«Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»
учебно-методический материал
Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка.
Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_derevyakina.docx | 6.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровые обучающие ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»
Актуальность данного вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых ситуаций и формированию у детей игры как деятельности. Воспитателям необходимо хорошо понимать природу игровой ситуации, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования
(Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении игровыми ситуациями современных дошкольников. В практике дошкольного воспитания подбор игровых образовательных ситуаций часто бывает недостаточно продуманным и даже случайным. Между тем выбор игровых ситуаций для педагога – дело серьёзное и ответственное.
Ситуации – одна из основных форм организации детской деятельности. Приняты различные названия ситуаций, как метода обучения, воспитания, развития: образовательные, воспитательные, педагогические ситуации. Ситуации общения, этически значимые ситуации, жизненные ситуации, игровые ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора. Главный признак – «одноактность и неповторимость всех жизненных положений, открывающихся переживанию и деятельности. Разнообразие этих положений и создаёт всю полноту жизни» (Н. Хартманн).
Особенности:
- кратковременность развёртывания и течения (3-5;15-20 минут в зависимости от возраста детей);
- гибкость «сценария», который зависит от того, что происходит здесь и сейчас.
Виды ситуаций:
- Естественная: взрослый акцентирует внимание детей на каком-либо противоречии, конфликте, обстоятельстве, в которые они непосредственно включены. Организуется их анализ, выявление способов разрешения, преодоление.
- Специально созданная - преднамеренное моделирование противоречия, в разрешение которого включаются дети.
- Воображаемая - разрешение детьми противоречия, которое не представлено в их опыте, в которое они не включены непосредственно.
На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).
Игровые ситуации не содержат противоречия, в их основе лежат воображаемые события. Они основаны на принципах: отсутствие принуждения, поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей, взаимосвязь игровой и неигровой деятельности, переход от простейших форм осуществления игровых действий к сложным. Игровую образовательную ситуацию характеризуют следующие моменты:
- она имеет короткий и несложный сюжет;
-она оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для неё специально организованно игровое пространство;
Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели). Как в случае спонтанных, так и в спроектированных ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослым, их партнерские отношения во время его поиска.
Все типы игровых обучающих ситуаций требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, куклами, атрибутикой, приёмов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени — это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Значение игровой ситуации нельзя переоценить. Феномен её в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение. Игровая ситуация позволяет вызвать нужные мотивационные состояния (стремление первому правильно выполнить задание, желание проявить самостоятельность и т. д.)
Игры-ситуации можно проводить в любое время в режиме дня: как в НОД, так и в свободной совместной деятельности воспитателя с детьми, на прогулке. Основным критерием успешности работы являются интерес и увлеченность детей. Главным остается то, что сюжет, представленный в сценариях, воспитатель может использовать вариативно, постепенно усложняя игровые задачи. Одна и та же ситуация по-разному может осуществляться в начале и в конце года.
Часто некоторых детей считают очень требовательными, поскольку либо внимание взрослых безраздельно, либо их поведение таково, что взрослым приходится вмешиваться. Иногда за этим кроется скука – детям надоедают знакомые игрушки и повторяющаяся образовательная деятельность. В такой ситуации не нужно новых и дорогих игрушек. Заскучавшего малыша можно «встряхнуть», включившись в его дела. В этом педагогу поможет создание игровых образовательных ситуаций.
Именно в ИОС дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. А ведь именно самостоятельное осознание своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения - бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.
Таким образом, преимущество игровых образовательных ситуаций очевидно: дети получают новые знания на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами.
Список литературы
1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М. Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
2. Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспиталель и дети. - М.: Просвещение, 2006. - 308 с.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", 1996.
4. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя. Сюжетно-дидактические игры для дошкольников /А.М.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.
5. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л.Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. – 188 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...
«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»
«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ КАК ОДНА ИЗ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ C ДОШКОЛЬНИКАМИ»Зачем нужна игра ребенку? Что дает игровая деятельность детей? Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры? Почему ...
Мастер-класс- как одна из эффективных форм работы с родителями.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования который разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Рос...
Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".
Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей раз...
« Игры с правилами, как одна из эффективных форм работы по оздоровлению, физическому воспитанию дошкольников»
Подвижные игры – это группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, наиболее удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях....
Социальные акции как одна из эффективных форм работы с семьями в духовно-нравственном и патриотическом воспитании дошкольников. 26.02.2020 г.
Война и память…. Чем дальше уходят события Великой Отечественной, тем всё теснее срастаются эти два понятия. Великой Победе почти 75 лет. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Сегодня мо...
Перспективное планирование Игровых Обучающих Ситуаций (с использованием литературных персонажей) в работе с детьми 5-6 лет
Перспективное планирование Игровых Обучающих Ситуаций (с использованием литературных персонажей) в работе с детьми 5-6 лет...