Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС
статья
Цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Мои воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний, обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОСДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_metody_i_priyomy_v_rabote_muzruka.docx | 26.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС
Зачётная работа
Музыкального руководителя Мануковской Г.М.
МКДОУ «ЦРР – Детский сад №3»
Новоусманского района Воронежской области
Важнейшей гранью художественно-эстетического развития дошкольников является музыкальное воспитание детей. С усложнением и расширением педагогических задач и в связи с необходимостью расширения кругозора дошкольников наряду с традиционными занятиями, которые выстраиваются по принципу многообразия видов музыкальной деятельности, я широко использую в своей практике тематические, комплексные, интегрированные, доминантные (по восприятию музыки, музыкально-ритмическим движениям, музицированию и т.п.), а так же познавательно-тематические (по творчеству какого-либо композитора, о балете, оперетте, опере и т.п.).
Приобщение ребёнка к музыкальному искусству совершается самой музыкой. Но музыку надо услышать и понять. Этому способствует умелое использование разнообразных методов и приёмов музыкального воспитания детей, которые помогают нам, педагогам направлять малышей в процессе ознакомления их с музыкой.
В своей работе я стараюсь использовать новые формы развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности.
Инновационная деятельность изменяет традиционную систему и во главу угла ставит педагога и детей, руководителей образовательных учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников.
Организация управления инновациями в дошкольном учреждении предполагает четыре взаимосвязанных этапа: 1) Поиск новых идей; 2) Формирование нововведения; 3) Реализация нововведения; 4) Закрепление новшества.
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
- Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике:
- Коммуникативные игры и танцы – это вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
- Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Активные упражнения подготавливают детей к спонтанным двигательным выражениям, учат изображать настроения и звуки с помощью элементарных движений – хлопков, щелчков, притопов. У детей вырабатывается скорость реакций, умение ждать и находить момент вступления. Выполняя музыкально-двигательные упражнения, ребенок исполняет и творит одновременно, он начинает воспринимать музыку через движение.
- Пальчиковые игры (музыкальные и речевые) представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи. «Хор рук» - эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
- Речевое музицирование - это речевые упражнения, которые развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития.
- Поэтическое музицирование - помогает детям ощутить гармоничное звучание поэзии и музыки. Дети легко и с удовольствием заучивают стихи, впоследствии читают их выразительно, осознавая связь музыки и слова.
- Ритмодекламации под музыку - представляет собой синтез поэзии и музыки, её называют «музыкальной речью», «речевым интонированием в ритме». Название же «ритмодекламация» подчёркивает именно ритмизацию текста при выразительном речевом интонировании.
- Игры звуками. В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
- звучащие жесты и музыка моего тела;
- шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
- Элементарное музицирование. В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
- Эвритмия - это — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность, это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.
- Элементарный музыкальный театр или детский мюзикл - представляет собой интегративную игровую форму деятельности, предполагающую одновременное воздействие музыки, движения, танца, речи и художественного образа в изобразительной игре. В качестве особых приемов организации театрализованной деятельности используются игротренинги, которые помимо развивающих задач помогают решить проблему полезного и увлекательного досуга.
- Игры с инструментами совершенствуют ранее приобретенные ребенком навыки владения темпом, динамикой, ритмом. Дети учатся взаимодействовать между собой и легко развивают чувство ансамбля. Творческий процесс игры на музыкальных инструментах постепенно учит детей различать тембровое звучание инструментов.
- Импровизация - создание произведения одновременно с его исполнением. Одна из наилучших форм работы с детьми для образования условий свободы выражения, внутреннего состояния раскрепощения. Применяется как во время образовательной деятельности, так и на развлечениях и утренниках.
- Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает раздражительность и напряжение, восстанавливает дыхание, так же способствует профилактике и лечению нервно-психических заболеваний.
Для того чтобы вызвать у детей потребность в движении, я считаю, что нужно движения преподносить им в интересной игровой форме. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей.
- И я использую анимационные танцы и флешмобы. В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление – анимация от латинского anima – душа; animatus – одушевление) или досуговая, деятельность человека, прежде всего, связана с рекреацией (от англ. recreation – восстановление сил). Для разучивания анимационных танцев: сначала надо выбрать музыку! Нужен средний темп и очень четкий ритм. Надо чтобы выбранная мелодия ложилась на ровный восмитактный счет. Для каждого анимационного танца нужно создавать свой набор движений. Не надо, чтобы их было много! Восемь – десять штук будет достаточно. Надо выучить и самой станцевать весь составленный набор движений. Главное правило: должно быть удобно в танце! Если вы, танцуя, испытываете какой-то дискомфорт, значит, вы танцуете неправильно. Значит и детям будет не удобно. Плюс анимационных танцев в том, что здесь не нужна особая подготовка, дети выполняют все по показу и им это очень нравится.
- Анимационный танец с постепенным увеличением участников (очень удобно, для выхода всех гостей на танец.) Родители во время праздников с удовольствием танцуют с детьми.
- А вот в отличии от анимационных танцев, флешмоб требует хорошей подготовки .
Флешмо́б - (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия и затем расходится. И я использую такие танцы для праздников. Здесь важно отработать каждое движение. Такие танцы более нацелены на зрелищность, эстетику. В таких танцах можно смешать стиль, классику с хип-хопом, смориться очень эффектно.
- Квесты — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для дальнейшего продвижения по сюжету. Основное содержание квестов заключается в поэтапном решении головоломок, которое приводит к общей цели. Каждая разгадка — ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими, и интеллектуальными. Квесты проводятся как в помещении, так и на площадке, как с одной группой, так и со всеми дошкольниками, как с детьми, так и с родителями.
- Взаимодействие с педагогами. Профессиональная взаимосвязь всех специалистов детского сада в работе с детьми является ключевой для полноценного раскрытия в каждом ребенке заложенных способностей. Все педагоги работают в тесном контакте друг с другом и стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. В каждой группе должны проходить проекты, они могут быть краткосрочным, или долгосрочным. Тематика и момент окончания зависит от детей, а все специалисты должны выстраивать своё планирование на основе заявленной идеи.
- Взаимодействие с родителями. Организация работы с семьей предполагает использование различных форм и методов общения с родителями как традиционные (собрания, консультации, анкетирование, изготовление атрибутов, совместные музыкально-спортивные досуги), так и инновационные (мастер-классы, литературные гостиные, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, выездные конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия).
- Применение ИКТ - это внедрение информационно-образовательных технологий в образование — логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом. Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях является универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор воспитанников, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Применять ИКТ на музыкальных занятиях можно различными способами: демонстрировать презентации, показывать видеофрагменты мировых шедевров опер, балетов, совершать виртуальные путешествия, использовать музыкально-дидактические игры. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества воспитателя, педагога и дошкольников, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу, делает творческий процесс увлекательным и эффективным.
Таким образом, цель управления инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении реализации инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Мои воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний, обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.
Литература:
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика - программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей - театрализованные развлечения. М., 2008.
- Костина Э.П. Камертон - программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
- Музыкальный руководитель - иллюстрированный методический журнал. М., 2004.
- Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. М., 2006.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры - программа музыкального воспитания. М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО в условиях реализации ФГОС"
27 апреля 2017 года в "Институте повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Тульской области" прошёл областной круглый стол, который организовала и провела Петухова-Ле...
«Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС»
Использование инновационных подходов в работе с родителями по изучению ПДД в реализации ФГОС...
«Использование нетрадиционных музыкально – ритмических игровых упражнений в работе музыкального руководителя ДОУ в условиях реализации ФГОС».
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. ...
Мастер-класс «Новые подходы к организации предметно-развивающей среды группы в условиях реализации ФГОС ДО» на примере сюжетно-дидактической игры во 2 младшей группе «Парк – трансформер».
Обобщение опыта работы по оснащению предметно-развивающей среды группы в соответствии с ФГОС дошкольного образования....
Консультация для педагогов "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с реализацией ФГОС ДО"
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, п...
Инновационные подходы к организации деятельности музыкального руководителя ДОО в контексте реализации ФГОС
Испоьзование новых форм развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальных средств обучения способствуют формированию гармонической личности....
План по самообразованию: «Интеграция инновационных технологий в организации деятельности музыкального руководителя в детском саду».
Цель: Повысить уровень музыкального развития дошкольников путем интеграции различных видов искусств....