Творческий проект « Моя земля – земля героев»
материал
Приобщить детей, родителей, педагогов к истории и культуре родного края, к его духовным и материальным ценностям, тем самым вызвать у них желание больше узнать о знаменитых людях своего края. Представить исторические лица и современников разных профессий, чей труд и подвиг получили заслуженное признание государственных и общественных органов. Изучить жизнь и деятельность земляков, внесших значительный вклад в развитие производства, культуры и науки края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 1.84 МБ |
krasota_zastyvshaya_v_kamne.docx | 26.91 КБ |
nikolay_gastello.docx | 1.31 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Знакомство со скульптурой.
Скульптурные композиции И.М. Чумака и Е.Ф. Чумака в моём городе».
Конспект комплексного занятия: краеведение/ изобразительная деятельность в рамках проекта «Моя малая родина в скульптурных композициях И.М. Чумака и Е.Ф. Чумака».
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей со скульптурой как видом изобразительного искусства;
- познакомить детей с жизнью и творчеством талантливых известных скульпторов - наших земляков И.М.Чумака и Е.Ф. Чумака;
*учить детей работать с опорными таблицами;
- развивать у детей познавательный интерес к скульптурным композициям нашего города: истории их создания, внешнему виду, людям, чей подвиг они увековечивают;
^развивать связную речь детей при составлении рассказов о достопримечательностях нашего города;
*в дидактических играх развивать логическое мышление, наблюдательность, зрительное внимание;
^познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования - линогравюрой, развивать интерес к данному виду изобразительной деятельности;
- воспитывать любовь к родной земле, чувство гордости за своих земляков, желание знать и любить историю своего родного города.
Ход НОД:
Психогимнастика. «Я - твой друг, и ты - мой друг».
Справа друг и слева друг,
Становись скорее в круг!
Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
Друг за друга мы горой,
Я - твой друг, и ты - мой друг!
(воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить картину)
Воспитатель: «Деревья стоят высоченные, только не такие, как в наших лесах, а каменные. Которые мраморные, которые из змеевика-камня... Ну, всякие.. .Только живые, с сучьями, с листочками. От ветру-то покачиваются и шум дают, как камушками кто подбрасывает. Внизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная...разная... Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Между деревьев змейки золотистые трепыхаются, как пляшут. От них свет и идёт... На полянке кусты чёрные, как бархат, на кустах большие зелёные колокольчики каменные и в каждом оранжевая звёздочка. Огненные пчёлки над теми цветками сверкают, а звёздочки тихонько позванивают, словно поют...» ( по мотивам П. П. Бажова «Каменный цветок»).
Вам понравилось, ребята? Красиво? А вы не забыли из чего были сделаны все эти деревья, цветы, пчёлки? (Ответы детей).
Сегодня у нас с вами необычное занятие. На сегодняшнем занятии мы будем говорить о скульптуре, будем говорить о величественном и малом. Скажите, пожалуйста, кто знает, что за слова, я сейчас произношу скульптор, скульптура?
(Ответы детей) Это памятники, фонтаны, цветочные вазы в парках и скверах, мемориальные доски. Это художник, ваятель, который создает памятники, фонтаны, мемориальные доски.
Скульптура - очень древнее искусство. Ещё древние греки умели высекать из мрамора изображения богов и людей. Создать скульптурное произведение очень сложно (будь- то металл или камень). Высечь, вырубить скульптуру из мраморной глыбы- трудная работа, требующая большого усилия и сильной руки. А если перевести на греческий язык слово “высекать”, то получится “скульпере”. Догадываетесь, откуда произошло название искусства скульптура? Давайте вместе произнесём это слово - скуль-пе-ре! Слышите, как твёрдо, резко оно звучит! Словно оно само высечено из камня Как вы думаете, с чем работать легче, с такими материалами или с пластичными — глиной, пластилином? С камнем, металлом работать намного труднее. Отсекая от камня всё лишнее, мастер как бы освобождает задуманную фигуру из камня. Одно неправильное, неловкое движение и вся работа пойдёт насмарку. Ведь отвалившийся не там, где надо кусок камня уже не приклеишь обратно. Работа эта тонкая, кропотливая. А сколько нужно времени и сил, чтобы создать огромную монументальную скульптуру!
Можем ли мы увидеть такую скульптуру в музее? Почему? (ответы детей) Конечно, огромные памятники, статуи можно увидеть только на улице: на площадях и в парках, перед зданиями музеев и театров. В музее же собраны скульптуры меньших размеров, не превышающих рост человека. А есть скульптуры, которые можно хранить не только в музее, но даже дома. Они украшают наши жилища. Я говорю о скульптуре малых форм, её ещё называют «мелкая пластика». Это небольшие фигурки — статуэтки или композиции, настольные портретные бюсты, изображения животных и сувенирные модели известных памятников, (детям предлагается рассмотреть образцы скульптуры малых форм).
Любую скульптуру, и большую, и маленькую можно назвать «музыкой, застывшей в камне».
А сейчас я приглашаю вас в древнюю Грецию. Хотите? Тогда, закрываем глаза, и раз, два, три повернитесь и в древней Греции окажитесь.
(Дети и воспитатель садятся на ковёр).
Самая красивая легенда о скульпторе, прославляющая его необыкновенный дар, посвящена скульптору с острова Кипр по имени Пигмалион. Этот талантливый человек был так увлечён своей работой, что не нашёл времени жениться. Однажды сделал он из блестящей белой слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Как живая стояла эта статуя в мастерской художника. Казалось, она дышит; казалось, что вот-вот она начнет двигаться, пойдет и заговорит. Целыми часами любовался художник своим произведением и полюбил наконец созданную им самим статую. Наступили дни празднеств в честь Афродиты. Пигмалион принес богине любви в жертву белую тёлочку с вызолоченными рогами, он простер к богине руки и с молитвой прошептал:
-О, вечные боги и ты, златая Афродита! Если вы можете дать всё, то дайте мне жену, столь же прекрасную, как та статуя девушки, которая сделана мной самим.
Ярко вспыхнуло жертвенное пламя перед изображением богини любви Афродиты; этим богиня как бы давала понять Пигмалиону, что боги услышали его мольбу.
Вернулся художник домой. Он подошел к статуе и — о счастье, о радость! Статуя ожила! Бьется ее сердце, в ее глазах светится жизнь. Славя великую богиню любви Афродиту и полный благодарности ей за то счастье, которое она ему послала, Пигмалион в восторге обнял прекрасную девушку, спустившуюся к нему с пьедестала. Так дала богиня Афродита красавицу жену Пигмалиону.
Пигмалион назвал красавицу Галатеей. Боги оценили талант Пигмалиона и подарили ему созвездие Скульптор. Я покажу на карте звёздного неба вам это созвездие, ну а сейчас нам пора возвращаться в наш родной садик, в наш любимый город.
Игровое упражнение «раз, два, три, повернись...»
Динамическая пауза «Я по городу иду».
Люблю по городу шагать, (шагают по кругу)
Люблю смотреть, (изобразить «бинокль»)
Люблю считать, (шевелят пальчиками)
Площадь - раз, (загибают пальчики по - одному, начиная с большого)
«Театр» - два,
Три - фонтан,
Четыре - цирк,
Пять - по парку я гуляю,
Всякий уголок в нем знаю.
Шесть - на стадион хожу,
Там с коньками я дружу.
Семь - конечно, детский сад,
Сюда хожу пять дней подряд.
Восемь - детская площадка,
Здесь качели и лошадка.
Девять - детский магазин,
Много ярких там витрин.
Десять - это школа, дети!
Узнаю там про все на свете!
Очень я люблю мой город ,(поочередно переставляем кулачки)
Он, красив и вечно молод! (хлопки)
Воспитатель:
«Город Луганск - для тебя и меня,
Город Луганск 2-я семья!
Каждая улица, каждый дом,
Всё это родное - мы выросли в нём!»
Ребята, наш город очень красивый, в нём много скверов, театров, площадей, много скульптурных композиций. В нашем городе жили и создавали свои гениальные произведения искусства поэты, композиторы, художники и скульпторы. Некоторые из них стали известны всему миру.
Я предлагаю вам сейчас разделиться на две команды, мы сегодня поговорим с вами о двух гениальных скульпторах, известных всему миру своими скульптурными композициями Е.Ф. Чумаке и И.М. Чумаке.
(Дети по опорным таблицам рассказывают о скульпторах).
(Детям предлагается подойти к своим столам и рассказать о той или иной скульптурной композиции ( фотография), а затем поиграть в дидактические игры «Сложи скульптурную композицию из фрагментов», «Узнай скульптурную композицию по контуру»
Пальчиковая гимнастика «Город моей мечты» ( дети вместе с воспитателем рисуют пальцами в воздухе - соответственно диалогу воспитателя с детьми).
(объяснение детям этапов выполнения работы и изготовление детьми «линогравюр» скульптурных композиций).
(Воспитатель предлагает детям выполнить « фотографию» той скульптурной композиции, о которой они рассказывали в технике нетрадиционного рисования «линогравюра».
Выставка детских работ, итог.
Приложение
Этот памятный знак, посвященный 2000-летию Рождества Христова, называют в народе Луганской Богородицей. Создал эту скульптурную композицию Евгений Чумак. В 1905 г. Божия Мать явилась подвижнику христианства диакону Филиппу и предсказала, что Луганск станет городом Ее славы. Статуя Богородицы с Богомладенцем высечена из белого мрамора, специально доставленного из Италии. Она стоит, слегка наклонившись вперед. И, кажется, что Божия Мать движется - спускается с небес к людям. К Ней ведут шесть белых ступеней. Ослепительно белую фигуру окружает арка из темно-красного гранита. Вверху изображена Святая Троица, а по сторонам - 12 апостолов, учеников Христа. Венчает композицию золотой крест - символ вечной жизни. Общая высота памятного знака - 11,5 м. Он установлен на центральной улице города Луганска - Советской.
В июле 1942 года под Луганском дивизия под командованием героя Советского Союза И.П.Рослого вела упорные бои с фашистами. Позиции всё время обстреливались из пушек и минометов, вражеская авиация постоянно их бомбила. Обороной нашего любимого города командовал младший политрук Алексей Гордеевич Еременко. Образу легендарного комбата Иван Чумак посвятил скульптурную композицию «Комбат». Создавал памятник скульптор целых 10 лет. Памятник сооружен рядом с местом боя, на возвышенности, где находился наблюдательный пункт. Памятник установлен в мае 1980 года в канун 35-летия Великой победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Памятник великому поэту и писателю Тарасу Шевченко на площади Героев Великой Отечественной войны открыт 22 мая 1998 года. Скульптуру великого поэта называют народной, ведь деньги на его создание собирала вся страна. Памятник создан скульптором Иваном Чумаком
На мраморном пьедестале стоит 5,5-метровая Бронзовая скульптура Тараса Шевченко имеет высоту 5,5 метров и весит 5 тонн
На улице Советской в центре города Луганска на разделительной полосе автодороги установлен памятник «Труженику Луганщины». Автор памятника Иван Чумак.
Скульптурная композиция памятника представляет собой рабочего в спецодежде в полный рост, который в руках над головой держит факел, Открытие памятника состоялось в ноябре 1967 года В 2009 году скульптура была укреплена и покрыта медью, бетонные блоки заменили на гранитные, укрепили, вокруг памятника установили специальные фонари, которые освещают скульптуру ночью.
Что-то замирает в душе, когда смотришь на композицию «Журавли», установленную в центре нашего города на могиле неизвестного солдата. Она посвящена погибшим в Великой Отечественной войне солдатам. Помните: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...» «Журавли» Евгения Чумака, по сути, стали пластической иллюстрацией такой знакомой и такой любимой песни - столько в них удивительной легкости, и боли...
В 2006 году случилась Чернобыльская катастрофа Этой трагической страничке нашей истории, Евгений Чумак посвятил скульптурную композицию «Чернобыльский лелека». Скульптура выполнена в форме ключа. Это ключ к истине. Нужен нам такой «мирный» атом или не нужен? В центре скульптуры - беззащитный человек, все же сумевший защитить свою страну. Над его головой - ядро атома - не доброе, а с шипами, колючее... Нам всем долго твердили, что атом мирный, но человечество пока не придумало, как сделать атом полностью безопасным. А человек, как птица..., именно птицы первыми погибли , когда произошёл взрыв ядерного реактора.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект «Защитники земли русской» и «Доброта спасет мир»
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской....
Краткосрочный творческий проект: «Вода на Земле»
Привлекать внимание дошкольников к богатствам природы; прививать любовь к родной природе, родникам - источникам чистейшей воды; подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное отношение...
Познавательно-творческий проект «По следам сказочных героев» (использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста)
проект педагога-психолога в ДОУ...
Познавательно - творческий проект «Моя планета-Земля»
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. ...
Фотоотчет творческого проекта: «Богатыри Земли Русской»
Формировать патриотические чувства у детей....
Позновательно-творческий проект "По следам сказлчных героев".
Использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста.Разработан педагогом-психологом и музыкальным руководителем....
Познавательно-творческий проект "По следам сказочных героев"
использование сказкотерапии для развития эмоционального интеллекта дтей младшего дошкольного возраста. Проект разработан совместно с музыкальным руководителем....