Методики раннего развития. Преимущества и ограничения.
статья (младшая группа)

Борисова Юлия Николаевна

Сравнительный анализ методик раннего развития в виде таблицы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики раннего развития. Сравнительный анализ.

Борисова Ю.Н.

Ранее развитие подразумевает под собой создание специальных условий, при которых ребенок раннего возраста сможет гармонично и всесторонне развиваться. Существует огромное количество подходов к пониманию содержания раннего развития. А также можно встретить огромное количество сторонников и противников различных методик. На сегодняшний день целесообразно придерживаться эклектического подхода в выборе методик для развития ребенка раннего возраста.

Важно учитывать при выборе методик:

  1. Всестороннее развитие (не только интеллектуальное, но и физическое, эмоциональное и социальное и т.д.)
  2. Учет сенситивных периодов (есть период учиться ползать и ходить, а есть период для обучения чтению)
  3. Запас прочности психики ребенка (важно избегать перегрузок!)

В таблице для сравнения представлены следующие методики:

  1. Ф. Фребель. Создатель детского сада (1837 год) и разработчик первого подхода к организации «дошкольного образования», базирующегося на принципах: направляемой игровой деятельности; духе коллективизма, но учете индивидуальности; развития речи через мелкую моторику; отсутствия наказаний и т.д. «Дары Фребеля» — это дидактический материал разработанный педагогом, определенный набор игрушек, тренирующий различные умения и навыки малыша.
  2. М. Монтессори. Акцентируется на развитии у детей самостоятельности. Взрослый выполняет роль помощника, а не воспитателя.
  3. Вальдорфская система (Р. Штайнер). Самопознание в естественной среде и раскрытие творческого потенциала. Игрушки из натуральных материалов. Собственный темп освоения знаний.
  4. Г. Доман. Акцент на интенсивном развитии головного мозга и ежедневных тренировках. Методика включает и физическое и интеллектуальное развитие.
  5. Реджио Эмилия (Л. Малагуцци). Итальянский подход к работе с детьми дошкольного возраста. Взрослый выступает партнером ребенка в познании. Объектом совместного изучения в детских садах становятся природные и социальные явления, предметы, созданные человеком и т. д.
  6. М. Шичида. Развитие творческого правого полушария мозга посредством серии коротких заданий (в основном визуального характера).
  7. Д. Кюизнер. Создатель методики по развитию математических способностей.
  8. З. Дьенеш. Автор игрового подхода к освоению детьми математики посредством логических игр, песен и танцев.
  9. Б. и Е. Никитины. Авторы комплексного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Разработчики развивающих игр.
  10. М. Ибука. Автор книги «После трех уже поздно». Разработчик рекомендаций и подхода к развитию ребенка до трех лет.
  11. Н. Зайцев. Автор ранних методик обучения чтению, счету, письму и не только.
  12. Е. Чаплыгин. Автор методики быстрого обучения чтению.

Критерии оценки

Преимущества методики

Ограничения (минусы)  методики

Интересные моменты методики

Ф. Фребель

Большое пространство для фантазии взрослого и ребенка

Развитие через игру

Акцент на интересах ребенка

Акцент на коллективной деятельности

В основном не для раннего возраста

Дидактический, а не игровой материал

Ограниченность материала (требует дополнения или развитого воображения) Ограниченная самостоятельность ребенка

(Необходима постоянная поддержка взрослого)

Хороший материал для развития навыков конструирования и пространственных представлений

М. Монтессори

Комплексная методика

Большой выбор игрового материала

Дети более самостоятельны, последовательны (учатся саморегуляции)

Специально-организованное пространство

Требуется специальное обучение взрослого

Большое количество методического материала (дорогостоящего)

 Нет работы на эмоциональное развитие (учет эмоционального состояния)

Подходит не всем детям (не подходит тем, кто не может до 3 лет ходить в группу без мамы или с выраженными трудностями адаптации)

Есть акцент на игру

Свобода ребенка

Вальдорфская система (Р. Штайнер)

Индивидуальный подход

Расширение сознания

Мобильность пространства

Домашняя обстановка

Безопасная среда

Развитие личности

Акцент на творчестве

Сложности адаптации после пребывания в системе

Одностороннее изучение мира

Комплексность (одинаковая среда и дома и в саду)

Требует создания определенной среды

Нет акцента на развитии эмоциональной и интеллектуальной сферы до определенного возраста

Экологичность

Акцент на развитии воображения

Свободная игра

Нет структуры

Создание своей игрушки

Г. Доман

Развитие двигательных навыков

Обучение ползанию и ходьбе

 Формирование захватов и висов

Развитие чувства равновесия

Связь движения и интеллекта

Начало с 3-6 месяцев

Наглядность

Развитие навыков бега

Можно придумать много модификаций

Механистичность, а не логичность

Загрузка ребенка информацией

Много картинок

Не включена сенсорика и мелкая моторика

Только один источник информации - визуальный

Энциклопедические знания (зачем нужны не понятно)

Запоминание без понимания

Нет акцента на игру

Возможная перегрузка нервной системы ребенка

Акцент на физическое развитие детей

Акцент на интеллект

Обязательная активность родителей

Акцент на детей с ОВЗ

Изучение мозговой деятельности

Создание компьютерных программ

Обучение чтению и математике

Реджио Эмилия

(Л. Малагуцци)

Важен не результат, а процесс

Проектная деятельность

Нет особых материалов

Ребенок – как уважаемая личность

Дети учаться, прикасаясь к предметам и изучая пространство.

Основа – собственная инициатива ребенка.

Много путей развития, у каждого свой.

Нужна особая развивающая среда.

Нет готовых игрушек, а есть материал для творчества

Эстетически красивые вещи

Взрослый выступает как исполнитель, а не наставник

Для детей постарше от 3-4 лет

Смешаны все возраста от 3 до 6 лет.

Не понятно как регулируются вопросы взаимодействия между детьми

Нужна богатая среда для осуществления проектной деятельности

Неструктурированность

Тренировка всех ВПФ ребенка посредством его интереса

Работа начинается с наблюдения за ребенком

Проектная деятельность в соответствии с его интересом

Планерка-круг

Студии свободного развития (все трогают)

Мягкая адаптация, Поклонение интересу ребенка Настоящие инструменты

М. Шичида

Японская методика Основана на исследованиях

Акцент на развитии правого полушария, но развитие и левого полушария тоже

Много игр!

(Специальные игры на фотографическую память

Развитие музыкального слуха

Дыхательные игры

Релаксационные игры)

Тренировка мозга

Акцент на тактильных ощущениях (возвращение внимания к себе)

Акцент на гимнастике для глаз

Уделяется внимание отношениям детей и родителей

Во всем виноваты родители, что не занимались

Нет акцента на развитие двигательных навыков

Спорный вопрос о развитии экстрасенсорных способностей

Обязательная настройка перед занятиями

Развитие экстрасенсорного восприятия (телепатия, ясновидения, психометрии, предвидения)

Основа воспитания – родительская любовь

Важен эмоциональный фон

Альфа-музыка

Медитации и дыхательные игры

Упражнение «Шар Энергии»

Использование мандал

Использование танграма

Развитие сенсорной чувствительности

Д. Кюизнер

Развитие математических способностей

Есть раздаточный материал

Альбомы для разных возрастов.

Составление узоров, развитие памяти.

Конструирование – удобно

Много цветов

Имеет очень мелкие детали, надо убрать мелкие детали.

Требует аккуратности

Каждому ребенку нужен свой набор материала

Формирует пространственные преставления.

З. Дьенеш

Логические игры

(развитие мышления)

Формирование элементарных математических представлений через игру

Есть раздаточный материал

Альбомы легкие и посложнее

Мало цветов

Каждому ребенку нужен свой набор

Требует определенной фантазии взрослого, для сохранения интереса ребенка к игре

Большой набор игр (Игры на собирание, на сказки, на сравнение, изучение разных признаков

Игра «Что лишнее?»

Игра «Магазин»

Игры на память

Игра «Мешочек»

Игра «НЕ такие как эта»)

Б. и Е. Никитины

Можно создать материал самому

Важная роль родителя

Родитель как пример

Принцып свободы и следование за интересом ребенка

Спорт и закаливание

Используется на протяжении всего раннего и дошкольного возраста

Создается специальный дидактический материал

Самостоятельность детей

Творческий подход в игре

Для физического развития требуется специально-организованное пространство.

Нет интереса в школе из-за опережающего развития

Неограниченность ребенка (в пространстве и занятиях)

Спорность жесткого закаливания

Опора на физическое развитие

Закаливание

Папа и мама – первый тренажер

Спортивная домашняя среда

М. Ибука

В основном философия подхода, нет содержания.

Подходит с рождения

Акцент на интересе ребенка

Формирование эстетического вкуса у детей

(все окружающее)

Физическое развитие (коньки, велосипеды, беговелы и т.д.) Плавание

Обучение иностранным языкам (5-10 языков)

Концентрация не на результате, а на насыщении мозга ребенка

Акцент на живописи и музыке

Развитие мелкой моторики с помощью лепки

Игры с бытовыми предметами

Очень интенсивное развитие требует больших ресурсов от родителей

Нет четких инструкций или программы занятий, а только общие рекомендации

Обучение на ошибках

Всем ли детям подходит? (возможно не подходит гиперактивным детям)

Книга «После 3-ех уже поздно»

Советы родителям

(основные принципы)

От вседозволенности к строгости

Режим дня

Ритуалы

Тренировать память стихотворениями

(от 100 до 200 стихотворений)

Развитие музыкальных способностей (трогаем инструменты)

Н. Зайцев

Ускоренный курс обучения чтению

Может использоваться и в саду и дома

Игровая форма подачи материала

Методика для возраста после 3-ех лет

Обучение чтению по складам

(Очень трудно дети переходят на слоги)

Маленькое пространство для разнообразия

Трудности в школе

Обозначение звуков непривычными цветами

Обучение чтению в раннем возрасте

Е. Чаплыгин

Кубики с магнитами

Обучение чтению по слогам и счету

Сочетание моторной и зрительной памяти

Материал хорошего качества

Не нужно специальное обучение для родителя

Для детей более старшего возраста (не раннего)

Ограниченное количество слов

Более приемлем, чем методика Зайцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»

Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...

Методики раннего развития: обзор методов Монтессори, Домана, Лупан.

Раннее развитие детей сегодня достаточно модное увлечение родителей, малышей пытаются научить «читать раньше, чем ходить», осваивать несколько иностранных языков, не зная еще толком и родного, плавать...

МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ

Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...

Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет

Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...