Методики раннего развития. Преимущества и ограничения.
статья (младшая группа)
Сравнительный анализ методик раннего развития в виде таблицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_rannego_razvitiya._preimushchestva_i_ogranicheniya.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики раннего развития. Сравнительный анализ.
Борисова Ю.Н.
Ранее развитие подразумевает под собой создание специальных условий, при которых ребенок раннего возраста сможет гармонично и всесторонне развиваться. Существует огромное количество подходов к пониманию содержания раннего развития. А также можно встретить огромное количество сторонников и противников различных методик. На сегодняшний день целесообразно придерживаться эклектического подхода в выборе методик для развития ребенка раннего возраста.
Важно учитывать при выборе методик:
- Всестороннее развитие (не только интеллектуальное, но и физическое, эмоциональное и социальное и т.д.)
- Учет сенситивных периодов (есть период учиться ползать и ходить, а есть период для обучения чтению)
- Запас прочности психики ребенка (важно избегать перегрузок!)
В таблице для сравнения представлены следующие методики:
- Ф. Фребель. Создатель детского сада (1837 год) и разработчик первого подхода к организации «дошкольного образования», базирующегося на принципах: направляемой игровой деятельности; духе коллективизма, но учете индивидуальности; развития речи через мелкую моторику; отсутствия наказаний и т.д. «Дары Фребеля» — это дидактический материал разработанный педагогом, определенный набор игрушек, тренирующий различные умения и навыки малыша.
- М. Монтессори. Акцентируется на развитии у детей самостоятельности. Взрослый выполняет роль помощника, а не воспитателя.
- Вальдорфская система (Р. Штайнер). Самопознание в естественной среде и раскрытие творческого потенциала. Игрушки из натуральных материалов. Собственный темп освоения знаний.
- Г. Доман. Акцент на интенсивном развитии головного мозга и ежедневных тренировках. Методика включает и физическое и интеллектуальное развитие.
- Реджио Эмилия (Л. Малагуцци). Итальянский подход к работе с детьми дошкольного возраста. Взрослый выступает партнером ребенка в познании. Объектом совместного изучения в детских садах становятся природные и социальные явления, предметы, созданные человеком и т. д.
- М. Шичида. Развитие творческого правого полушария мозга посредством серии коротких заданий (в основном визуального характера).
- Д. Кюизнер. Создатель методики по развитию математических способностей.
- З. Дьенеш. Автор игрового подхода к освоению детьми математики посредством логических игр, песен и танцев.
- Б. и Е. Никитины. Авторы комплексного подхода к развитию и воспитанию ребенка. Разработчики развивающих игр.
- М. Ибука. Автор книги «После трех уже поздно». Разработчик рекомендаций и подхода к развитию ребенка до трех лет.
- Н. Зайцев. Автор ранних методик обучения чтению, счету, письму и не только.
- Е. Чаплыгин. Автор методики быстрого обучения чтению.
Критерии оценки | |||
Преимущества методики | Ограничения (минусы) методики | Интересные моменты методики | |
Ф. Фребель | Большое пространство для фантазии взрослого и ребенка Развитие через игру Акцент на интересах ребенка Акцент на коллективной деятельности | В основном не для раннего возраста Дидактический, а не игровой материал Ограниченность материала (требует дополнения или развитого воображения) Ограниченная самостоятельность ребенка (Необходима постоянная поддержка взрослого) | Хороший материал для развития навыков конструирования и пространственных представлений |
М. Монтессори | Комплексная методика Большой выбор игрового материала Дети более самостоятельны, последовательны (учатся саморегуляции) | Специально-организованное пространство Требуется специальное обучение взрослого Большое количество методического материала (дорогостоящего) Нет работы на эмоциональное развитие (учет эмоционального состояния) Подходит не всем детям (не подходит тем, кто не может до 3 лет ходить в группу без мамы или с выраженными трудностями адаптации) | Есть акцент на игру Свобода ребенка |
Вальдорфская система (Р. Штайнер) | Индивидуальный подход Расширение сознания Мобильность пространства Домашняя обстановка Безопасная среда Развитие личности Акцент на творчестве | Сложности адаптации после пребывания в системе Одностороннее изучение мира Комплексность (одинаковая среда и дома и в саду) Требует создания определенной среды Нет акцента на развитии эмоциональной и интеллектуальной сферы до определенного возраста | Экологичность Акцент на развитии воображения Свободная игра Нет структуры Создание своей игрушки |
Г. Доман | Развитие двигательных навыков Обучение ползанию и ходьбе Формирование захватов и висов Развитие чувства равновесия Связь движения и интеллекта Начало с 3-6 месяцев Наглядность Развитие навыков бега Можно придумать много модификаций | Механистичность, а не логичность Загрузка ребенка информацией Много картинок Не включена сенсорика и мелкая моторика Только один источник информации - визуальный Энциклопедические знания (зачем нужны не понятно) Запоминание без понимания Нет акцента на игру Возможная перегрузка нервной системы ребенка | Акцент на физическое развитие детей Акцент на интеллект Обязательная активность родителей Акцент на детей с ОВЗ Изучение мозговой деятельности Создание компьютерных программ Обучение чтению и математике |
Реджио Эмилия (Л. Малагуцци) | Важен не результат, а процесс Проектная деятельность Нет особых материалов Ребенок – как уважаемая личность Дети учаться, прикасаясь к предметам и изучая пространство. Основа – собственная инициатива ребенка. Много путей развития, у каждого свой. Нужна особая развивающая среда. Нет готовых игрушек, а есть материал для творчества Эстетически красивые вещи | Взрослый выступает как исполнитель, а не наставник Для детей постарше от 3-4 лет Смешаны все возраста от 3 до 6 лет. Не понятно как регулируются вопросы взаимодействия между детьми Нужна богатая среда для осуществления проектной деятельности Неструктурированность | Тренировка всех ВПФ ребенка посредством его интереса Работа начинается с наблюдения за ребенком Проектная деятельность в соответствии с его интересом Планерка-круг Студии свободного развития (все трогают) Мягкая адаптация, Поклонение интересу ребенка Настоящие инструменты |
М. Шичида | Японская методика Основана на исследованиях Акцент на развитии правого полушария, но развитие и левого полушария тоже Много игр! (Специальные игры на фотографическую память Развитие музыкального слуха Дыхательные игры Релаксационные игры) Тренировка мозга Акцент на тактильных ощущениях (возвращение внимания к себе) Акцент на гимнастике для глаз Уделяется внимание отношениям детей и родителей | Во всем виноваты родители, что не занимались Нет акцента на развитие двигательных навыков Спорный вопрос о развитии экстрасенсорных способностей | Обязательная настройка перед занятиями Развитие экстрасенсорного восприятия (телепатия, ясновидения, психометрии, предвидения) Основа воспитания – родительская любовь Важен эмоциональный фон Альфа-музыка Медитации и дыхательные игры Упражнение «Шар Энергии» Использование мандал Использование танграма Развитие сенсорной чувствительности |
Д. Кюизнер | Развитие математических способностей Есть раздаточный материал Альбомы для разных возрастов. Составление узоров, развитие памяти. Конструирование – удобно Много цветов | Имеет очень мелкие детали, надо убрать мелкие детали. Требует аккуратности Каждому ребенку нужен свой набор материала | Формирует пространственные преставления. |
З. Дьенеш | Логические игры (развитие мышления) Формирование элементарных математических представлений через игру Есть раздаточный материал Альбомы легкие и посложнее | Мало цветов Каждому ребенку нужен свой набор Требует определенной фантазии взрослого, для сохранения интереса ребенка к игре | Большой набор игр (Игры на собирание, на сказки, на сравнение, изучение разных признаков Игра «Что лишнее?» Игра «Магазин» Игры на память Игра «Мешочек» Игра «НЕ такие как эта») |
Б. и Е. Никитины | Можно создать материал самому Важная роль родителя Родитель как пример Принцып свободы и следование за интересом ребенка Спорт и закаливание Используется на протяжении всего раннего и дошкольного возраста Создается специальный дидактический материал Самостоятельность детей Творческий подход в игре | Для физического развития требуется специально-организованное пространство. Нет интереса в школе из-за опережающего развития Неограниченность ребенка (в пространстве и занятиях) Спорность жесткого закаливания | Опора на физическое развитие Закаливание Папа и мама – первый тренажер Спортивная домашняя среда |
М. Ибука | В основном философия подхода, нет содержания. Подходит с рождения Акцент на интересе ребенка Формирование эстетического вкуса у детей (все окружающее) Физическое развитие (коньки, велосипеды, беговелы и т.д.) Плавание Обучение иностранным языкам (5-10 языков) Концентрация не на результате, а на насыщении мозга ребенка Акцент на живописи и музыке Развитие мелкой моторики с помощью лепки Игры с бытовыми предметами | Очень интенсивное развитие требует больших ресурсов от родителей Нет четких инструкций или программы занятий, а только общие рекомендации Обучение на ошибках Всем ли детям подходит? (возможно не подходит гиперактивным детям) | Книга «После 3-ех уже поздно» Советы родителям (основные принципы) От вседозволенности к строгости Режим дня Ритуалы Тренировать память стихотворениями (от 100 до 200 стихотворений) Развитие музыкальных способностей (трогаем инструменты) |
Н. Зайцев | Ускоренный курс обучения чтению Может использоваться и в саду и дома Игровая форма подачи материала | Методика для возраста после 3-ех лет Обучение чтению по складам (Очень трудно дети переходят на слоги) Маленькое пространство для разнообразия Трудности в школе Обозначение звуков непривычными цветами | Обучение чтению в раннем возрасте |
Е. Чаплыгин | Кубики с магнитами Обучение чтению по слогам и счету Сочетание моторной и зрительной памяти Материал хорошего качества Не нужно специальное обучение для родителя | Для детей более старшего возраста (не раннего) Ограниченное количество слов | Более приемлем, чем методика Зайцева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сергей и Екатерина Железновы. Методика раннего развития»
Работая с детьми младшего возраста перебрала очень много методик по развитию и воспитанию детей.Нечаянно столкнулась с замечательной методикой раннего развития (Железновы). Хочу поделиться с вам...
Методики раннего развития: обзор методов Монтессори, Домана, Лупан.
Раннее развитие детей сегодня достаточно модное увлечение родителей, малышей пытаются научить «читать раньше, чем ходить», осваивать несколько иностранных языков, не зная еще толком и родного, плавать...
МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИЙ У ДЕТЕЙ
Ключевые слова: Ранее развитие,В статье представлен анализ методик раннего детского развитияКлючевые слова: раннее развитие, Доман, Шичида, Монтессори, Сеген, Кюизенер, Дьешен...
Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет
Презентация "Создание условий для раннего развития детей с ОВЗ"...
Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет
Доклад "Создание условий для раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения) в возрасте до 3-х лет"...
Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"
Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)
Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...