содержится.  Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие  витамин «А».

8

Ягоды и фрукты – витаминные продукты.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма.

9

Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Расширить представления детей об овощах и фруктах: названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости).

Май

10

Витамин “Неболейка”  (витамин “С”);

Продуктивная деятельность: рисование совместно с лепкой на тему: «Лимончик»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познакомить с ролью витамина “С”; Воспитание необходимости употреблять в пищу продукты, содержащие данные витамины.

11

Просмотр мультфильма: В Сутеева «Мешок яблок»;

Раскрашивание готовых образцов фруктов.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Развивать познавательные и творческие способности детей;

Закреплять приёмы  рисования фруктов, передавая их характерные особенности.

12

Вечер загадок про овощи и фрукты.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Систематизировать знания детей по данной  теме.

13

Изготовление мини-книжек «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Способствовать развитию у детей познавательной активности: развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности.

14

«Путешествие на планету Здоровья»

Итоговое мероприятие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

 Систематизировать знания детей о том, как заботиться о своем здоровье.

Совместно с педагогом по физической культуре Галлиулиной Р.Р.

Итог проекта

В ходе серии бесед, игр и наблюдений, дети получили элементарные представления об овощах и фруктах, узнали об их полезных свойствах.

В процессе реализации интерес детей к теме проекта способствовал развития связной речи детей, обогатил их словарь, способствовал повышению их речевой активности.

В ходе проекта участники были вовлечены в познавательный и творческий процесс и с желанием отображали свои впечатления в продуктивной деятельности.

Активная реклама пользы овощей и фруктов способствовала тому, что дети стали с большим аппетитом кушать блюда из овощей и фруктов.

Проект способствовал желанию родителей сотрудничать, помогать детям в его реализации.  

Методическое обеспечение:

1. М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева «Разговор о правильном питании», методическое пособие для учителя. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 80 с.;

2. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [Текст], /      Т. Л. Богина. –М. :Издательство «Мозаика-Синтез» - 2006.

3. Доскин В.А. «Как сохранить и укрепить здоровье ребёнка». – М.: Просвещение, РОСМЕН, 2006г.;

4. Доскин, В. А. Растем здоровыми пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры [Текст], / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева–М: «Просвещение» - 2002.

Интернет ресурсы:

 https://www.stranamam.ru/post/521535/

 https://www.prazdnik-sam.ru/zagadki/pro-ovoschi-i-frukty.html#zagadkifrukty

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседа на тему: «Здоровый образ жизни»; «Что такое здоровое питание?»

Начну я наш разговор с загадки:

«Что на свете дороже всего?» (ответы детей)

- Правильно - здоровье.

-А одним из главных условий здоровья является правильное питание т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми. Древним людям принадлежат мудрые слова:

«Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть».

Питание обеспечивает:

  • развитие и рост
  • максимальную работоспособность
  • хорошее самочувствие
  • долголетие и здоровье

Тема нашего занятия «Что такое здоровое питание?»

В жизни иногда можно увидеть и услышать и такое:

( Беседа по стихотворению С.Михалкова)

«О Девочке, которая плохо кушала».

Юля плохо кушает,

Никого не слушает.

- Съешь яичко, Юлечка!

- Не хочу, мамулечка!

- Съешь с колбаской бутерброд! -

Прикрывает Юля рот.

- Супик?

- Нет...

- Котлетку?

- Нет... -

Стынет Юлечкин обед.

- Что с тобою, Юлечка?

- Ничего, мамулечка!

- Сделай, девочка, глоточек,

Проглоти еще кусочек!

Пожалей нас, Юлечка!

- Не могу, мамулечка!

Мама с бабушкой в слезах -

Тает Юля на глазах!

Появился детский врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

Смотрит строго и сердито:

- Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна!

А тебе скажу, девица:

Все едят - и зверь и птица,

От зайчат и до котят

Все на свете есть хотят.

С хрустом Конь жует овес.

Кость грызет дворовый Пес.

Воробьи зерно клюют,

Там, где только достают,

Утром завтракает Слон -

Обожает фрукты он.

Бурый Мишка лижет мед.

В норке ужинает Крот.

Обезьянка ест банан.

Ищет желуди Кабан.

Ловит мошку ловкий Стриж.

Сыр швейцарский

Любит Мышь...

Попрощался с Юлей врач -

Глеб Сергеевич Пугач.

И сказала громко Юля:

- Накорми меня, мамуля!

- Что же стало с Юлей, если бы она не послушала доктора и продолжала плохо есть?

- Питание должно быть полезным. А главным условием этого является умеренность и разнообразие в пище.

- Переедать очень вредно, т.к. наш желудок не успевает все переваривать.

И ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддерживания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (например: гречка, изюм, масло). Другие помогают организму расти и стать сильным (рыба, мясо, орехи) А третьи – снабжают организм витаминами и минеральными веществами, помогают расти и развиваться.

А что это за продукты - мы узнаем из загадок.

Загадки о фруктах и овощах

  1. Он большой, как мяч футбольный,                   2) Сижу на тереме,

Если спелый – все довольны,                            Мала, как мышь,

Так приятен он на вкус!                                    Красна, как кровь,

Что это за шар?                                                   Вкусна, как мед.

(арбуз                                                                             вишня)

3) За кудрявый холодок                           4) Бусы красные висят,

Лису из норки поволок,                           Из кустов на нас глядят.

На ощупь – очень гладкая,                    Очень любят бусы эти

На вкус – как сахар сладкая.                 Дети, птицы и медведи.

(морковь)                                                                  (малина)

5) Сам с кулачок,                                    6) Как надела сто рубах

Красный бочек,                                       Заскрипела на зубах.

Потрогаешь – гладко,                                              ( капуста)

А откусишь – сладко.

(яблоко)

7) Прежде, чем его мы съели,                       8) Маленький, горький,

Все наплакаться успели.                                      Луку брат.

(лук)                                                                           (чеснок)

- Итак, как называются эти продукты, которые мы должны употреблять каждый день по 500-600г?

- Правильно: фрукты, ягоды, овощи.

Ягоды, фрукты, овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ.

Игра «Овощи и фрукты»

Игра «Вершки и корешки»

-Если мы едим подземные части – надо присесть, если наземные – встать и вытянуть руки вверх. Будьте очень внимательны.

АПЕЛЬСИН, БАНАН И СЛИВА,
ГРУША, ПЕРСИК И МАЛИНА,
АНАНАС И ВИНОГРАД-
Вам ребенок каждый рад.

СВЕКЛА, КАБАЧОК И РЕПА

Летним солнышком согреты.

КАРТОШКА, ОГУРЕЦ, МОРКОВЬ

Беседа о витаминах и полезных продуктах.

Цель:

Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Беседа: Витамины очень нужны детям для укрепления организма.

- А вы, ребята, пробовали витамины?

Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.

А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

 И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

 Кто жует морковь сырую,

 Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

 Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

 6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

 - Молодцы, обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

- Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте раскрасим полезные овощи и фрукты.

- Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

- Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Ребята сегодня мы с вами узнали, что овощи и фрукты содержат витамины, которые очень нам нужны, чтобы быть здоровыми, сильными и красивыми.

Э. Успенский Дети, которые плохо едят в саду

Вот сестренка Ира -

Полный рот кефира.

Вот сестренка Света -

Полный рот омлета.

Рядом Петя с Дашей

Мучаются с кашей.

Как же некрасиво!

Эй, ребята, жуйте живо!

Быть голодным очень глупо:

Вы уже большая группа.

В.Д. Сухомлинский  «Яблоко и рассвет»

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

— Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.— Нет, — ответил дедушка, — яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.— Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, — сказал дедушка.— Нет, дедушка… Лучше завтра.— Почему?— Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Н. Носов «Про репку»

Вот и весна пришла. На небе засияло яркое солнышко. Стало тепло на дворе, даже не нужно было пальто надевать — совсем как летом. Из-под земли вылезла зеленая травка. Молодые липки на улице еще вчера стояли совсем-совсем голые, а сегодня они в один день покрылись маленькими листочками, такими мягкими, нежными.

Очень радостно было смотреть на них! В этот день Павлик пришел из детского сада домой и сказал маме:

— Мама, скоро мы поедем с детским садом на дачу! Нам Ольга Николаевна сказала. Через неделю.

— Вот и хорошо,- сказала мама.- Будешь там отдыхать, на даче.

— А я и не устал вовсе,- ответил Павлик.- Зачем же мне отдыхать? Лучше я буду что-нибудь делать.

— Ну, будешь собирать в лесу ягоды и грибы. Будешь ловить в поле бабочек. Хочешь, я куплю тебе сачок для бабочек?

Павлик задумался:

— Лучше купи мне лопату, чтобы землю копать. Я буду огород сажать.

— Хорошо,- сказала мама и купила ему лопатку.

На другой день Павлик принес лопатку в детский сад и всем показал:

— Смотрите, какая у меня лопата есть! Я буду огород сажать.

Дети окружили его и стали смеяться:

— Разве ребята сажают огород? У тебя все равно ничего не вырастет.

— Почему не вырастет? Вырастет! — сказал Павлик.

— Нет, не вырастет! Нет, не вырастет!

Ну и крик тут поднялся! Ребят было много, и все так громко кричали. Разве мог Павлик перекричать всех? От обиды он чуть не заплакал.

— Ты не плачь,- сказала ему самая маленькая девочка, Ниночка.- Хочешь, будем вместе сажать огород? Я тебе помогать буду, и у нас вырастет большой-пребольшой огород.

— Конечно, вырастет,- сказал Павлик.

Он успокоился и больше не спорил с ребятами. Вечером пришла за ним бабушка, и он сказал:

— Бабушка, бабушка, а вырастет у меня огород?

— Вырастет.

— А что я сажать буду, бабушка? У меня ведь нет никаких семян.

— Я куплю.

— Так ты поскорей купи, бабушка, а то мы скоро уедем.

— 3автра куплю.

На следующее утро Павлик проснулся, а бабушка ему говорит:

— Вот твои семена.

И дала ему небольшой бумажный пакетик. Павлик посмотрел, а в пакете — зернышки, маленькие-маленькие! Каждое величиной с маковку.

— Что же это за семена? — спросил он.

— Это семена репки.

— Отчего же они такие маленькие?

— Такие уж семена у репки,- сказала бабушка.

— Из каждого зернышка вырастает репка? — спросил Павлик.

— Вырастет.

— Да как же она вырастет, бабушка?

— Так уж и вырастет. Сам увидишь.

Бабушка объяснила Павлику, как вскопать землю и сделать грядку и как посадить семена.

Павлик слушал внимательно и все понял. Он взял с собой семена в детский сад и стал показывать ребятам:

— Ребята, ребята, посмотрите, какая у меня репка!

— Какая же это репка? — удивились ребята.- Репка большая, а это какой-то мак.

— Нет, не мак,- сказал Павлик.- Это репкины семена, а из них репка вырастает.

— Как же она вырастет?

— Не знаю.

— Сам не знаешь, а говоришь,- сказали ребята и не стали его слушать.

Неделя прошла быстро, и детский сад уехал на дачу. В первый же день, как только приехали, Павлик пошел к Ольге Николаевне и спросил:

— Ольга Николаевна, можно я буду огород сажать? У меня есть семена.

— Можно,- сказала Ольга Николаевна.

Она показала Павлику место за домом, где можно было устроить грядку. Павлик взял лопатку и принялся вскапывать землю. Прибежали ребята и стали смотреть. Земля была твердая, и копать было трудно. Павлик очень старался и не хотел бросать начатого дела.

Мальчик вскапывает землю

Ниночка увидела, что он очень устал, и сказала:

— Дай теперь мне покопать, Павлик, ты устал.

— Ну, покопай немножко,- согласился Павлик,- а потом снова я.

Ниночка взяла лопатку и стала копать.

Ребята смотрели, смотрели, им тоже захотелось покопать.

— Дай и нам покопать,- стали просить они Павлика.

— Копайте,- говорит Павлик.

Ребята по очереди стали копать. Они даже заспорили между собой, кому раньше копать, но Павлик сказал:

— Если будете спорить, то совсем заберу лопату.

Тогда ребята утихли и стали работать без шума. До обеда грядка была готова, а после обеда Павлик разрыхлил землю граблями и принялся сажать семена.

— Дай и нам посадить,- стали просить ребята.

— Не могу. Мне самому интересно,- ответил Павлик.

— Дай! Мы ведь тоже землю копали,- сказал Толя.

— Я ведь не заставлял вас.

— Ну, дай хоть одно зернышко!

Павлик дал ему посадить одно семечко. Тогда и другие ребята стали просить. Пришлось каждому дать по зернышку. Но это ничего. Зернышек было много, так что некоторые даже по две штуки посадили.

Дети сажают семена

На следующий день ребята проснулись рано и сразу побежали в огород. Всем хотелось поскорей посмотреть, не взошли ли семена, но, конечно, семена не могли так быстро взойти.

— Если огород поливать, то семена быстро взойдут,- сказала Надя.

Ребята побежали к Ольге Николаевне, попросили у нее садовую лейку и стали поливать грядку водой. Теперь каждое утро они поливали грядку из лейки и смотрели, не показываются ли из земли ростки. Но прошло несколько дней, а ростков никаких не было видно.

Ребята поливают огород

— Что же это такое? — говорили ребята. — Мы, наверное, зернышки вверх ногами посадили — вот они и растут вниз, а не вверх.

И ребята перестали поливать огород. Павлик думал:

«Может быть, мы и на самом деле зернышки вниз головой посадили? Разве разберешь, где у них голова, где ноги! Они маленькие!..»

Еще два дня он поливал огород, а потом тоже бросил.

— Вот тебе и выросла репка! — говорили ребята.- Даром только трудились.

Павлик перестал думать об огороде. Он играл вместе с ребятами, собирал в лесу ягоды, ловил в поле бабочек и придумал устроить во дворе кормушку для птиц.

Ребята приносили остатки от обеда и ужина и кормили птичек, которые прилетали из леса.

Один раз Павлик бежал мимо грядки и увидел, что на ней появилась зеленая травка.

— Ну вот,- сказал он,- уже наш огород зарастает травой! Тут он заметил, что травка растет правильными рядами будто ее кто-то нарочно посадил.

— Да это ведь наша репа растет! — закричал Павлик. Прибежали ребята.

— А может быть, это и не репка? — сказали они.

— Вот увидите, что будет репка,- ответил Павлик.- Раз бабушка сказала — репа, значит, и будет репка.

Ребята снова стали поливать огород. Травка вырастала все больше и больше и превратилась в кустики с большими листьями. Но время незаметно прошло, и наступила пора уезжать в город.

— Ох,- горевал Павлик,- не успела вырасти репка! Он пошел к Ольге Николаевне и спросил:

— А когда мы уедем, кто здесь будет на даче жить?

— Приедут другие дети, из другого детского сада.

— А! Ну, тогда хорошо. Пусть они себе мою репку возьмут, когда вырастет.

Ребята уехали. Стало тихо на даче. Только птички порхали возле пустой кормушки и громко чирикали, будто спрашивали друг друга, куда делись дети. На следующий день приехали ребята из другого детского сада. Они бегали по всему двору, заглядывали во все уголки.

— Глядите, огород! — закричал кто-то.

Отовсюду сбежались дети. Кто-то вырвал несколько кустиков из земли. Тут прибежала самая старшая девочка, Зина.

— Зачем же вы топчете огород? — закричала она.- Как вам не стыдно! Кто-то садил, а вы разоряете! Сажайте кустики обратно!

Ребята поспешно посадили кустики в землю. Зина придумала сделать вокруг грядки ограду. Ребята побежали собирать палочки и сделали из них вокруг огорода забор. С тех пор никто больше не топтал грядку.

Наступило жаркое время. Солнышко по целым дням припекало все сильней и сильней. Две недели подряд не было дождика, даже не появилось ни одной тучки. Земля на грядке вся высохла и потрескалась. Кустики стали вянуть. Листики на них опустились книзу и начали даже желтеть. Однажды Зина шла мимо грядки.

— Бедные кустики,- сказала она,- совсем завяли! Если не будет дождика, они совсем засохнут.

Она взяла кружку, принесла воды и стала поливать грядку.

Ребята увидели и прибежали кто с кастрюлей, кто с чайником, а кто и просто со стаканом.

Грядку полили так, что вся земля стала мокрая. Потом ребята нашли в сарае старую садовую лейку и с тех пор каждый день поливали грядку из лейки.

Через несколько дней кустики ожили. Листочки поднялись кверху и снова стали зеленые. К концу лета они разрослись так пышно, что вся грядка покрылась зеленью, а внизу под листьями виднелись верхушки больших желтых репок.

— Чья же это репка? — спрашивали ребята.- Кто ее посадил?

— Должно быть, те дети, которые здесь жили до нас, из другого детского сада,- сказала Зина.

Перед отъездом с дачи ребята решили убрать огород. Все стали дергать из земли репку и складывать ее на траву в кучку. Куча получилась порядочная.

— Большой урожай получился! — радовались ребята.

Они уселись вокруг и долго любовались репкой. Каждый думал, что теперь делать с ней.

Вот и осень пришла.

— Надевай-ка пальто и калоши, на дворе холодно,- сказала Павлику бабушка, когда он утром собирался идти в детский сад.

Павлик оделся и вышел во двор. Все лужи вокруг замерзли. Тонкий ледок так и хрустел под ногами. А листьев-то сколько с деревьев нападало! Прямо как по ковру идешь.

В этот день Ольга Николаевна занималась с ребятами. Дети играли в школу. Они рисовали картинки, а Ольга Николаевна ставила всем отметки.

Вдруг кто-то постучал в дверь. Ольга Николаевна отворила, и в комнату вошел почтальон. В руках у него был ящик, обшитый материей, на которой большими фиолетовыми буквами был написан адрес детского сада.

Почтальон с ящиком

— Вам посылка,- сказал почтальон и поставил ящик на стол.

— А что в этой посылке? — стали спрашивать дети.

— Не знаю, ребята. Что-то очень тяжелое — насилу я дотащил,- сказал почтальон.

Ольга Николаевна распорола материю, которой был обшит ящик, и открыла крышку.

— Ничего не понимаю,- пробормотала она.- Какая-то репа!

Все ребята толпились вокруг и приподнимались на цыпочки: каждому хотелось заглянуть в ящик. Павлик даже на стул взобрался.

— Правда, репка! — закричал он.- Вот смешно! Кто же это мог нам репку прислать?

Тут и другие дети стали на стулья взбираться.

— Погодите, ребята, тут письмо есть, — сказала Ольга Николаевна.

Она взяла письмо, которое лежало в посылке, и стала читать:

«Дорогие ребята! Когда вы уехали с дачи, мы ухаживали за вашей репкой. А когда лето кончилось, мы собрали весь урожай. Репка выросла большая и очень вкусная. Мы все ели и нам очень понравилось. Мы узнали ваш адрес и решили послать репку в посылке. Кушайте на здоровье».

— Значит, это та репка, которую мы сажали! — закричали ребята.- Вот какая она большая выросла.

Ольга Николаевна поставила ящик на стул, чтобы всем было видно. Ребята смотрели на репку и прыгали от радости. Ну и крику тут 6ыло!

Вечером за ребятами пришли родители. Ребята стали показывать им репку и рассказывать, как они садили ее, как поливали, как она не хотела расти, а потом как начала расти, да не успела вырасти, а потом как ее вырастили другие ребята и прислали в посылке.

С тех пор, когда в детский сад приходил кто-нибудь из взрослых, кто еще не видел репки, ребята вели его в комнату, показывали репку и снова рассказывали всю эту историю с начала и до конца. А когда в детский сад поступал кто-нибудь из новых ребят, то ему первым долгом показывали репку и тоже рассказывали всю эту историю.

Репка пролежала в ящике до середины зимы, и тогда Ольга Николаевна сказала, что репку надо съесть, потому что она не может так долго лежать в теплом помещении. Репку снесли на кухню и попросили тетю Дашу приготовить ее,

Тетя Даша почистила репку, аккуратно нарезала ее кружочками, обдала кипятком, чтобы репка не была горькая, и полила маслом. Ребята сидели за столом, ели репку и хвалили ее:

— Ах, какая вкусная репка!

— А помните, какие были репкины семена? — сказала Таня. Совсем-совсем крошечные! Удивительно, как из них выросла такая репка.

— Это все Павлик придумал,- сказали ребята.- Если б не он, никакой репки не было бы.

Ю.Тувим ОВОЩИ

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

(пер. с польского С.Михалкова)

Пословицы и поговорки:

За ягодами пойдешь – здоровье найдешь,  

Зелень на столе – здоровье на сто лет,

 Яблоко на ужин – и врач не нужен.  

Лук от семи недуг.            

Не вырастишь овощей – не сваришь и щей.  

Физкультминутки:

Фрукты

Будем мы варить компот.  Маршировать на месте.

Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много".

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.  

Варим, варим мы компот,   Повернуться вокруг себя.

Угостим честной народ.       Хлопать в ладоши.

Овощи

В огород пойдем,   Маршировать на месте.

Урожай соберем.    Идти по кругу, взявшись за руки.

Мы морковки натаскаем И картошки накопаем. Срежем мы кочан капусты   Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный.   Показать руками.

Щавеля нарвем немножко   "Рвут". И вернемся по дорожке.     Идти по кругу, взявшись за руки.

Во дворе растёт подсолнух Во дворе растёт подсолнух, Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)

Рядом с ним второй, похожий, К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)

Вертим ручками по кругу. Не задень случайно друга! Несколько кругов вперёд, А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)

Отдохнули мы чудесно, И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

Дидактическая игра  «Узнай на вкус и запах»

Дидактическая задача:

- Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей и фруктов;

- Активизировать речь детей;

-Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза), определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.

Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.

Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: помидор, огурец (свежий и соленый, морковь, капуста, репа, редис; яблоко, груша, слива, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.

Организуя игры, следует помнить о гигиенических требованиях: нельзя с одной вилки давать всем детям для пробы овощи или фрукты, использованные салфетки надо класть на отдельный поднос (или пользоваться зубочистками из расчета на каждого ребенка, на каждый фрукт и овощ). В игре участвуют все дети, но можно играть и с небольшими подгруппами ребят.

ЗАГАДКИ ПРО ОВОЩИ И ФРУКТЫ

ОВОЩИ

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон.

(Лук)

В огороде – жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нём семена.

(Тыква)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек.

Что это?

(Горошек)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

(Репка)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук)

На стебле зелёный крюк,

А на нём висит сундук.

В сундуке восемь ребят

Молча рядышком сидят.

(Горох)

Внизу красно, вверху зелено,

В землю вросло.

(Свекла)

Маленький и горький, луков брат.

(Чеснок)

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …

(Баклажан)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.

(Огурцы)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

(Горох)

Сто одежек -

Все без застежек.

(Капуста)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи.

(Капуста)

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка.

(Картошка)

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печёнки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из...

(Картошки)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая.

(Морковь)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры)

Это вовсе не игрушка -

Ароматная…

(Петрушка)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова.

(Свекла)

В огороде хоть росла,

Знает ноты соль и фа.

(Фасоль)

Маленький и горький, луку - брат.

(Чеснок)

ФРУКТЫ

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И малые детки.

(Яблоко)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Длинноножка хвалится –

Я ли не красавица,

В сама – то косточка,

Да красненькая косточка.

(Вишня)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный.

(Арбуз)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

(Арбуз)

Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь - гладко, откусишь - сладко.

(Яблоко)

Загляни под осень в сад —

Колокольчики висят:

Бронзовые, медные,

Животу не вредные.

(Ответ - Груши)

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

(Ответ - Груша)

На сучках висят шары,

Посинели от жары.

(Ответ - Слива)

Снесли птички

Синеньки яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мяконька,

Белок сладенький,

А желток костяной.

(Ответ - Слива)

Он оранжевый, приятный,

Вкусный, запах ароматный.

Сходим быстро в магазин,

Купим круглый …

(Ответ – Апельсин

Жёлтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его …

(Ответ – Лимон)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран,

В тропиках растет … .

(Ответ – Банан)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Овощи-фрукты - полезные продукты!"

проектная деятельность в ДОУ...

Проект "Овощи, фрукты-полезные продукты"

Залог здоровья дошкольников- правильное питание....

Проект "Овощи, фрукты - полезные продукты"

Проект предназначен для воспитанников средней группы....

Проект "Овощи, фрукты - полезные продукты"

Данный проект предназначен для детей старших групп и ориентирован на изучение вопросов, связанных с сохранением здоровья человека. Направлен на расширение знаний детей об овощах и фруктах....

Проект "Овощи, фрукты - полезные продукты"

Проектная деятельность во второй младшей группе "Овощи, фрукты - полезные продукты" - это познавательно-исследовательский, краткосрочный проект, целью которого является формирование знаний у...

Отчет по познавательно – исследовательскому проекту «Овощи, фрукты – полезные продукты»

Очень важно научить детей беречь с самого детства свое здоровье, способствовать воспитанию элементарных правил здорового образа жизни. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18466373"...

Отчет по познавательно – исследовательскому проекту «Овощи, фрукты – полезные продукты»

Очень важно научить детей беречь с самого детства свое здоровье, способствовать воспитанию элементарных правил здорового образа жизни.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18755794","attr...