"Детский фольклор для малышей"
консультация (младшая группа)
Консультация для педагогов
Детский Фольклор для малышей
1 вопрос – Что такое фольклор и на что он влияет?
Фольклор (народное творчество) - художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.
2 вопрос – Какие формы фольклора вы знаете?
Каждая фольклорная форма, будь то потешка, загадка, пословица, считалка, закличка, сказка или небылица – изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания, запоминания и воспроизведения в речи детей. Эти образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Простота и мелодичность звучания потешек, помогает детям запомнить их. Жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными выше формами. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuzina_n.a._detskiy_folklor_dlya_malyshey.docx | 21.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Детский Фольклор для малышей
1 вопрос – Что такое фольклор и на что он влияет?
Фольклор (народное творчество) - художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет – богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средством человеческого общения – речью.
Фольклор влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями, помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
Фольклор дает возможность познакомиться детям с богатым творческим наследием народов.
2 вопрос – Какие формы фольклора вы знаете?
Каждая фольклорная форма, будь то потешка, загадка, пословица, считалка, закличка, сказка или небылица – изумительный образец творчества, благодатный материал для подражания, запоминания и воспроизведения в речи детей. Эти образцы развивают образную детскую речь, расширяют кругозор детей.
Поте́шка - короткий стишок (реже песенки), предназначенный для развлечения детей младенческого возраста и сопровождающиеся элементарными игровыми движениями: во время проговаривания или пропевания.
- Ладушки, ладушки!
Где были? У бабушки…..
Загадка - иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно угадать.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Пословица — это краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
- Любишь кататься - люби и саночки возить.
Считалки - это краткие стихотворения, которые дети используют для распределения ролей между участниками игры.
- Сидел петух на лавочке
Считал свои булавочки
Раз, два, три.
Это верно будешь ты.
Заклички – короткие стихотворения, обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами.
- Дождик, лей, лей, лей!
Будет травка зеленей.
Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Небылица – шуточный рассказ о том чего не бывает на самом деле.
- Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике….
3 вопрос – Какие формы фольклора можно использовать для раннего возраста?
Я в своей работе часто использую потешки. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него разную реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее действие, а потешки, в которых имеются игровые приемы (“Ладушки”, “Идет коза рогатая”, “Поехали - поехали”), вызывает потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Они хороши как в адаптационный период для установления положительного контакта с малышами, например:
- Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший!
Ванечка - пригожий!
Так и в любой режимный момент помогают быстрее освоить навыки умывания раздевания, питания и т.д. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие они побуждают малышей к действию.
Во время одевания на прогулку:
- Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться.
Дверцу шкафа открывай
И одежду доставай.
Во время кормления:
- Травка - муравка, со сна поднялась,
Птица - синица за зерно взялась,
Зайка за капустку,
Мышка за корку,
Дети за молоко.
При подготовке детей ко сну:
- Тишина у пруда
Не качается вода,
Не шумят камыши
Засыпают малыши.
Пробуждение после сна:
- Вот проснулся петушок,
Встала курочка,
Просыпайся, мой, дружок,
Подымайся, Юрочка!
При расчесывании:
- Чешу, чешу волосоньки
Расчесываю косыньки.
При организации игры:
- Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.
В гости куколка пришла
И игрушки принесла.
Для активизации двигательной деятельности:
- Мы ногами топ топ топ
Мы руками хлоп хлоп хлоп
И туда и сюда повернемся без труда
Мы головками кивнем
Дружно ручками махнем
И туда и сюда повернемся без труда.
Потешки уговорушки, утешалки:
- Не плачь, не плачь - куплю калач”.
- У кисы боли,
У собачки боли
У моего малыша заживи.
Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Простота и мелодичность звучания потешек, помогает детям запомнить их. Жанры детского фольклора не исчерпываются перечисленными выше формами. Существуют еще прибаутки, приговорки, всевозможные кричалки и оралки. Все эти направления только подчеркивают красоту и многообразие устного народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор для малышей
Вариант подбора фольклорных сериалов, которые используются при системной работе с детьми раннего возраста....
Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ
Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...
Фольклор для малышей (разучивание потешки во 2 мл.группе)
Фольклор для малышей.Цели:- познакомить детей с русской народной потешкой;- учить запоминать ее, проговаривать отдельные слова, понимать их значение;- развивать любознательность, интерес к ...
Фольклор для малышей
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, в...
Фольклор для малышей
Консультация для родителей какие песенки, прибаутки можно использовать дома...
фольклор для малышей
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в к...
Игровой фольклор, как часть детского фольклора.
Консультация для воспитателей....