Проект "Пальчиковый театр"
проект (средняя группа)

История кукольного театра имеет далекое начало, еще в Древнем Египте, Риме, Греции уже использовали кукольные постановки в виде обращения к Богам. Позже подобные представления начали переходить уже в постановки эстрадного типа, когда бродячие группы кукольников кочевали с одного места на другое и собирали толпы зевак. В то время сценарии постановок были самыми примитивными, понятными любому человеку, часто высмеивали власть, пародировали известных личностей.

В России первое известие о кукольном театре датировано 1636 годом, а в 1700 году известны первые гастроли кукольников, одна группа которых поехала по всей России, а другая держала свой путь в Украину. Так появился кукольный театр и на Руси, после чего стал очень знаменитым. На все праздники люди собирались, устраивали гулянья, танцы, и конечно же не обходилось без забавного Петрушки, без театральной кукольной постановки.

На данный момент одним из самых известных кукольных театров в России считается театр кукол С.В. Образцова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 318.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное  учреждение

детский сад № 12

                             

                                       Творческий  проект « Пальчиковый театр»

                                                      Средняя    группа.

                                                                    Подготовила и провела : Воспитатель

                                                                    МКДОУ № 12  

                                                                   Волохова Елена Александровна

Введение.

 Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных

сказок. 

 История возникновения пальчиковых кукол.

История кукольного театра имеет далекое начало, еще в Древнем Египте, Риме, Греции уже использовали кукольные постановки в виде обращения к Богам. Позже подобные представления начали переходить уже в постановки эстрадного типа, когда бродячие группы кукольников кочевали с одного места на другое и собирали толпы зевак. В то время сценарии постановок были самыми примитивными, понятными любому человеку, часто высмеивали власть, пародировали известных личностей.

В России первое известие о кукольном театре датировано 1636 годом, а в 1700 году известны первые гастроли кукольников, одна группа которых поехала по всей России, а другая держала свой путь в Украину. Так появился кукольный театр и на Руси, после чего стал очень знаменитым. На все праздники люди собирались, устраивали гулянья, танцы, и конечно же не обходилось без забавного Петрушки, без театральной кукольной постановки.

На данный момент одним из самых известных кукольных театров в России считается театр кукол С.В. Образцова.

В других странах, особенно стран Востока кукольные представления до сих пор являются важным атрибутом любого национального праздника. Куклы могут быть такого размера, что управление ими поручаются сразу группе людей!

История возникновения пальчиковых кукол уходит своими корнями в очень далёкие времена. Наши предки понятия не имели о мелкой моторике, мышечном тонусе и прочих премудростях неврологии, однако интуитивно делали своим детям правильные пальчиковые игрушки. Как только младенец начинал интересоваться своими руками, для него мастерили пальчикового зайку.

Квадратный лоскуток ткани сворачивали жгутиком по диагонали, сгибали и обматывали узкой полоской ткани. В образованное кольцо просовывался палец руки, играя роль головы зайки, а свисающие концы лоскутка становились ушками. Получившийся пальчиковый зайчик, надетый на мизинец, был не только забавной игрушкой, но и обладал сильным терапевтическим эффектом, не позволяя малышу сжать руку в кулачок неправильно.

Актуальность.

Театрализованная деятельность в детском саду - это самый лучший способ, чтобы помочь детям раскрыть себя. Эта деятельность для детей словно развлечение, так как положительные эмоции помогают ребёнку раскрепоститься, и, как бы «включают» фантазию для дальнейшего перевоплощения. Одна из самых главных задач - это развитие речи и эта задача решается с помощью произносимых слов, словосочетаний, стихотворных строчек.  Чем чаще проводится театрализованная деятельность, тем быстрее ребёнок начинает различать монологическую речь от диалогической. Именно игра в театр помогает раскрыть личность, особенность и индивидуальность ребёнка. В театрализованной деятельности очень легко сформировать новые и необходимые навыки, обучить и рассказать, так как ребёнок занять очень интересным делом и игра вызывает хорошее эмоциональное состояние.

Цель: Изготовление пальчиковых кукол, развитие . Игры с пальчиковым кукольным театром развивают любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, способствуют развитию речи, памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. 
Пальчиковый театр развивает:
- мелкую моторику рук детей дошкольного возраста.

Тип проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Возраст детей: дети старшей группы

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Задачи:

Обучающие:

  1. Дать представление о пальчиковом театре , расширить кругозор детей.
  2. Активизировать словарь детей.
  3. Формировать представление о различных видах театра.

Развивающие:

  1. Развивать речь детей, координированных движений мелких мышц пальцев и кистей рук.
  2. Развивать навыки общения, диалогическую речь, стимулировать познавательный интерес, развивать мелкую моторику руки.
  3. Способствовать развитию устной речи, путём движения пальцев рук.
  4. Способствовать развитию воображения, мышления с помощью игр и пальчикового театра.
  5. Сформировать у детей умение передавать характер персонажей с помощью своей мимики, эмоций, жестов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательность.
  2. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и бережного отношению к окружающему миру через сказки.

Предполагаемый результат:

Дети:

1.у детей более развита моторика пальцев рук, мимика, внимание, память, воображение, речь.

2.проявляют интерес к пальчиковому театру;

3.увеличился словарный запас детей, речь детей  более эмоциональна и выразительна

4.возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

5.дети используют пальчиковые игры в повседневной жизни;

 Родители:

1.родители стали единомышленниками с воспитателем по использованию пальчикового театра в работе с детьми;

2.родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковых игр с детьми дома.

.

Ход реализации проекта

Первый этап – подготовительный

  1. Провести беседы с детьми, прочитать сказку "Теремок".
  2. Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, оформление комплекса речевых, пальчиковых игр, этюдов. (Приложение 1).
  3. Подготовка оборудования для реализации данного проекта

Второй этап – основной

Взаимодействие с детьми

  1. Беседы с детьми: "Что такое театр?", «Мои любимые сказочные герои», «Любимые мультфильмы»
  2.  «Теремок», «Играем в театр», «Стоит в поле теремок»
  3. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.
  4. Пальчиковые, речевые, подвижные игры.
  5. Чтение русских – народных сказок: «Колобок» , обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр.  М. Боголюбской;  «Гуси-лебеди» обр. А. Толстого, обр. А. Афанасьева;  «Снегурочка и лиса» обр. М Булатова; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок»,  обр. Е. Чарушина; «Рукавичка»; «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой.
  6. Игры – имитации: «Рассмеши принцессу», «Удиви мишку », « Я радуюсь- когда…»
  7. Показ театра детям  «Репка», «Теремок».
  8. Рассматривание иллюстраций к сказкам. («Колобок», «Теремок», «Рукавичка», «Репка»).
  9. Дидактические игры «Бывает – не бывает», «  Расскажи о картинке» , « Что изменилось»
  10. Мимические этюды « Прогулка « , Этюд на проявление эмоций.
  11.   Драматизация сказки «Теремок».

Взаимодействие с родителями

  1. Оформление папок – передвижек "Развитие мелкой моторики", "Чем полезна театрализованная деятельность?".
  2. Организация консультаций для родителей «Что такое пальчиковый театр?», «Роль театральной деятельности в развитии речи детей 5-6 лет», «Развитие мелкой моторики через организацию пальчикового театра»
  3. Помощь родителей (совместная деятельность с детьми) в изготовлении атрибутики для пальчикового театра.
  4. Индивидуальные беседы и консультации по выявлению заинтересованности в пополнении театрального уголка.

Третий этап – заключительный

Показ детьми сказки «Теремок» для детей.

В ходе проекта нами был подобран комплекс упражнений, пальчиковых игр и этюдов для детей 5-6  лет

Форма проведения пальчиковых игр – индивидуальная: ребенок – воспитатель.

Частота проведения занятий (комплексов пальчиковых игр) - 2 раза в день (утром, после прогулки и вечером – перед прогулкой), в неделю – 10 занятий, в месяц – 36.

План проведения пальчиковых игр представлен в приложении

Содержание комплексов пальчиковых игр для детей 5-6 лет жизни.

Вышел дождик на прогулку.

Он бежит по переулку.

Барабанит по окошку,

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым город стал

Дождик кончился. Устал.hello_html_10dfcf7b.jpg

(Указательным и средним пальцами обеих рук «шагают» по столу)

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

(Трясут ладонями, как будто отряхивают с них воду.)

(Кладут ладони на стол)

- Дождик, дождик, поливай

- Будет хлеба каравай,

- Будут булки, будут сушки,hello_html_m44ceeab.jpg

- Будут вкусные ватрушки.

(Указательным пальцем постукивать по ладони другой)

(образовать перед собой круг руками)

(похлопывать поочередно одной ладонью другую)

(соединить большой и указательный пальцы рук вместе, образовывая большой круг)


Лист у клена и каштана –

Как ладони великана.

У березки, у березки –

Белый ствол и листья – слезки.

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки.

(Раскрыть ладонь левой руки, затем – правой)

(Поднять вверх руки с раскрытыми пальцами)

(Показать руками «стволы»)

(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

(Ладони перед собой, пальцы чуть растопырить)

Осень, осень,

Приходи!hello_html_m100fe518.jpg

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем

Знаем месяцы:

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

(трем ладошки друг о друга)

( зажимаем кулаки по очереди)

(трем ладошки друг о друга)

(ладони на щеки)

(плавное движение ладонями)

( ладони гладят по коленям)

(сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

( синхронно наклоняем руки в разные стороны)

( «птица» из двух скрещенных рук)

( барабанить пальцами по одной, то по другой ладони) (имитируем)

(топаем ногами)

(ладони стучат по коленям)

( кулак, ребро, ладонь)

Осень золотая под зонтом гуляет,

Под зонтом гуляет – листья собирает:hello_html_25022c46.jpg

Лист березовый, кленовый,

Вот – рябиновый, дубовый

И осиновый – багровый.

(Правая рука перед грудью, сжата в кулак – держит «зонтик»)

(«гуляем» указательным и средним пальцами левой руки)

(Загибаем поочередно пальцы правой руки по номерам.)

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.hello_html_m65923af8.png

Вдруг часы сказали: "Бом!",

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!" Очень вкусно!

(Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ).

(Один хлопок над головой).

(Руки "скатываются" на пол).

(Два хлопка).


(Три хлопка).

Большие часы идут:

Тик-так, тик-так.

Маленькие часы идут:

Тик-так, тик-так, тик-так.

А маленькие ручные часы:

Тик-ке, так-ке, тик-ке, так-ке.

Тик-ке, так-ке, тик.

(Движения указательными пальцами из стороны в сторону)

(Движения указательными пальцами из стороны в сторону быстрее)

(Движения указательными пальцами из стороны в сторону очень быстро)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

.

Этюд «Прогулка» (для детей 5-6 лет).

Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление).

Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам.

Этюд на проявление эмоций.

Раннее утро. Мышки спят. Покажите, как они подложили под щёчку ладошки, глаза закрыли и мирно посапывают.

Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глазки, а на улице дождь. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.

Сначала они удивились,

потом глубоко возмутились.

Обиделись, но не на всех.

С обидой они отвернулись,

Как мышь на крупу, все надулись.

И вдруг опечалились все.

Поникли печальные плечи,

в глазах опечаленный вечер.

И слёзы вот-вот побегут.

Но тут лучик солнца украдкой

По щёчке скользнул нежно-гладкой.

И всё засветилось вокруг.

От радости все улыбнулись.

Как будто от сна все очнулись.

Запрыгали и закричали: Ура! Ура!

(Е.Алябьева.)

Ребята, назовите какие эмоции, вы показали мимикой и жестом? (удивление, обида, печаль, радость).

Как вы понимаете, такое выражение «Как мышь на крупу, все надулись»? (это значит обидеться без причины). Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую ест. Это глупо, правда? Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.

Содержание игр  :

Игра «Рассмеши принцессу- несмеяну»

Педагог рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?». После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце педагог подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом он благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась.

Игра «Удиви мышку»

Педагог рассказывает историю о мышке-путешественнице, которая объехала много стран и повидала много интересного. Сегодня она приехала в наш детский сад и хочет послушать их удивительные истории. Слова сопровождаются помещением мышки в поднос. Ребятам предлагается подойти к стеллажу с фигурками и выбрать персонажей для своей удивительной истории. По мере готовности каждый ребенок рассказывает мышке свою сказку. Если ребенок затрудняется придумать тему, педагог помогает ему, предлагает вспомнить, что необычного малыш увидел на прогулке, в цирке, в гостях и т.п. После проигрывания всех историй, взрослый от лица мышки хвалит детей за их умение удивляться и удивлять.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»

Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

«КТО ЗА КЕМ»

Цель игры:  учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление,  знакомить ребенка с предлогами: за , перед, до, после, между. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

1) Ведущий просит разместить героев в определенной последовательности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем собачку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить  Жучку за внучкой, мышку — последней, кошку — между дедом и бабкой, за кошкой — разместить собачку и т.д.

За правильное выполнение задания ребенок получает жетон-наклейку.

2) Если дети успешно овладевают всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево

.

"Бывает - не бывает "

Цель игры : развитие внимания и памяти, активизация умственной деятельности ,закрепление речевых навыков.

Материал : Мяч.

Ход игры

В ходе игры ведущий говорит какую-нибудь фразу и бросает мяч игроку . Если то, о чем сказал ведущий, может происходить на самом деле, игрок должен поймать мяч, а если не может, игрок не ловит мяч.

Например:

птицы летают- ловим мяч;

лягушка мяукает- не ловим мяч;

дети поют- ловим мяч;

рыбы по полю гуляют- не ловим мяч и т. д.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель игры: развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

1) Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет какой-либо сказки и просит одного из детей описать, что изображено. Затем один ребенок отворачивается и ведущий вместе с другими детьми меняет две-три фигурки-шаблоны местами ( количество изменений можно увеличить в зависимости от возраста детей). Ребенок должен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает самый наблюдательный.

2) Если дети успешно усвоили эту игру, попросите их самих продолжить игру, назначив ведущим одного из детей.

«РАССКАЖИ О КАРТИНКЕ»

Цель игры: расширение словарного запаса, развитие творческого мышления, наблюдательности.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

Ведущий берет фигурку одного из героев и описывает его: рассказывает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или маленький, что он делает по ходу сказки и т.д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т.д. За правильные ответы ребенок получает жетон-наклейку. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

"Театр! Театр! Театр!" Социальный проект развитие коммуникативных способностей, через театрально - игровую деятельность в соответствии с ФГТ

       Не редко приходится слышать, как дошкольник 6-7 лет обращается ко взрослому, уважаемому человеку на «ты», а вместо «здравствуйте» звучит «привет»; или как разгорается...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Лэпбук "Театр, театр, театр"

Консультация для воспитателей старшей группы...

В ГБОУ ШКОЛА 2075 прошёл конкурс «Театр,театр, театр! »

В этом учебном году одной из приоритетных задач детского сада является театрализованная деятельность.Этой задаче посвящались консультации для родителей, педагогов, семинар, открытые мероприятия и смот...

Консультация "Лэпбук "Театр,театр, театр""

КОНСУЛЬТАЦИЯЛэпбук «Театр, театр, театр».Выполнила: Калинкина Н. А. Театр — это волшебный край, в котором ребёнок                  ...