Содержание опытно – экспериментальной деятельности.
материал
Теме: "Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников".
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Для достижения цели содержание опытно – экспериментальной деятельности строю по четырём блокам педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Блоки педагогического процесса | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание опытно – экспериментальной деятельности
Блок 1. Непосредственно образовательная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Непосредственно-образовательную деятельность строю на принципах развивающего обучения, направленного на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей.
Организуя непосредственно образовательную деятельность, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно так дети приобретают опыт поисковых действий.
Блок 2. Совместная деятельность с детьми
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является для меня основным в опытно - экспериментальной деятельности. Совместная детско- взрослая деятельность, как форма организации работы с детьми, позволяет:
- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;
- продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях;
- обеспечить свободу действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- придать роли взрослого гибкий характер (ведущий, партнер);
- получить возможность удовлетворить присущую детям любознательность.
В этом блоке планирую различные опыты и наблюдения, провожу познавательные и эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать; планирую экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы, использую мультимедийные ресурсы (презентации, игры: «Что притягивает магнит», «Отгадай загадку», «Звуки воды», «Последовательность роста растения» и др.
В практике совместной деятельности связь детского экспериментирования с наблюдениями, трудом, художественным творчеством проявляется двусторонне. Чем сильнее развиты изобразительные, трудовые и творческие способности каждого ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат любого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной и художественной деятельности.
Заключительным этапом любой совместной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов.
Блок 3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Планирование этой деятельности предполагает, в первую очередь, создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности.
Окружающая детей предметно-развивающая среда в нашей группе оказывает огромное влияние на их познавательную активность. Для этой цели организована «Детская лаборатория» с соответствующим оснащением, что оказывает огромное влияние на развитие интереса к познавательной активности у детей. https://nsportal.ru/media-gallery/detail/4247309/19416463
Блок 4. Совместная работа с родителями и социумом.
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.
Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:
- во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создать атмосферу общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома», «Почему так?» помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому экспериментированию. Провела родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома», https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/02/17/roditelskoe-sobranie-v-doshkolnoy-raznovozrastnoy анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково - исследовательской активности детей.
Результаты анкетирования родителей по теме «Удовлетворенность работой педагога» показали, что воспитатель пользуется авторитетом у родителей на 93%, с педагогом могут обсудить вопросы воспитания и развития ребенка 97% родителей; воспитательно-образовательный процесс строится с учетом интересов и возможностей детей; родители удовлетворены работой педагога на 98%.
В результате проведенной работы родители:
- научились организовывать элементарные эксперименты;
- оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях;
- повысили уровень педагогических знаний.
По результатам мониторинга детей https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/11/godovoy-itogovyy-otchyot-v-doshkolnoy-raznovozrastnoy-gruppe-za-2018 можно сделать вывод, что проведенная работа была результативной по отношению к достижению цели. В процессе осуществления познавательно-исследовательской деятельности дети научились видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель. У всех детей проявляется интерес к проведению опытов, рефлексивные навыки, 68% детей научились делать выводы, аргументировать свои суждения.
К сожалению, только у 12% детей подготовительной к школе группы получается самостоятельно выдвигать гипотезы, устанавливать противоречия, часть из них затрудняются в поиске решения проблемы.
У детей сформировались личностные характеристики: инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, потребность отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей.
Методические рекомендации по содержанию и организации по опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками для педагогов и родителей. Детско...
Содержание опытно-экспериментальной деятельности.
Тёплый воздух вверху, холодный внизу. Для его проведения нужны две свечи. Проводить исследования лучше в прохладную или холодную погоду. Приоткройте дверь на улицу. Зажгите свечи. Держите одну свечу в...
Содержание опытно-экспериментальной деятельности.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности1. Воздух легче воды. Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?Вывод:...