Содержание опытно – экспериментальной деятельности.
материал

Владимирова Татьяна Викторовна

Теме: "Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников".  

 Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Для достижения цели содержание опытно – экспериментальной деятельности строю по четырём блокам педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Блоки педагогического процесса18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание опытно – экспериментальной деятельности

Блок 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Непосредственно-образовательную деятельность строю на принципах развивающего обучения,  направленного   на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей.

Организуя непосредственно образовательную деятельность,  побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно так дети приобретают опыт поисковых действий.

Блок 2. Совместная деятельность с детьми 

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является для меня основным в опытно - экспериментальной деятельности. Совместная детско- взрослая деятельность, как форма организации работы с детьми, позволяет:

- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;

- продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях;

- обеспечить       свободу действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- придать роли взрослого  гибкий характер (ведущий, партнер);

- получить возможность удовлетворить присущую детям любознательность.

В этом блоке планирую различные опыты и наблюдения, провожу познавательные и эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать; планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы (презентации, игры: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения» и др.

В практике совместной деятельности связь детского экспериментирования с наблюдениями, трудом, художественным творчеством  проявляется двусторонне. Чем сильнее  развиты изобразительные, трудовые и творческие способности   каждого ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат любого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной и художественной деятельности.

Заключительным этапом любой совместной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов.

Блок 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

Планирование этой деятельности предполагает, в первую очередь, создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности.

Окружающая детей  предметно-развивающая среда в нашей группе оказывает огромное влияние на их познавательную активность. Для этой цели   организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что  оказывает огромное влияние на развитие интереса к познавательной активности у  детей. https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4247309/19416463

Блок 4. Совместная работа с родителями и социумом.

Мой  опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», «Почему так?» помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию. Провела родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/02/17/roditelskoe-sobranie-v-doshkolnoy-raznovozrastnoy  анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей.

Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом могут обсудить вопросы воспитания и развития ребенка 97% родителей; воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей; родители удовлетворены работой педагога на 98%.

В результате проведенной работы родители:

- научились организовывать элементарные эксперименты;

- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;

- повысили уровень педагогических знаний.

По результатам мониторинга детей https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/11/godovoy-itogovyy-otchyot-v-doshkolnoy-raznovozrastnoy-gruppe-za-2018 можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательно-исследовательской деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, 68% детей научились делать выводы, аргументировать свои суждения.

К сожалению, только у 12% детей подготовительной к школе группы получается самостоятельно выдвигать гипотезы, устанавливать противоречия, часть из них затрудняются в поиске решения проблемы.

             У детей сформировались личностные характеристики:  инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.

Методические рекомендации по содержанию и организации  по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.        Детско...

Содержание опытно-экспериментальной деятельности.

Тёплый воздух вверху, холодный внизу. Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу в...

Содержание опытно-экспериментальной деятельности.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности1. Воздух легче воды. Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?Вывод:...