План Работы по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Перспективное планирование работы с детьми по развитию речи с сентября по май. Перспективное планирование работы с родителями. Мониторинг .
Скачать:
Предварительный просмотр:
План
Работы по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Выполнила воспитатель:
Рожкова О.А
Г.Камень – на- Оби
Пояснительная записка.
Актуальность темы
Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей (особенно младшего возраста) является народное творчество (фольклор).
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое
Цели и задачи:
Цель работы: Развитие речи детей и овладение родным языком по средствам русского народного творчества.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения методической литературы, создать картотеки, разработки по теме.
2. Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
3. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.
4. Развивать у детей речь воображение, память. , обоготить словарь, способствовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей.
5. Повысить у детей интерес к устному народному творчеству.
Методы и приемы:
Наглядный метод: демонстрация иллюстраций, пособий, показ способов действий.
Словесный метод: беседы, рассказ, чтение, заучивние.
Игровой метод: игры драматизации, игры инсценировки, пальчиковые игры, игры народно-сценической хореографии , хоровод.
Формы работы:
- Заучивание потешек, закличек, пестушек, колыбельных.
- Использование загадок, поговорок.
- Чтение художественной литературы.
- использование пальчиковых игр.
- Применение игрушек и изделия народных промыслов.
- Представление кукольного театра. Просмотр и прослушивание аудио и видео.
- Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
- Рассказ и показ народных традиций и обычаев.
- Беседы, вопросы, разъяснения.
Планируемые результаты
*Познакомить детей с русским народным творчеством со сказкой, потешкой, пестушкой, пальчиковыми играми, русскими народными играми.
* Обогатить речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, разовьется эмоциональная выразительность речи.
* Создание предметной среды, способствует приобщению детей к сказкам, потешкам и фольклорным произведениям.
* Сформируется познавательный интерес, навык общения у детей.
* Установится эмоциональный контакт между всеми участниками.
* У детей и взрослых сформируются представления о пользе совместного чтения, совместного времяпровождения, альтернативных способах семейного отдыха.
Список использованной литературы
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Перспективное планирование работы на 2022 – 2023 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Методическая подготовка | Сентябрь – апрель | Изучение методической литературы |
Работа с детьми | Октябрь | 1. Загадки об осени, овощах и фруктах, грибах, хлебе. 2. Пословицы и поговорки об осени и осенних Явлениях 3. Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. 4 Знакомство с хороводными играми. 5. Настольный театр по желанию детей. |
Ноябрь | 1. Чтение русских народных сказок «Теремок», «Колобок» Частичная импровизация. 2. Загадки о домашних, диких животных. 3.Театрализованная деятельность по русской народной сказке «Колобок». 4. Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. 5. Хороводные игры с текстом.(заучивание) | |
Декабрь | 1.Русские народные потешки о зиме и зимних явлениях. Разучивание потешек «Белым снегом замело…», «Уж ты, зимушка-зима…». 2. Русская народная сказка «Снегурушка», частичное инсенирование- импровизация по выбору детей. 3. Пальчиковые игры артикуляционная гимнастика. 4. Настольный театр по выбору детей. | |
Январь | 1. Русские народные песенки, загадки о зиме и зимних явлениях. 2. Знакомство с закличками. Разучивание заклички «Морозушка – Мороз…» 3. Пальчиковые иры, артикуляционная гимнастика. 4. Хороводные игры с текстом.(Зучивание) 5. Кукольный спектакль, по желанию детей. | |
Февраль | 1. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. 2. Инсценировка русской народной сказки «Теремок». 3. Чтение сказки «У страха глаза велики», частичное инсценирование- импровизация. 4. Хороводные игры с текстом. | |
Март | 1.Загадки, заклички о ранней весне 2. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята» 3. Игры «Широкая масленица» | |
Апрель | 1.Беседа по иллюстрациям Ю. Васнецова к русским народным потешкам. 2.Разучивание пестушки «На зеленом на лугу…» и заклички «Весна, весна красная…» 3. Чтение русской народной сказки «Курочка ряба» 4. Хороводные игры. (Повторение) | |
Май | 1.Чтение русской народной сказки «Кот и петух». 2.Разучивание закличек «Солнышко, покажись!», «Сей, сей горох…» 3. Пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика. 4. Хороводные игры. 5. Кукольный театр по желанию детей. |
Перспективное планирование работа с родителями на 2022-2023 учебный год
Раздел | Сроки
| Содержание |
Работа с семьей | Октябрь –май Октябрь | Пополнение предметно развивающей среды в группе.
Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». |
Ноябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Декабрь | Изготовление книжек – малышек с потешками о зиме | |
Январь | Консультация для родителей «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм» | |
Февраль | Памятка для родителей «Пальчиковые игры на основе русских народных потешек» | |
Март | Консультация для родителей «Почитай мне сказку, мама!» | |
Апрель | Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» | |
Май | Приобщить родителей к обогащению атрибутов для инсценировки сказки | |
Самореализация | Май | Консультация для педагогов «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3 – 4 лет» |
Мониторинг (диагностика)
1.Диагностика уровня речевого развития детей.
2. Наблюдение:
- словарный запас;
-использование фольклора в речи;
- знание сказок, загадок.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей :
Для детей 3-4 лет:
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; может пересказать основной сюжет сказки.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; отгадывает загадку, а объяснить не может.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.
Высокий сентябрь | средний | низкий | Высокий май | средний | Низкий= | |
Азарова Е | + | |||||
Белых К | + | |||||
Белых А | + | |||||
Воропаева З | + | |||||
Иванова А | + | |||||
Камнев Д | ||||||
Козлов Н | + | |||||
Лисица Л | + | |||||
Лютаев Я | + | |||||
Мальченкова | + | |||||
Медведева К | + | |||||
Миронова В | + | |||||
Пустовит Е | + | |||||
Пуставит С | + | |||||
Руппель А | + | |||||
Силюнина Л | + | |||||
Саидов Сал | + | |||||
Саидов Сам | + | |||||
Фещенко И | + |
Высокий уровень - ребёнок составляет предложение из 3 и более слов; может пересказать основной сюжет сказки.
Средний уровень – ребёнок составляет предложение из 2 слов; отгадывает загадку, а объяснить не может.
Низкий уровень – ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку.
Сказка «Теремок».
А теперь сели все удобно, будем слушать и смотреть сказку (предварительно выдав детям картинки с изображением персонажей).
Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Вот по полю, полю мышка бежит (направляет ребёнка к теремку). У двери остановилась и стучит.
Ребёнок стучит, приговаривая: пик-пик-пик, кто в тереме живёт?
Воспитатель: Никого в тереме нет, никто мышке не отвечает. Залезла мышка в теремок, стала там жить поживать, песни распевать:
Уж как по полю, полю лягушка скачет (направляет ребёнка к теремку), у двери остановилась и кричит.
Ребёнок: Ква-ква-ква. Кто в теремочке живёт?
Ребёнок: Я мышка-норушка, а ты кто?
Ребёнок: А я лягушка-квакушка.
Воспитатель: Прыгнула лягушка в теремок. Стали они жить- поживать, песни распевать.
Вот по полю, полю заинька бежит, у двери остановился и стучит (направляет ребёнка к теремку).
Ребёнок: Чук-чук-чук, кто в теремочке живёт?
Воспитатель помогает детям:
Я мышка-норушка
Я лягушка-квакушка
А ты кто?
А я зайчик-побегайчик!
Воспитатель и дети: Иди к нам жить!
И зайчик прыгнул в теремок.
Вот по полю, полю лисичка бежит, у двери остановилась и стучит: - Кто в теремочке живёт?
Воспитатель повторяет слова за детей:
А ты кто?
Ребёнок: «Я лисичка-сестричка»
Воспитатель: Иди к нам жить. Стали они жить вчетвером. Вот живут уж вчетвером. Братец волк стучится в дом.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Ребёнок: Я волчок-серый бочок – пустите меня в теремок.
Воспитатель: Просит вежливо впустить, негде бедному пожить. Пустили и волка.
А потом забрёл медведь и как начал реветь.
Ребёнок: Кто в теремочке живёт?
Дети с помощью воспитателя отвечают: заходи медведь, теремок у нас большой, места всем зверятам хватит.
Звери выходят из теремка играть с медведем в догонялки и приглашают ребят.
Молодцы у нас детишки,
Ловко бегали от мышки.
Рассказали сказку нам,
Всё расставив по местам.
Встали вместе в хоровод,
Вот так дружный здесь народ!
Загадки об осени, овощах и фруктах,
грибах, хлебе. Пословицы и поговорки об осени и осенних
явлениях.
Цель познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.
Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать. Развивать речь, воображение и память. Воспитывать любовь к родному языку.
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим .Нам ответят: «Это...» (осень)
Ветер тучу позовет, Туча по небу плывет. И поверх садов и рощ Моросит холодный... (дождь)
Осенью он часто нужен - Если лупит дождь по лужам, Если небо в черных тучах, Он для нас помощник лучший .Над собой его раскрой И навес себе устрой! (Зонтик)
Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослыеИ малые детки. (Яблоко)
В огороде – жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь. Он как полная луна, Вкусные в нём семена. (Тыква)
В земле сидит дед, Во сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает.(Лук)
Мы вчера в лесок зашли, И чего мы там нашли? Он стоял на толстой ножке, В крепкой шляпе у дорожки. (Грибок)
Самый яркий гриб в лесу Я домой не принесу. Хоть красив его узор, Не съедобен..(мухомор)
Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом.(Хлеб)
Пословицы
В сентябре синица просит осень в гости.
Упал с дерева один лист – жди осени
Теплая осень – к долгой зиме.
Осень идет и дождь за собой ведет.
Поговорки
В ноябре зима с осенью борется.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
Хвост пушистый-краса, А зовут её … лиса.
Кто рано встаёт, Голосисто поёт. Детям спать не даёт (петух)
Ест траву, жуёт, молчит… А потом полдня мычит: - Мне погладите бока –Дам парного молока (КОРОВА)
Длинное ухо, Комочек пуха ,Прыгает ловко, Любит морковку. (заяц)
Он с усами,а не дед, Ловит мышку на обед. А глаза, как изумруд. Знаешь, как его зовут? (КОТ)
Птица ходит по двору, Будит деток поутру, На макушке гребешок, Кто же это ? (ПЕТУШОК)
«М-е-е!»- Ребяток кто зовёт? Бородою кто трясёт? У кого витые рожки И как ягодки глаза?
Это к деткам по дорожке Приближается…(КОЗА)
Артикуляционная гимнастика
Цель: Помочь детям понять содержание текста, учить проговаривать. Развивать речь, воображение и память. Воспитывать любовь к родному языку.
Дудочка Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала...
Вытянуть губы вперед трубочкой
Дождик Дождик, дождик, Дождик, лей —
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,Только лучше вырастем.
Ударять кончиком языка о твердое нёбо, произнося: д-д-д-д.
Грибок Гриб-грибок,
Выставь лобок! На тебя погляжу,
В кузовок положу! Гриб на грибу, А мой наверху!
Присосать широкий язык к твердому нёбу.
Лошадка Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь — прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива. Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка — серый бок!
Щелкать языком в быстром и медленном темпе.
Горка Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос! Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем, Сядем в саночки- самокаточки.
Открыть рот. Кончик языка опустить за нижние зубы, среднюю часть языка выгнуть вперед.
Кошка лакает молоко Как повадился коток
Ко старушке в погребок —По сметану, по творог.
Как увидели кота Таня с Маней из окна.
Они хлопнули окном, Побежали за котом.
Как догнали кота Посреди двора,
Постегали кота хворостинкою: Вот тебе, коток,
И сметана, и творог, И сладкое молоко».
Опустить кончик языка за нижние зубы, а затем резким движение подбросить вверх. Движения выполнять несколько раз.
приговорки птицам
-Зуек, ти-ли-ти, Гнездо вити.
-Кур ли, кур ли, кур ли, Летят, летят журавли!
-Курлы-си, курлы-си, По Руси! По Руси!
-Уд-удод, уд-удод, Не летай в огород,
Не пугай народ, Садись на кочку Проплачь всю ночку.
-Ты-латы, ты-латы, С высоты! С высоты!
-То-то-та, то-то-та, Журавли идут в дома!
-Кукушечка, кукушечка, Серая рябушечка, Покукуй в лесу: ку-ку — Сколько лет я проживу.
-Ики, ики, ики, ики — Крики! Крики! Крики!
-Ивли, ивли, ивли, вли — Это наши журавли!
-Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
-Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га!
-А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балды!
-Наши гуленьки сверху — Гру-гру-гру!
-Наши курочки в окно —Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
-А наш Петя-петушок Ранним утром поутру Нам споет — ку-ка-ре-ку.
Пальчиковые игры
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Сидит белка на крылечке ,Продает она орешки:
Лисички-сестричке, Воробью, синичке,
Мишке толстопятому, Заиньке усатому.
Кому в платок, Кому в зубок, Кому в лапочку.
МОЯ СЕМЬЯ Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПРЯТКИ В прятки пальчики играли И головки убирали.
Вот так, вот так, И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК - Пальчик-мальчик, где ты был? - С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
Потешки
Про лису: Хвост пушистый у лисицы,
Им не зря она гордится.
Про волка: Серый волк крадется в чаще,
Он страшный, настоящий.
Про медведя: Спать залег в берлогу Миша
Не шумите. Тише. Тише!
Про ежа: Ежик листья тащит в норку,
Делает в лесу уборку.
Про зайца: Зверь лесной встал как столбик под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы
Заклички
- Солнышко, солнышко!
Выгляни в окошечко Ждут тебя детки, Ждут малолетки.
Солнышко, покажись! Красное, появись!
- Солнышко – ведрышко (фонарики)
Выгляни в окошко (руки вперед)
Солнышко, нарядись! (вверх одну руку)
Красное, покажись (вверх другую руку, руки опускают)
Петушок, петушок, Подари мне гребешок,
Ну пожалуйста, прошу! Я кудряшки расчешу.
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко, Красно ведрышко.
Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба: Черного, белого Только не горелого.
Приходи, Зима, Приходи, красна!
С морозами трескучими, Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой, С Масленицей молодой!
Медведь топтучий, Разгони тучи, Дам овса кучу!
Разгони туман, Дам пирог румян!
Хороводные игры
Цель: Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональный отклик. Развивать речь. развивать координацию, ориентацию в пространстве, развить координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи.
Большие ноги (Взявшись за руки, ускоряя темп)
Шли по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ топ топ топ топ,
Топ топ топ топ топ
Мы по лесу идем,
Зверей найдем. Зайца громко позовем: «Ау-ау-ау!» Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,Тихо: «Ау-ау-ау!» Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».
озьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел, Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел, Капустку нашел, Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел, Картошку нашел, Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
«Матрешки»
Ходим, ходим хороводом Перед всем честным народом.
Сели, (присаживаемся), Встали, (встаем)
Себя показали.
Попрыгали (прыгаем) Потопали (топаем)
В ладошки мы похлопали. (хлопаем.)
«Медведь».
Как под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь. Тише, тише, Не шуметь!
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
«Ровным кругом»
Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говоря: Ровным кругом
Друг за другом Мы идем за шагом шаг, Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так!
С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает воспитатель, например повернуться, наклониться, присесть
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет»
Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разностороннем использовании их в педагогическом процессе.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Уже в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.
В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так, например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки.
Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия.
Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.
Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет»
Русская народная сказка.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки,… Лесков и Г.Успенский, и многие другие, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, солдаток, кучеров, пастухов…
(Горький Максим (1868 — 1936) — русский писатель, публицист, общественный деятель)
Формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Для развития связной речи ребенка необходимо применять специальные методы и приемы, в том числе и сказки.
Едва научившись ходить, человек знакомиться со своими первыми сказками. Малыша окружает волшебный мир сказочных вещей, овощей, животных, зверюшек – это персонажи русских народных сказок «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Два жадных медвежонка» и других удивительных героев авторских сказок.
Но, ребенок взрослеет и вместе с ним растет сказочный мир, становится все более волшебным, ярким. И вот он уже переживает за любимых сказочных героев.
Дети черпают из сказок множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о предметном мире; сказки позволяют ребенку развиваться этически нравственно. В древнейших русских летописях, в устном народном творчестве, особенно в сказках, утверждается мысль о том, что самое ценное человеческое качество – добродетель и её надо прививать, ей необходимо учить, ибо причиной многих человеческих пороков является незнание, невежество.
Ю. А. Лебедев пишет, что сказка занимает особое место в жизни ребёнка. Исключительна роль сказки в развитии и становлении личности ребёнка. Сказочный мир пробуждает и развивает воображение ребёнка, помогает восприятию объектов природы на равных, наделяет детей чувствами, мышлением, желаниями.
Именно сказки раскрывают перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка, и мы взрослые, читая сказки, оказываем детям реальную помощь. Многие сказки в самом начале содержат «крылатые» повторные выражения, такие как «утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка -«дремучий лес», «море синее», и ребенок, слушая эти выражения в тексте, делает их достоянием собственной речи.
Рассказывать сказку нужно не один раз. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все больше вникает в ход событий.
Таким образом, можно сделать вывод, что сказки и разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка.
Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста помогает им овладеть первоначальными навыками развития речевой активности, потому что народное творчество - источник чистый и вечный.
Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"
в отчете довольно кратко отражена работа по теме самообразования...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...
самообразование Влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения русского народного творчества, в том числе малые фольклорные формы....
Перспективное планирование по самообразованию: «Влияние русского устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Перспективвное планирование по самообразованию...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"
Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....
План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора....