консультация "Норма познавательного развития"
консультация

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_norma_poznavatelnogo_razvitiya.docx529.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Норма речевого и познавательного развития

для детей 3-4, 4-5 лет»

http://sad25.com.ru/images/news/%D0%9E%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B0/%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8.jpg


Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.

 К 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации «как будто». В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен воссоздать образы, взятые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.

К 4 годам дети могут воспринимать: до 7 и более цветов, до 5 и более форм предметов, способны различать предметы по величине, ориентироваться в пространстве, различать эмоциональные состояния.

Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Развивается память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов, а также большие отрывки из любимых произведений. В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое; о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них; о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое; о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

В возрасте 3-4 года начинают формироваться представления о предметах, от этих представлений зависит изобразительная деятельность ребёнка. Графические образы ещё бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других – рисунки более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. Позвольте своему ребёнку рисовать, не отмахивайтесь от него, если он просит карандаши или фломастеры. Рисование связано, по мнению ученых, с развитием речи. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

3-4 года – это возраст, когда возникает потребность в общении не только со взрослыми, но и со сверстниками. Хотя общение со сверстниками порой сводится к тому, что ребёнку нужен товарищ, который смог бы его поддержать в шалости, действовал бы с ним заодно. Детей радует сам процесс действия с игрушками и собственные выдумки, совместные действия: переодевания, подползание, убегание. Дети мало слушают друг друга, чаще стремятся показать себя другому. Часто возникают ссоры из-за игрушек.

Подводя итог выше сказанного, ребенок в 3-4 года:

  • Имеет представление о предметах обихода (мебель, посуда, одежда, обувь), знает их названия, из каких материалов они сделаны.
  • Имеет представление о видах транспорта (машина легковая и грузовая, автобус и т. п.). Отмечает простейшие закономерности и зависимости: если идет дождь – нужно надеть непромокаемую одежду или взять зонт, если темно – нужно зажечь свет, если одежда порвалась – ее нужно зашить и т. д.
  • Проявляет интерес к живой и неживой природе
  • Играет в подвижные и дидактические игры, отражающие представление о природе (изображает животных, падающие листья)
  • Имеет представление о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п.).
  • Владеет элементарными навыками наблюдения за животными растениями (так, чтобы не помешать и не причинить им вред)
  • Выражает в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру Устанавливает равно численность групп предметов путем составления пар; выражает словами, каких предметов больше(меньше), каких поровну.
  • Находит общий признак группы, состоящей из 3-4 предметов, и находит «лишний» предмет.
  • Имеет представление о понятиях «один» и «много», находит в окружающей обстановке много предметов и один предмет.
  • Уравнивает количество предметов в группах двумя способами: убирая из группы, где их больше, либо прибавляя к группе, где их меньше
  • Имеет первичные представления об образовании числа, соотношении предыдущего и последующего числа
  • Считает в пределах 3 в прямом порядке, при пересчете
  • согласовывает в роде и падеже существительное с числительным
  • Имеет представление о пространственных отношениях «большой – маленький», «длинный – короткий», «высокий –низкий», «широкий – узкий», узнает и называет размеры предмета относительно других (самый большой, поменьше, самый маленький)
  • Сравнивает два предмета непосредственно по длине, высоте, пользуясь приемами наложения и приложения
  • Знает круг, треугольник, шар. Находит сходные формы в окружающих предметах различает правую и левую руку.
  • Ориентируется в расположении частей своего тела; различает пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева.
  • В простейших случаях устанавливает последовательность событий, различает части суток: утро – день – вечер –ночь.
  • Конструирует постройки (мост, дорога) из одинаковых и разных деталей
  • Обыгрывает постройки.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

В 4-5 лет ребенок:

Восприятие

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:

- эмоциональные состояния - узнает, называет, соотносит радость, гнев, удивление, испуг

 - свойства предметов – узнает, называет, соотносит тяжелый — легкий, жесткий — мягкий, шершавый — гладкий, прозрачный — непрозрачный, горячий — холодный, светлый — темный, сухой — мокрый. По материалу (деревянный, железный, тканевый, стеклянный, бумажный)

- пространство – определяет местонахождение предмета, расположение предмета по инструкции в определенном месте  высоко-низко, слева-справа, впереди-сзади.

- время – соотносит события со временем его происшествия – утро, вечер, день, ночь, вчера, завтра, сегодня

Память

Зрительная образная: объем — 5 предметов.

Слуховая образная: объем -4—5 звуков.

Слуховая вербальная: объем — 5 слов.

Тактильная: объем — 4—5 предметов.

Внимание

Объем — 5 предметов.

Устойчивость — 15—20 минут.

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения, имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки; выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично. Воображение

Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.

Логическое мышление

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:

-  находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).

-  складывать по образцу постройки из конструктора.

-  складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.

-  уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

- складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.

- называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.

-  уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.

-  подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д..

-  видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему (картинки-нелепицы).

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет умеет:

-  различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.

-  знает названия насекомых, умеет рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)

- знает всех домашних животных и их детенышей.

- угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект ООД в 1 младшей группе «Поможем построить теремок» . «Разноцветные стены». ОО «Познавательное развитие» (развитие познавательно - исследовательской деятельности);ОО « Речевое развитие (развитие речи)

Интегрированное ООД в 1 младшей группе "Поможем построить теремок". " Разноцветные стены". В данном занятии переплетаются сенсорика, речевое развитие и констрирование....

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...