Опыт работы: "Формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии"
материал
Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для поиска эффективных методов и средств формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, одним из которых является – сказкотерапия.
Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие. Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя. В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку. Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.
В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.
Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области развития и воспитания дошкольников.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.
Сказкотерапия– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Цель: формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии.
Задачи:
- знакомить детей с источником опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями
- развивать способность практически применять полученные знания в жизни
- воспитывать самостоятельность и ответственность за свои решения.
При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:
1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.
2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
В своей работе выделяю основные этапы работы с текстом:
На первом этапе дети рассматривают книги и их иллюстрации. Затем знакомятся с содержанием, причем первое чтение сказки проходит как ознакомительное и только через день или два возвращаемся к повторному чтению или рассказыванию с дальнейшим ее обсуждением.
На втором этапе обыгрывание сказок детьми в масках, в различных видах театрализованной деятельности, театр бумажных кукол и обыгрывание сказок обычными игрушками.
На третьем этапе вместе с детьми соединяем любимые сказки в единую и придумываем свои концовки сказок, которые по мнению детей плохо заканчиваются. Таким образом ребенок приходит сам к выводу: безвыходных ситуаций не бывает.
А так же придерживаюсь практических правил работы со сказкой (см Приложение 1).
Формы работы:
- рассказывание
- сочинение сказок
- изотерапия
- изготовление персонажей
- постановка сказок
Результативность работы.
Благодаря целенаправленной работе со сказкой и совместной работе с родителями (см Приложение 2) дети усвоили важные истины:
- Умей обратиться за помощью.
- Не пускай в дом чужих!
- Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!
- Зови на помощь – и помощь придет!
- Не принимай угощения от чужих!
Вывод: Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.
Сказкотерапия - это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное
пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009
2. Шорыгина Т.А. «Осторожные знаки» Книголюб, 2007
3. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996
4. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб., 1998
Приложение 1
Практические правила работы со сказкой
1.Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя; какие полезные уроки зашифрованы в ней.
2.Комментируйте то, о чем рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку колобка.
3.Задавайте малышам вопросы.
-Почему же убежал колобок? А можно ли было убегать одному в лес (вот он – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край). С кем колобок встретился? От кого убежал? А кто его обхитрил? Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно ходить одному?)
4.Для детей постарше, вопросы посложнее и обсуждение глубже.
-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку и дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию?) А ещё? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)
5. Если малыши говорить не умеют – все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Это отличный способ акцентировать внимание.
Например, после встречи с зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке, зайчик –то хотел его съесть, а колобок не испугался!» или так: «Разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя потому что...» .
6. Побуждайте малышей задавать вопросы.
7. Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки).
8. Никогда не рассказывайте сказку страшным и заунывным голосом. Наша
задача не напугать детей - а научить держать ушки на макушке.
9. Показывайте детям свои эмоции и поддерживайте проявляемые ими эмоции.
Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже останется в нас.
10.Обязательно выражайте главную мысль, которую хотите довести до детей. (Мои дети не убегают одни,.. А лисичку будете слушать? А песенку ей петь?).
11. Делайте вывод в доступной для детей форме. По сути, нужно насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.
Делайте это постепенно. Дети любят сказки и просят их почитать много
-много раз, вот и пользуйтесь этим. Когда «поайкайте», когда спросите, а когда просто головой покачайте. Постепенно дети поймут суть и уже сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.
Приложение 2
Взаимодействие с семьей
Методы и средства организации работы с родителями | Задачи
|
Общие родительские собрания в нетрадиционной форме (конкурсы, театрализованные представления,).
| Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей. Каждое такое мероприятие- большое событие. Пишется совместно сценарий, распределяются роли, готовятся декорации, костюмы и т.д. такие события не оставляют равнодушных. |
Тематические родительские собрания в группах.
| Задача: помочь родителям грамотно в доступной форме закреплять у детей, полученные в ДОУ знания, по теме безопасного поведения. |
Консультации для родителей, буклеты | Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ. |
«Почтовый ящик» для вопросов родителей, обмена мнениями. | Задача: собрать банк проблемных вопросов по безопасности жизнедеятельности детей, интересующих родителей, дать возможность родителям анонимно задавать вопросы. В раздевалке группы висит «почтовый ящик», рядом с которым всегда лежит карандаш и чистая бумага. |
Мини-библиотека
| Задача: рекомендовать детскую художественную литературу родителям для совместного чтения. |
«Семейная мастерская»
| Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, поделки, фотоматериалы). |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_na_bryansk.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная наука непрерывно совершенствует известные и изобретает новые способы борьбы с событиями и явлениями несущими угрозу безопасности человека со стороны природных явлений и техногенных факторов. Правоохранительная система нашего государства борется с преступлениями против личности. Система образования, которой доверено самое ценное – дети, помимо того, что должна обеспечивать сохранность жизни и здоровья в образовательных учреждениях, призвана дать знания и сформировать навыки безопасного поведения у детей.
Как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения решающим фактором становления личности является семья, где родители должны стать активными и равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для поиска эффективных методов и средств формирования навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста, одним из которых является – сказкотерапия.
Сказки можно читать в любом возрасте. Это полезное и увлекательное занятие. Возраст 3-7 лет характерен творческим, художественным восприятием окружающей действительности. В этот период без сказки никак нельзя. В этом возрасте сказка — это ненавязчивый, обучающий и корректирующий инструмент.В разные годы ребенок , по- разному воспринимает сказку. Например: в 3-4 года ребенок в сказке замечает главного героя, его интересует его внешний вид, действия и поступки.
В 4-6 лет ребенок уже оценивает героев и события, а так же оценивает поступки и действия которые совершили герои, так как у ребенка расширяется круг представлений и появляется жизненный опыт.
Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко исполь-
зуемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач.
Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет добиться замечательных результатов в области развития и воспитания дошкольников.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на
протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Любая сказка (народная, авторская), даже самая простая, несет в себе опре-
деленный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное реализовать их в повседневной жизни. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни.
Сказкотерапия– это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Цель: формирование безопасного поведения у дошкольников методом сказкотерапии.
Задачи:
- знакомить детей с источником опасности, мерами предосторожности и собственными возможностями
- развивать способность практически применять полученные знания в жизни
- воспитывать самостоятельность и ответственность за свои решения.
При формировании навыков безопасного поведения с помощи сказок определяются следующие принципы работы со сказочным материалом:
1. Осознанность – понимание причинно-следственных связей в развитии сюжета и роли каждого персонажа.
2. Множественность – понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
3. Связь с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
В своей работе выделяю основные этапы работы с текстом:
На первом этапе дети рассматривают книги и их иллюстрации. Затем знакомятся с содержанием, причем первое чтение сказки проходит как ознакомительное и только через день или два возвращаемся к повторному чтению или рассказыванию с дальнейшим ее обсуждением.
На втором этапе обыгрывание сказок детьми в масках, в различных видах театрализованной деятельности, театр бумажных кукол и обыгрывание сказок обычными игрушками.
На третьем этапе вместе с детьми соединяем любимые сказки в единую и придумываем свои концовки сказок, которые по мнению детей плохо заканчиваются. Таким образом ребенок приходит сам к выводу: безвыходных ситуаций не бывает.
А так же придерживаюсь практических правил работы со сказкой (см Приложение 1).
Формы работы:
- рассказывание
- сочинение сказок
- изотерапия
- изготовление персонажей
- постановка сказок
Результативность работы.
Благодаря целенаправленной работе со сказкой и совместной работе с родителями (см Приложение 2) дети усвоили важные истины:
- Умей обратиться за помощью.
- Не пускай в дом чужих!
- Не разговаривай с незнакомцами и не уходи с ними!
- Зови на помощь – и помощь придет!
- Не принимай угощения от чужих!
Вывод: Если ребенок с раннего возраста начинает осознавать «сказочные уроки», отвечать на вопрос: «Чему же нас с тобой учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего «банка жизненных ситуаций». И хочется верить, будет более мудрым, а жизнь его – более счастливой и безопасной.
Сказкотерапия - это уникальный метод для развития социализации и формирования культуры безопасности у детей.
Приложение 1
Практические правила работы со сказкой
1.Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя; какие полезные уроки зашифрованы в ней.
2.Комментируйте то, о чем рассказываете. Комментарий может быть очень простой: скажите «ай-ай-ай!» - вот и ясно ваше отношение к поступку колобка.
3.Задавайте малышам вопросы.
-Почему же убежал колобок? А можно ли было убегать одному в лес (вот он – основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край). С кем колобок встретился? От кого убежал? А кто его обхитрил? Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошёл один, а разве можно ходить одному?)
4.Для детей постарше, вопросы посложнее и обсуждение глубже.
-Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку и дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту «чужую» территорию?) А ещё? (Не слушать лису, лисы такие хитрые...)
5. Если малыши говорить не умеют – все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Это отличный способ акцентировать внимание.
Например, после встречи с зайчиком скажите: «И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке, зайчик –то хотел его съесть, а колобок не испугался!» или так: «Разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя потому что...» .
6. Побуждайте малышей задавать вопросы.
7. Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: ребенок в них запутается. И не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки).
8. Никогда не рассказывайте сказку страшным и заунывным голосом. Наша
задача не напугать детей - а научить держать ушки на макушке.
9. Показывайте детям свои эмоции и поддерживайте проявляемые ими эмоции.
Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже останется в нас.
10.Обязательно выражайте главную мысль, которую хотите довести до детей. (Мои дети не убегают одни,.. А лисичку будете слушать? А песенку ей петь?).
11. Делайте вывод в доступной для детей форме. По сути, нужно насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам.
Делайте это постепенно. Дети любят сказки и просят их почитать много
-много раз, вот и пользуйтесь этим. Когда «поайкайте», когда спросите, а когда просто головой покачайте. Постепенно дети поймут суть и уже сами будут комментировать безрассудные действия колобка и давать «спасательные» советы.
Приложение 2
Взаимодействие с семьей
Методы и средства организации работы с родителями | Задачи | |
Общие родительские собрания в нетрадиционной форме (конкурсы, театрализованные представления,). | Задача: сформировать общие интересы у детей и родителей. Каждое такое мероприятие- большое событие. Пишется совместно сценарий, распределяются роли, готовятся декорации, костюмы и т.д. такие события не оставляют равнодушных. | |
Тематические родительские собрания в группах. | Задача: помочь родителям грамотно в доступной форме закреплять у детей, полученные в ДОУ знания, по теме безопасного поведения. | |
Консультации для родителей, буклеты | Задача: привлечь внимание родителей к воспитательным событиям в детском саду, активизировать их участие в жизни ДОУ. | |
«Почтовый ящик» для вопросов родителей, обмена мнениями. | Задача: собрать банк проблемных вопросов по безопасности жизнедеятельности детей, интересующих родителей, дать возможность родителям анонимно задавать вопросы. В раздевалке группы висит «почтовый ящик», рядом с которым всегда лежит карандаш и чистая бумага. | |
Мини-библиотека | Задача: рекомендовать детскую художественную литературу родителям для совместного чтения. | |
«Семейная мастерская» | Задача: способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Организация выставок, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, поделки, фотоматериалы). |
Список литературы
1 Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: учебное по-
собие по основам безопасности жизнедеятельности детей. – СПб.: «Детство-
Пресс», 2009
2 Шорыгина Т.А. «Осторожные знаки» Книголюб, 2007
3 Соколов Д.Сказки и сказкотерапия. – М., 1996
4 Фон Франц М.-Л. Психология сказки. – СПб., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: «Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников».
В своем опыте я обучаю детей правилам правильного поведения дошкольников на улице, дома, в природе. Это работа не одного дня, она должна быть систематичной. Важное требование: детям не достаточн...
Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...
Опыт работы «Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с использованием методов исследовательской деятельности и элементов ТРИЗ - технологии»
Управление образования администрации Чернянского районаОрганизационно - методический информационный центр...
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»
Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошко...
Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время знач...