Проект" Органы чувств - наши помощники"
методическая разработка
Индивидуальный проект для изучения органов чувств
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_org_chuvstv.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №3 детский сад «Зоренька»
Познавательно – исследовательский
проект «Органы чувств – наши помощники»
Подготовил воспитанник
подготовительной группы 2
Бедретдинов Денис.
Руководитель проекта
воспитатель Лебедева О.В..
Г.Лобня
Апрель
2018- 2019 учебный год
Цель проекта:
При помощи специально подобранных игр, упражнений, опытов , занятий развивать интерес детей к изучению своего организма, сохранению и укреплению здоровья; формировать знания о строении и функции органов чувств, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
1. Привить ребенку элементарные способы сохранения здоровья органов чувств, воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
2. Выявить имеющиеся у ребенка знания и расширить их знания об органах чувств человека – их строении, функциях.
3. Научить ребенка самостоятельно тренировать свои органы чувств и расширять возможности своего организма.
4. Воспитывать, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность к самому себе.
5. Воспитывать любовь и уважение к красоте своего организма.
6. Обогатить словарь ребенка, совершенствовать грамматический строй речи, связную речь по теме проекта.
Тип проекта :
Продолжительность проекта :
Участники проекта:
Объект исследования: Органы чувств и их функции.
Предмет исследования: Организация работы по формированию представлений о органах чувств, их значимости в жизни человека и правилах ухода за ними с целью сохранения здоровья.
Гипотеза проекта: Знание функций органов чувств, их значения и особенностей ухода за ними будет способствовать сохранению здоровья.
Введение
«Здоровье дороже богатства» - так гласит народная мудрость. Всё, что нас окружает и, что происходит вокруг, мы воспринимаем органами чувств. Наши чувства позволяют нам познавать мир. Нельзя недооценивать охрану этих жизненно важных органов. Природа одаривает ими человека один раз и на всю жизнь. Поэтому так важно научиться, правильно ими пользоваться.
Взрослым порой бывает так трудно убедить нас не кричать громко, не есть снег, мыть руки перед едой, хорошо пережевывать пищу, а не заглатывать её целиком, чистить зубы, не смотреть долго телевизор. А ведь, если мы их не будем слушать, это может привести к большим проблемам. И поэтому мы захотели узнать как можно больше о своих органах чувств, а также правилах бережного к ним отношения. А затем поделиться нашими знаниями с другими людьми.
Актуальность темы:
Изучение органов чувств входит в систему знаний ребенка дошкольного возраста. Восприятие окружающего нас мира происходит при помощи органов чувств. Поэтому одна из важнейших задач, которая должна решаться как в образовательных учреждениях, так и родителями в условиях семейного воспитания – это научить ребенка рационально ими пользоваться, заботиться, тренировать и развивать.
С помощью зрения мы имеем возможность видеть окружающий нас мир и поддерживать с ним тесную связь.
Слух помогает нам определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. При помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне.
Развитие чувства обоняния имеет значение с точки зрения различения по запаху опасных для здоровья пищевых веществ и напитков.
Чувство осязания помогает нам ориентироваться в темноте, дает возможность определить не только наличие предмета, но и его форму, размеры, температуру, влажность, характер поверхности.
Благодаря органу вкуса, человек способен оценить вкус пищи. Важно с детства приучать детей к приему здоровой и полезной пищи, распознавать пищу не только по внешнему виду, но по вкусовым качествам.
Если сформировать у детей представления о роли органов чувств в жизнедеятельности человека, научить бережно относиться к своему здоровью, научить правилам ухода за своим организмом, то у детей возникнет желание в дальнейшем самостоятельно заботиться о своем здоровье, воспитается привычка к ведению здорового образа жизни.
Методы исследования
- изучение и анализ литературы по теме проекта;
- наблюдения;
- рассматривание картин, поделок и рисунков с органами чувств;
- беседы;
- использование ТСО;
- дидактические игры, игровые упражнения.
Предполагаемый результат:
У ребенка:
1. Сформированы умения и навыки по уходу за своими органами чувств, бережное отношение к своему здоровью , желание изучать и познавать себя и своё тело.
2. Знают и умеют ориентироваться и соблюдать правила личной гигиены.
3. Дети умеют самостоятельно наблюдать и развивать свои органы чувств.
4.Дети умеют использовать полученные знания в своей повседневной жизни.
У родителей:
1. Совместное участие с детьми в сборе полезной информации об органах чувств, их уходе.
2. Совместное осуществление ухода за своим организмом в домашних условиях.
3. Создание совместно с детьми коллажей «Хочу быть здоровым»
4.Создание совместно с родителями картотек по артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастике и игр для глаз.
Этапы работы над проектом:
I этап – поисковый: выбор темы проекта, формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта, предмета и гипотезы, цели и задач.
II этап – аналитический: подбор книг, игр и упражнений для изучения и развития органов чувств, анализ информации .
III этап – практический: создание поделок и рисунков, изучение строения и значения органов чувств для человека; разработка правил ухода за органами чувств, и их выполнение .
IV этап – заключительный : демонстрация продуктов проекта .
План реализации проекта.
1. Подбор дидактических материалов, литературы, иллюстраций, слайдов, энциклопедий, настольно-печатных игр.
2. Беседа.
Игровая ситуация-«Что делать для сохранения своего здоровья»
3. Тематическая беседа: «Глаза и их роль в жизни человека»
4. Игры- экспериментирование по теме «Глаза- орган зрения»
5.Создание плаката «Строение глаза»
Родители «Гигиена органа зрения». «Зрительная гимнастика» «Картотека зрительной гимнастики»
6. Игры-Эксперименты по теме «Язык».
7.Дегустация продуктов на определение зон-рецепторов языка.
8.Беседа « Как ухаживать за зубами»
9.Алгоритм чистки зубов.
Родители «Правильное питание» , Картотека артикуляционной гимнастики, составление плаката «Полезные и вредные продукты»
10. Беседы: «Мой помощник – нос»
« Гигиена носа».
11.Игра –релаксация « Правильное дыхание»
12. Игра-драматизация «Первая помощь при кровотечении из носа».
Родители Картотека дыхательной гимнастики. Правила гигиены носа. Коллаж «Нос».
12.Беседы :«Строение уха и уход за ним»;
«Мои помощники – уши»
13 .Игра-эксперементирование «Узнай по звуку».
14. Проблемная ситуация «Когда болит ухо,что делать?»
Родители Игра – релаксация «Звуки природы», картотека музыкальных игр по развитию слухового внимания
Рефлексия проекта (выводы):
В результате проведенного проекта мы наблюдаем развитие познавательного интереса ребенка, расширение представлений о своих органах чувств, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к своему организму. Готовность участвовать в практических делах по улучшению своего здоровья. Сформировались навыки личной гигиены, умение беречь и заботиться о своих органах чувств. Полученные в процессе экспериментирования и наблюдений впечатления и эмоции дошкольник отражал в продуктивных видах деятельности.
Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по валеологическому воспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей об органах чувств, развитию интереса и наблюдательности, эстетических чувств, любви и бережного отношения к своему организму. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает культуру ухода за собой, развивает культурно-гигиенические навыки и формирует правильный образ жизни.
Информационно-методическое обеспечение проекта:
Техническое обеспечение:
- Аудиоцентр
- DVD – плеер
- Ноутбук
- Телевизор
Ресурсное обеспечение:
1. Иллюстрации, коллекции, проспекты, фотоальбомы,
репродукции органов чувств.
2.Методический инструментарий: картотека игр, конспекты бесед, конспекты…
3. Уголок экспериментирования и опытов.
4.Подборка художественной литературы.
5.Материал для художественного творчества.
6.Подборка дидактических игр.
7.Подборка музыкальных композиций.
8. Видеотека с собранием познавательного материала по теме проекта.
Список литературы:
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 528 с.
Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников/ О.В. Дыбина. – М.: ТЦ СФЕРА, 2015. – 192 с.
1.Авдеева Н.Н. Учебно-методическое пособие «Безопасность», «Детство-ПРЕСС», 2002.
2.Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб.1997.
3.Ричард Уокер Анатомия человека — иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2001.
4.Карепова Т.Г.Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Волгоград: Учитель,2010.
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.
5.Григорьева Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Москва, Школа-Пресс, 2001.
Митюгин И.Ю. Тактильная память. Москва. Центр Эйдос, 1991.
Пиль А. Мое тело. Москва. «Планета детства», ACT, 2000.
Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Москва. Физкультура и спорт, 1992.
Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ/ Е.А. Сыпченко. – Спб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.
Козлова, С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2005. – 40 с.
Интернет-ресурсы:
http://doshkolnik.ru/
nsportal.ru›
LogoPortal.ru›
ped-kopilka.ru›
maam.ru›
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе «Органы чувств - наши помощники»
«Органы чувств - наши помощники»...
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»
КОНСПЕКТ НОДВ СТАРШЕЙ ГРУППЕ«ОРГАНЫ ЧУВСТВ – НАШИ ПОМОЩНИКИ»...
Конспект НОД по ЗОЖ в старшей группе " Органы чувств- наши помощники"
Конспект занятия по здоровому образу жизни в старшей группе...
Интегрированная НОД "Органы чувств - наши помощники"
Представлено интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста...
ОД "Органы чувств - наши помощники", подготовительная группа
Конспект занятия «Органы чувств — наши помощники»...
НОД "Органы чувств - наши помощники"
Обобщать имеющиеся знания у детей о функции органов; уточнить с помощью опытов, для чего нужны те или иные органы; тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования; формировать уме...
Познавательно-исследовательская деятельность «Органы чувств – наши помощники» с использованием ИКТ.
Создать условия для формирования начальных представлений о здоровом образе жизни через ознакомление с органами чувств....