Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
методическая разработка (младшая группа)

Чернышова Светлана Анатольевна

Ссамообразования    "Влияние устного народного творчества  на развитие речи детей 3-4 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида

городского поселения – г. Семилуки

           Отчёт по теме самообразования

  "Влияние   устного народного творчества

          на развитие речи детей 3-4 лет"

                                                                         Чернышова С.А.

                                                           воспитатель второй младшей

                                                              группы «Колокольчик»

           

            В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача воспитателя в области развития речи детей младшего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
            Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму  родного языка. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2017-2018 учебный год

Цель работы по самообразованию: объединить усилия воспитателя и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Свою работу планировала  по следующим разделам:                                                    -изучение методической литературы.                                                                       –работа с детьми, с семьей.                                                                                                        -самореализация.

В изучение литературы использовала следующие книги:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

В практической части своей работы я провела:

  • Досуг «Вечер загадок».
  • Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
  • Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
  • Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
  • «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
  • Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»
  • Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
  • Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

В результате работы по теме самообразования

  • у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;
  • обогатилась устная речь;
  • развились фантазия и воображение;
  • у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;
  • расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка

 

                                                      Анкета

                «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

 

         Уважаемые родители!

 Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 1.     Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

 

2.     Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

 3.     Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

 4.     Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

 5.     Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?___________________

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------6.     Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

 7.     Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________

 8.     Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

 9.     Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________

 

10.            Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

 

__________________________________________________________

 

   

 Консультация для родителей.

 

    «Влияние русского народного творчества на развитие речи     детей 3-4 лет»

 

     Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

        Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

        Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

 

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

         В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.

        Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия

 Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

             Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребе...

Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»

Выступление на методическом совете по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей средней группы»Цель: показать приемы и методы работы с произведениям...

ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"

Отчет по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей второй младшей группы"...

План Работы по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи с сентября по май. Перспективное планирование работы с родителями. Мониторинг ....