Проект "Моя малая Родина Луговая"
методическая разработка
Воспитание патриотических чувств к Родине
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodina_lugovaya.docx | 38.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 3 детский сад «ЗОРЕНЬКА»
Проект
«Моя малая Родина –Луговая»
Подготовила воспитатель
подготовительной группы 2
Лебедева О.В
Г. Лобня
2018 -2019 уч.год
Тема: «История моей малой Родины – моя Луговая»
Паспорт проекта:
Вид проекта: информационно -познавательный.
Время проведения: краткосрочный (4 месяца – октябрь, ноябрь, декабрь, январь)
Участники: дети группы, родители, воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения: детско-родительский проект.
Ожидаемые результаты:
- Сформированная система представлений об истории, культуре, традициях,
природе родного края и чувство гордости, любви к малой родине.
- Осознанно уважительное отношение к культуре, труду, традициям тружеников поселка.
- Развить опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Актуальность проекта:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С.Лихачёв
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого, мы зароняем в сердца детей искорку любви к родному краю, к Родине.
Обоснование:
В ходе экскурсий по поселку, рассматривания фотографий, бесед о жизни односельчан у детей возникли самые разнообразные вопросы:
- Как и когда появилось наше село?
- Как жили люди в прошлом, чем они занимались?
- Чем знаменит наш край?
- Каковы особенности природы нашего края?
Значимость проекта:
-У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном поселке, о полезных ископаемых, добываемых на территории поселения, традициях и истории возникновения.
- Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности ,который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для пополнения
• предметно развивающей среды группы и знаний детей.
- Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения.
В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ.
Цель проекта: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
• Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка.
• Воспитывать гордость за свой поселок.
• Формирование любви к родному посёлку. Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.
• Активизация творческого потенциала родителей.
• Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
• Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
• Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
• Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
• Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.
• Создать наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
• Способствовать объединению детей и взрослых различного положения.
• Обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
• Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
• Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего посёлка, особенностях ландшафта, застройках ,зданиях определяющих архитектурный облик нашего посёлка.
• Соблюдать права ребёнка на игру, досуг, на свою территорию
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Риски проекта:
-дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;
-для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Формы реализации проекта:
-Анкетирование родителей
- Экскурсии, целевые прогулки
- Игровая деятельность (настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, театрализованные, подвижные игры)
-ООД, познавательные беседы
-Продуктивные виды деятельности - рисование, аппликация, конструирование, лепка, ручной труд,
-Оформление фото- альбома.
- Консультации по проблемам патриотического воспитания
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры;
словесные: беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, рассказывание, развлечения, чтение и рассказывание стихов, считалок, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок.
практические: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности, экскурсии и наблюдения, расширяющие кругозор ребенка, дидактические игры, подвижные игры.
наглядные: организация выставок, сбор фотоматериалов, рассматривание иллюстраций.
Этапы проекта.
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Совместная деятельность с семьями воспитанников | |
I этап (подготовительный) Постановка проблемы, цели и задач (сентябрь 2018 г.) | 1. Изучение муниципального, регионального опыта работы по теме проекта, используя ресурсы Интернет. 2. Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа. 3. Составление плана по реализации проекта. 4. Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и пр. 5. Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности. 6. Подбор методической литературы. 7. Организация работы с родителями (памятки, наглядный материал, консультации). | 1.Анкетирование детей. 2.Знакомство с темой проекта «Моя малая Родина» | 1. Анкетирование родителей «Моя малая Родина», «Патриотическое воспитание детей» 2. Помощь в организации наглядного материала. 3.Консультации «С чего начинается Родина», «Патриотическое воспитание дошкольников » 4.Чтение детям книг о Родине. 5.Творческие работы «Из окна моя улица видна», «Мое любимое место отдыха» 6.Фотовыставка «Моя малая Родина –Луговая» | |
2 этап Работа над проектом (октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.) | 1. Организует деятельность по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и родителями): беседы; целевые экскурсии; ООД; 2. Вводит в игровую ситуацию воспитанников. 3. Стимулирует активность детей через: создание проблемных ситуаций; положительные эмоции; мотивацию деятельности; игровую позицию. | 1. Вживаются в игровую ситуацию. 2. Участвуют во всех мероприятиях проекта. 3. Выбирают необходимые материалы для продуктивной деятельности. | 1. Оказывают посильную помощь в организации всех мероприятий проекта. | |
3 этап Заключительный (январь 2019 г) | 1. Обработка результатов, выводы по реализации проекта. 2. Подготовка к презентации ,показ презентации на МО ДОУ. | 1.Презентация «Моя любимая Луговая». 2.Анкетирование детей. | 1. Пополняют книжный уголок материалами по теме проекта 2. Презентация «Моя любимая Луговая» | |
4 – этап Рефлексия (январь 2019 г.) | 1.Написать информационную справку об итогах проектной деятельности, свои предложения о продолжении темы проекта. | Высказать своё мнение об этом проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. | Написать отзыв о проекте, свои предложения о продолжении темы проекта. |
Психолого-педагогическое содержание проекта
Направления развития (ОО) | Основные цели и задачи в соответствии с программой «От рождения до школы» | Содержание психолого-педагогической работы с детьми | ||||
Социально –коммуникативное развитие | «Ребенок в семье и обществе, патриотическое воспитание»
| Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к малой Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. | 1. Рассматривание иллюстраций, открыток, фото с изображением достопримечательностей поселка и его архитектурных сооружений. 2.Краткая история возникновения поселка Луговая. | |||
«Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание»
| 1.Воспитание уважения к труду близких взрослых, желание участвовать в совместной трудовой деятельности в детском саду, воспитания стремления быть полезным и умения радоваться результатам коллективного труда. | 1. Беседа о посильной трудовой деятельности в условиях семьи и детского сада. 2. Трудовая деятельность на игровой площадке во время прогулок. 3. Трудовые поручения «Собери на стол» и др. | ||||
«Формирование основ безопасности» | 1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в условиях семьи (ППБ). 2. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для ребенка ситуациям на дороге. | 1. Изготовление карты-схемы «Наш микрорайон». 2.Интерактивная игра «Знатоки ПДД» 3. Настольно –печатные игры по ПДД. 4.Беседа о ПДД с сотрудниками ГИБДД г.Лобня | ||||
«Игровая деятельность» | 1. Развитие у детей самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции. | 1. Сюжетно-ролевые игры:"Мы – строители", "Почта", "Библиотека", "Мы – экскурсоводы", "Наша улица", « Больница»,«Семья», «Автобус», «Дом», «Мы едем по нашему городу» , «Профессии» | ||||
2. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. | 2. Дидактические игры: «Какой наш город», "Было - стало", «Кто что делает», «Найди флаг России», "Узнай наш герб", «Найди среди гербов разных стран, герб России», «Чей костюм», «Мир профессии», 3.Словесные игры "Прогулка по поселку",«Подбери словечко», «Вот моя улица, вот мой дом», «Мой дом», лото "Знаешь ли ты свой город", «Где, чей дом?», «Какие бывают дома». | |||||
| ||||||
Познавательное развитие | «Приобщение к социокультурным ценностям» | 1.Знакомство с историей поселка, с его героическим прошлом. 2. Расширение представлений об архитектурных памятниках, учебных и спортивных заведениях поселка. 3. Знакомство детей с профессиями, связанными со спецификой родного поселка. | 1. Тематические беседы: "Мой родной поселок», «Великая Отечественная война», 2. Презентации: «Моя малая Родина -Луговая», «Герои Советского Союза –наши земляки», «1941. На Лобненском рубеже» 3. ООД «Помним своих героев», интегрированное «Спортсмены» 4. Целевые экскурсии к памятникам погибших солдат. | |||
«Формирование элементарных математических представлений» | Формирование элементарных математических представления через сюжетно-ролевую игру «Экскурсия по поселку». | ООД «Математическая экскурсия по поселку» | ||||
«Ознакомление с миром природы» | Формирование первичных представлений об особенностях природы родного города. | 1. Показ серии презентаций «Природа родного поселка», «Животный мир Подмосковья» 2. Беседы по теме «Любимое место отдыха». | ||||
«Конструктивно-модельная деятельность» | 1. Формирование интереса к разнообразным зданиям и сооружениям (дома, школы и др.). 2. Закрепление навыков коллективной работы: умения распределять обязанности и работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу. | 1. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий поселка. 2. Выставка работ «Мой дом», «Моя улица», «Мой любимый детский сад», «Флаг –символ государства» , «Флаг моего города» 3. Конструирование «Мой поселок», « Спортивный комплекс», «Наш детский сад», «Архитектура моего поселка». | ||||
Речевое развитие | «Развитие речи» | 1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. 2. Развитие всех компонентов устной речи. | 1. Беседа на тему «Улица, на которой я живу», «Герб и флаг нашего города», «Улица, на которой находится наш детский сад», 2. ООД «Кем работают родители?» | |||
«Художественная литература» | 1. Развитие интереса детей к художественной литературе. 2. Пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями 3. Развитие чувства гордости за писателей и поэтов г.Лобни | 1. Изучение пословиц и поговорок, загадок о доме, родном крае. 2. Чтение книг о родном городе, стихов писателей г.Лобня 3. Разучивание стихов о городе. 4.Чтение «Что я видел» Б.Житков;"Родина"Александрова; | ||||
Художественно-эстетическое развитие | «Изобразительная деятельность» | 1. Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация). 2. Развитие детского творчества. | 1. Аппликация - «Символ государства - флаг», «Флаг моего города» , «Мой любимый детский сад» 2. Рисование: «Моя семья», «Моя улица», «Мой дом». 3. Лепка «Коровы на лугу». | |||
«Музыкально-художественная деятельность» | 1. Приобщение детей к музыкальной культуре 2. Обогащение музыкальных впечатлений | 1. Прослушивание музыкальных произведений: , гимн г.Лобня и пос. Луговой , «Строим дом» сл. С. Вышеславской, муз. М. Красева, «Прятки» муз. Т. Ломовой, "С чего начинается Родина?" муз.В.Баснер , слова М. Матусовского,"Родина моя" муз.Д.Тухманов ,слова Р. Рождественский, «Во поле береза стояла» р.н.п.,«Гимн России» сл.С. Михалков, муз. А. Александров, | ||||
Физическое развитие | «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» | Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни. | 1.Спортивный досуг по ППБ. 2. Спортивный досуг "Зимние игры и забавы" | |||
«Физическая культура» | Знакомство с русскими народными играми и развитие интереса к участию в них. | 1. Русские народные подвижные игры:«Гуси – лебеди»,«Краски», «Пятнашки», «У медведя во бору»,«Палочка выручалочка», «День – ночь», «Гори- гори ясно», «Ручеек» и др. |
Перспективы дальнейшего развития проекта и возможности распространения опыта:
- Подбор интерактивных форм работы с детьми и родителями при дальнейшем развитии темы проекта.
- Разработка серии вариативных занятий познавательного цикла для детей и родителей по теме проекта с использованием ИКТ.
- Подбор дополнительного материала и исторических фактов по теме проекта совместно с родителями.
- Трансляция результатов проектной деятельности на городском уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание патриотизма – это достаточно тяжелая задача, для решения которой нужно прикладывать усилия, начиная с самого детства. Использование различных средств воспитания, систематическая и планомерная работа, слаженные усилия детского сада и семьи, а так же ответственность взрослых непременно дадут положительные результаты и станут основой в дальнейшей работе по патриотическому воспитанию детей.
В результате реализации проекта мы пришли к выводу о том, что такая деятельность способствует объединению детей посредством общих впечатлений, переживаний, эмоций, а так же помогает в формировании коллективных взаимоотношений. В ходе реализации проекта дети подготовительной группы приобрели углубленные знания о поселке Луговая. Проект захватил все виды деятельности: познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, продуктивную, восприятие художественной литературы, музыкально-художественную. В результате дети узнают и называют памятные места, какие есть здания, скверы, название улиц нашего города. Хорошо ориентируются не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного поселка. Знают и стремятся выполнять правила поведения в городе. Проявляют инициативу в социально значимых делах: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.
Во время работы над данным проектом родители активно принимали участие в реализации проекта, участвовали в викторине, спортивном празднике, конкурсах рисунков, фотоконкурсах. Они активно включились в воспитание у детей любви к природе родного города. В заключение необходимо добавить, что работа с детьми по теме данного проекта будет продолжена, так как нравственно-патриотическое воспитание необходимо на протяжении всего периода воспитания детей в детском саду, а после и в школе. Это является неотъемлемой частью полноценного личностного развития ребенка.
Список используемой литературы
1. Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников»/для работы с детьми 5-7 лет, - М : Издательство Мозаика-Синтез, 2008г.
2. Е.С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ», М: Айрис-Пресс, 2006г.
3. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М., 2004. -136с. Редактор – составитель Н.А. Арапова-Пискарева.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в Росси». Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (средняя группа) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
5. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
6. «Патриотическое воспитание дошкольников». Конспекты занятий. Изд. 4-е доп.- М.:УЦ «Перспектива», 2008г.-248 с.
7. «Лобня.Природа .История. Хозяйство» Т.Рогова, П. Колычев, МОСКВА «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»1994, 170 стр.
8. «Лобня.Природа.История.» Т. Рогова, ООО «Ноосфера» 2011, 416 стр.
9. «Сборник стихов о Лобне» ред. Т. Козлова, С. Тарусина, Н. Соловьева, типография «Карда» Лобня 2002, 72 стр.
10. «Подмосковье – березовый край» Г. Леонтьева, М.: Хоружевский А. И. 2010, 104 стр.
11.Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Проект " Моя малая Родина Луговая"
Проект о малой Родине...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)
Семинар «Моя малая Родина» . Презентации о своей малой родине (2024)«Я эту землю Родиной зову»...