Психологические минутки в детском саду.
картотека

Няпшаева Ирина Станиславовна

Цикл занятий  направлен на повышение уровня взаимоотношений между детьми в группах, снятие эмоционального напряжения. Занятия с детьми может проводить как психолог, так и воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_minutki_v_detskom_sadu.doc644 КБ

Предварительный просмотр:

                 

        

                                                                                Педагог-психолог

                                                                                   Няпшаева И.С.

                                                    Медвежьегорск

        

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов. Психологические игры наиболее доступны в применении для воспитателей и психологов. Так как в основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника. Данный курс занятий направлен на развитие различных сторон психики ребёнка. Такие игры и упражнения особенно показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, замкнутым, вспыльчивым. Занятия помогают детям учиться преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других людей, снимают психическое и мышечное напряжение. Кроме того цикл занятий направлен на сплочение детского коллектива, улучшения микроклимата в группе.

Цель: Повышение уровня межличностных взаимоотношений между детьми.

Задачи:

  • Формирование позитивного отношения к сверстникам;
  • Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
  • Коррекция поведенческих трудностей

    Продолжительность занятий: 15-20 минут

       Число занятий в неделю – 1.

Каждое занятие строится по определённой схеме:

  1. Приветствие.
  2. Психологические игры и упражнения.
  3. Релаксационное упражнение.

Тематический план

№ занятия

Наименование форм работы

Задачи

1

Приветствие

Упражнение «Солнечный зайчик»

Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Игра «За что меня любит мама»

Повышение значимости каждого ребёнка в глазах сверстников.

 Игра «Узнай по голосу»

Формировать понятие об уникальности каждого человека. Сближение участников группы.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

2

Приветствие

Упражнение «Эти разные слова»?

Знакомство со словами как одним из способов общения.

Игра «Мой хороший попугай»

Игра способствует развитию чувства эмпатии.

Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

3

Приветствие

Игра «Зеркало»

Развитие умения действовать сообща. Развитие чувства эмпатии.

Игра «Волшебный стул»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Повышение самооценки.

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

4

Приветствие

Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Упражнение «Самый...»

Сближение участников группы.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

5

Приветствие

Упражнение «Солнечный зайчик»

Снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов.

Игра «Волшебный стул»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Повышение самооценки.

Игра «Психологический портрет»

Формировать умение выделять свои достоинства и недостатки, проявлять желание изменить в себе что-то.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

6

Приветствие

 Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Упражнение «Массаж по кругу»

Развитие доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков.

Игра «Волшебный мешочек»

Снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

7

Приветствие

 Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия

Игра «Волшебный стул»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Повышение самооценки.

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

8

Приветствие

Игра «Узнай по описанию»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательного отношения к сверстникам.

Игра «Мяч в руки»

Развитие доброжелательного отношения друг к другу.

Упражнение «Эстафета дружбы»

Развитие сплоченности детского коллектива, укрепление дружеских связей.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

9

Приветствие

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

10

Приветствие

Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия.

Игра «Я выбираю»

Развитие доброжелательных отношений в группе. Повышение самооценки.

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

11

Приветствие

Игра «Ладошки»

Развитие дружеских взаимоотношений, невербальных навыков общения

Игра «Разговор с руками»

Учить детей контролировать свои действия.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

12

Приветствие

Арт-терапевтическое упражнение «Подарок другу»

Развитие доброжелательных отношений между сверстниками, развитие уверенности в себе.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

13

Приветствие

Игра «Все мои друзья»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательный взаимоотношений между детьми

Арт-терапевтическое упражнение «Солнышко дружбы»

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

14

Приветствие

Игра «Рукавички»

Развитие навыка действовать сообща для общего результата

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

15

Приветствие

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Игра «Доброе животное»

Развитие чувства единства в коллективе.

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

16

Приветствие

Игра «Добрые волшебники»

Повышение самооценки, снижение уровня агрессивности.

Игра «Все мои друзья»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательный взаимоотношений между детьми

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

17

Приветствие

Игра «Бабушка Маланья»

Развитие умения выполнять упражнения синхронно. Повышение самооценки. Развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Игра «Ладошки»

Развитие дружеских взаимоотношений, невербальных навыков общения

Игра «Разноцветные ладошки»

Повышение внимания, сосредоточенности.  Развитие умения контролировать свои действия.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

18

Приветствие

Игра «Ласковый мелок»

Снятие мышечных зажимов. Развитие тактильных ощущений.

Игра «Ожерелье»

Развитие умения действовать сообща, развитие дружеских взаимоотношений между детьми.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

19

Приветствие

Игра «Волшебная паутинка»

Развитие навыка действовать сообща для общего результата

Упражнение «Массаж по кругу»

Развитие доброжелательного отношения друг к другу, развитие коммуникативных навыков.

Игра «Бабушка Маланья»

Развитие умения выполнять упражнения синхронно. Повышение самооценки. Развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение.

20

Приветствие

Игра «Добрые волшебники»

Повышение самооценки, снижение уровня агрессивности.

Игра «Все мои друзья»

Повышение самооценки. Развитие доброжелательный взаимоотношений между детьми

Игра «Минутка шалости»

Снятие психоэмоционального напряжения.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

21

Приветствие

Игра «Найди пару»

Развитие навыка действовать сообща для общего результата

Игра «Комплименты»

Развитие доброжелательного отношения к сверстникам. Привлекать застенчивых детей к общению, побуждать желание рассказывать о товарище.

Игра «Зеркало»

Развитие умения действовать сообща. Развитие чувства эмпатии.

Релаксация

Расслабление под музыкальное сопровождение

Картотека игр и упражнений

Упражнение «Солнечный зайчик»

«Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно. Чтобы не спугнуть. Погладь голову, ноги, руки, шею… Он забрался на животик, погладь его. Солнечный зайчик хочет с тобой подружиться, он любит тебя и ласкает, а ты погладь его и подружись с ним».

«За что меня любит мама»

 Дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама.

Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети помогают.

После этого целесообразно обсудить с детьми. Приятно ли им было узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод  том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

Игра «Узнай по голосу»

«Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Мы собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовём его, например: «Ау, Сашенька!». Потерявшегося ставим спиной к группе, и он будет угадывать, кто же его позвал.»

Упражнение «Эти разные слова»

 «Словом можно многое сделать. Что? (Ответы детей.) Назовите слова, которыми можно пригласить, прогнать, огорчить, согреть, обидеть, похвалить».Рефлексия: какие слова слышать приятно, а какие нет?

Игра «Мой хороший попугай»

Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: ''Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с вами познакомится и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь у нам

снова?'' дети предлагают:' 'Говорить с ним ласково'', Научить его играть' 'и т.д. взрослый бережно передает кому-либо из них плюшевого попугая (мишку, зайчика). Ребенок, получив игрушку, должен прижать ее к себе, погладить ,сказать что-то приятное, назвать ласковым именем и передать(или перебросить) попугая другому ребенку. Игру лучше проводить в медленном темпе.

Игра «Разноцветные ладошки»

Взрослый  поочерёдно показывает детям ладошки разного цвета. На зрительный сигнал дети должны выполнять определённое движение. Например, красная ладошка – прыжки, жёлтая ладошка – ходьба на носочках, синяя ладошка – хлопки в ладоши.

Игра «Зеркало».

Дети играют парами. Роли распределяются так: один ребёнок – зеркало, другой – смотрящий в зеркало. Задача играющих – синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга. Инициатива придумывания движений принадлежит смотрящемуся  зеркало. Через 1-2 минуты дети в паре меняются ролями.

Игра «Волшебный стул»

Один ребёнок садиться в центр на «волшебный стул». Остальные дети говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, поцеловать, обнять.

Игра «Ласковый мелок»

Взрослый говорит: «Сейчас мы будем рисовать друг другу на спине. Рисовать мы будем мелком. Мелок ласковый и поэтому, когда мы будем рисовать на будет приятно». Мягким прикосновением пальцев рисуем солнышко, тучку и т.д..

Игра «Доброе животное»

«Возьмёмся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьётся его сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук – шаг назад. И ещё раз»

Игра «Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно». Игра проводится по кругу.

.

Упражнение «Самый…..»
Участник, бросая мяч другому, называет его по имени, продолжая фразу «Вася, ты самый... (смелый и т. д.)».

Игра «Психологический портрет»

Круг разделён на две половинки – красную и синюю. Ребёнок дотрагивается до красной половинки – рассказывает, за что его можно хвалить, до синей – за что его можно поругать.

Упражнение «Массаж по кругу»

Все участники стоят друг за другом, ладони лежат на плечах, стоящего впереди. Каждый ребёнок по команде начинает осторожно массировать плечи и спину впереди стоящего. По условному сигналу все поворачиваются на 180 градусов и массируют плечи и спину партнёру, стоящему с другой стороны.

Игра «Узнай по описанию»

Педагог описывает кого-нибудь из присутствующих детей. Дети должны угадать, кого описывает взрослый. Описываются не только внешние признаки, а и личностные качества.

Игра «Мяч в руки»

Педагог по очереди бросает мяч каждому ребёнку в кругу, а поймавший должен ответить на вопрос. (Кого ты больше всех любишь? Чего ты боишься? Кто твой друг? Твой любимый праздник? Как тебя называет мама? Чем ты любишь заниматься? и т.д.)

Упражнение «Эстафета дружбы»

Эстафета передаётся через рукопожатие. Начинает взрослый: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, Саше и т.д., наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет!»

Игра «Минутка шалости»

Под весёлую музыку дети двигаются, танцуют, прыгают в произвольной форме. При музыкальной паузе дети замирают.

Игра «Я выбираю»

Дети сидят на полу или на стульчиках. Игру начинает педагог: «Я выбираю  самую красивую девочку Катю». Педагог и ребёнок берутся за руки. Так продолжается пока все дети не построятся змейкой, последний замыкает круг. Примеры высказываний: «Самый добрый, самый умный, самый весёлый, самый хороший, самый лучший, самый старательный, самый внимательный» и т.д.

Игра «Ладошки»

«Встаньте напротив друг друга в паре или сядьте удобно так, чтобы ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть ваши руки сначала найдут друг друга, затем познакомятся, проявят симпатию, потанцуют, подерутся, помирятся, попрощаются».

Игра «Разговор с руками»

Детям предлагается обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложить оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить пальчики. Затем спрашивается: «Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?». Важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно заключением договора между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течении 2-3 дней (сегодняшнего вечера) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Игра «Все мои друзья»

Дети стоят в кругу. Перекидывают мяч от одного ребёнка к другому со словами: «Мой друг Серёжа». Мяч должен бросить и поймать каждый ребёнок

Арт-терапевтическое упражнение «Солнышко дружбы»

Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Игра «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают «свою» пару, как можно быстрее.

Игра «Найди пару»

Для игры нужны вырезанные из бумаги цветы (шары, грибы и т.д.), количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает одинаковые заготовки  по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают «свою» пару, как можно быстрее.

Игра «Добрые волшебники»

Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»

Взрослый выбирает  непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»

Игра «Бабушка Маланья»

Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей.

Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают « круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.)

Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки)

На нее глядели и делали вот так... (Повторяют за ведущим любое смешное движение)

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Бабушку можно нарядить в фартук и платок.

Игра «Ожерелье»

Дети встают в плотный круг. Они – бусинки. Красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга. Ведущий подходит к ожерелью и пытается «разорвать» его. Если ему это удаётся, то бусинки рассыпаются по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, и т.д., пока не соберёт снова всё ожерелье и не сделает его плотным и крепким.

Игра «Волшебная паутинка»

«Сегодня к вам в гости пришёл паучок. Давайте поможем ему сплести паутинку». Дети встают в круг и с помощью клубка ниток плетут паутинку, но так, чтобы на неё можно было посадить паучка. «Чем дружнее вы будете, тем крепче будет паутинка». Далее паучка можно посадить на паутинку, покачать его

Игра «Найди пару»

Для игры нужны вырезанные из бумаги цветы (шары, грибы и т.д.), количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает одинаковые заготовки  по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают «свою» пару, как можно быстрее.

        Список литературы

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я. В мире детских эмоций: - М.: Айриспресс, 2006.
  2. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.:Речь, 2001.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.-М.:Генезис, 2003.
  4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000.
  5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб:Речь, 2001.
  6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. –М.: Генезис, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические минутки в детском саду

Никто не будет оспаривать взаимосвязь психической и физической составляющих нашего организма. Отсутствие физической боли дает человеку основу для позитивного психоэмоционального состояния. В то же вре...

Физкультурные минутки в детском саду

Физкультурные минутки в детском саду Физкультурные минутки – это кратковременные перерывы на занятиях длительностью 1-2минуты для проведения физических упражнений с целью предупреждения уто...

Первые минутки в детском саду

Игры и упражнения с детьми раннего возраста, для успешной адаптпции....

«Минутка» в детском саду по БДД

Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: « Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»...

Минутки в детском саду по ПДД и ОБЖ ( Подготовительная группа)

      Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос:  « Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»...

Психологически минутки в детском саду.

Здесь прдставлены, тексты для релаксации, игры для релаксации и саморегуляции....

Консультация для педагогов "Психологические минутки в детском саду"

Одной из задач по укреплению психического здоровья является создание теплой дружеской атмосферы в группе детей среди сверстников. Широко известен в этом направлении прием по использованию психол...