«Минутка» в детском саду по БДД
учебно-методический материал на тему

Шамрина Нина Николаевна

Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: « Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minutka.docx32.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Минутка» в детском саду по БДД

 

.

 

Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос: « Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»

 

Ребенок каждый день попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Тем более что в детях «сидит» целый «букет» опасных привычек, хотя и естественных в быту – «бытовых». Например: отступать назад; не глядя – пятиться; бросаться за мячом, собакой, бегущим приятелем, забыв посмотреть по сторонам; гладить собаку, кошку; брать незнакомые предметы или знакомые, но чужие; выбегать из-за кустов, углов домов; играть со спичками, электропроводами; разговаривать с незнакомыми людьми на улице

 

и т.п. А если этот букет дополняет отрицательный пример взрослых – родителей, которые, например, знают, как переходить улицу, но идут не по переходу, а как удобнее, быстрее, ведя за руку малыша. И не удивительно, что много детей погибает на улицах города или во время пожара, становятся жертвами преступников.

 

Нужно дать не только детям, но и взрослым – родителям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения; научить как правильно, осознанно действовать в той или иной ситуации. Помочь дошкольникам и объяснить родителям, как овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в общественных местах; развить у детей самостоятельность, умение анализировать свое и чужое поведение.

 

Одной из форм обучения детей и родителей в детском саду и стала « Минутка» в детском саду». Почему «минутка»? Потому что родитель может ознакомиться с её содержанием, в то время когда ребёнок одевается, и поговорить на данную тему по дороге домой. А так как тема «минутки» совпадает с тем, о чём говорилось в группе, то данная информация закрепляется. В «минутках» обращается внимание ребенка на разные поучительные моменты бытовых или дорожных ситуаций. Родители совместно с детьми наблюдают за дорожным движением, поведением детей и взрослых на улице, дома, в гостях, учатся замечать и предвидеть скрытую опасность или ошибки в поведении.

 

Таким образом, ребенок учится правильно, поступать в той или иной ситуации, тренируя навык правильного поведения, доводя его до привычки.

 

« Минутка» в детском саду.

 

Улица

 

Дорогу, которая проходит по городу или населенному пункту, называют улицей. Она имеет проезжую часть, по которой движутся автомобили. Иногда проезжая часть разделяется полосой зеленых насаждений – бульваром на две части, две полосы движения.

 

По краям проезжей части тянуться полоски, покрытые асфальтом, - это тротуары. По ним движутся пешеходыТротуар немного возвышается над проезжей частью; делается это для того, чтобы четко определить границу между проезжей частью и тротуаром.

 

На некоторых улицах, где особенно много пешеходов, тротуар отгораживают от проезжей части металлическими ограждениями – они предупреждают неожиданный выход пешеходов на проезжую часть, что очень опасно. Никто из пешеходов не имеет право перелезать через ограду.

 

Улицы, по проезжей части которых машины идут в двух направлениях: по одной стороне в одном, а по другой – в обратном, называются улицами с двусторонним движением. Улицы, где движение происходит в одном направлении, называют улицами с односторонним движением.

 

Есть улицы, которые идут параллельно друг другу, а есть улицы, которые пересекаются. Место их пересечения называется перекрестком.

 

  • Что такое улица?

 

  • Где должен идти пешеход?

 

  • Можно ли перелазить через металлические ограждения тротуара, чтобы перейти улицу?

 

  • В каком направлении движутся машины по улице с двусторонним движением?

 

  • Как называется место пересечения улиц?

 

« Минутка» в детском саду.

 

Мы – пешеходы

 

Всех людей, которые передвигаются вдоль улицы пешком (к ним же приравниваются лица, ведущие велосипед), называют

 

ПЕШЕХОДАМИ.

 

Больше всего по улицам и дорогам движется пешеходов. Даже водители, когда они выходят из машин, на какое-то время пополняют великую армию пешеходов. На протяжении многих веков пешеходы были предоставлены сами себе, о безопасности их на улицах и дорогах мало кто заботился.

 

Когда же на улицах и дорогах движение увеличилось, появилась необходимость заботиться о безопасности движения пешеходов, установить правила движения для них. Сейчас они введены во всех странах мира, каждый пешеход от мала до велика обязан их знать. Повторите с детьми

 

Основные правила для пешеходов.

 

  • Пешеходы должны двигаться вдоль проезжей части по тротуарам или пешеходным дорожкам.
  • Идти только по правой стороне тротуара.
  • Если вы встретили знакомого, то для того чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.
  • Если вы идете со своими друзьями, то не загораживайте дорогу, выстроившись в шеренгу по 3-4 человека.
  • Когда ждешь перехода, никогда не стой на краю тротуара.
  • Переходить улицу нужно в местах, где есть пешеходная дорожка.
  • Переходить дорогу нужно на зеленый свет светофора, только после того, когда убедился, что машины успели затормозить и остановиться.
  • Не переходить проезжую часть улицы наискосок, а только строго прямо.
  • Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.
  • Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.
  • Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.
  • Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.
  • Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.
  • Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней.
  • Нельзя выходить на дорогу из-за стоящего транспорта или из-за кустов.
  • Нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом.
  • Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

 

  • Как называют людей, идущих вдоль улицы?

 

  • Для кого предназначен тротуар?

 

  • По какой стороне тротуара можно идти? Почему?

 

  • Где пешеходы обязаны переходить улицу? Как?

 

  • Почему нельзя переходить улицу наискосок?

 

  • Где нужно ожидать маршрутный транспорт?

 

  • Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

 

  • Почему нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней?

 

« Минутка» в детском саду.

 

Правила поведения при сезонных изменениях погоды.

 

В пасмурный дождливый день повышается опасность для водителей и пешеходов. В такую погоду водителям плохо видно пешеходов и пешеходам плохо видно, стоит или движется машина.

 

Во время дождя надо быть очень осторожным, так как дорога становится мокрой и скользкой, можно упасть. А машине трудно затормозить. Когда идет дождь поток воды по стеклу машины, забрызганные стекла грязью ухудшают видимость, поэтому водителю плохо видно людей и светофор. Да и зонты, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывает движение и мешает пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.

 

Надо быть очень осторожным!

 

Внимательно осматривать, и не спеша переходить дорогу!

 

  • Почему надо быть особенно осторожным, переходя дорогу в дождь?

 

  • Почему в дождливую погоду водителю плохо видно дорогу и светофор?

 

  • Почему в дождливую погоду водителю трудно затормозить?

 

  • Что мешает пешеходам осматривать дорогу во время дождя?

 

« Минутка» в детском саду.

 

Правила поведения при сезонных изменениях погоды.

 

Внимание! Наступила зима…

 

Выпал снег и все вокруг изменилось. И деревья, и дома, и дороги. Все радуются приходу зимы. Можно поиграть в снежки, слепить снежную бабу, покататься на санках и лыжах.

 

Мороз и солнце – день чудесный! Но…

 

  • Зимой существует опасность получить травму во время гололеда. Поэтому ступать нужно на всю стопу, идя мелкими шагами, не торопясь, ноги слегка расслабить в коленях.

 

  • Дороги стали скользкими, нужно быть осторожными при их переходе – можно упасть.
  • Водителю трудно остановить машину, а при резком торможении ее может занести на тротуар.
  • Когда идет снег поднятые воротники, большие капюшоны, закрывающие лицо, запотевшие очки, глубоко надвинутая шапка, слишком высокий воротник – все это сковывают движение и мешают пешеходам осматривать дорогу. Из-за этого можно не заметить приближающуюся машину.
  • Стекла машин залеплены снегом и водителю плохо видно пешеходов и светофор.
  • Не играй в снежки на тротуарах и проезжей части улицы, дорогах.
  • Не катайся на санках, лыжах и коньках на тротуарах, около дороги или на ней.
  • Не цепляйся за бампер проезжающей мимо машины. От вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

 

 

 

  • Какие меры предосторожности надо соблюдать при гололеде?

 

 

 

  • Почему водителю трудно остановить машину?

 

 

 

  • Где нужно играть, кататься на лыжах и санках?

 

 

 

  • Почему нельзя цепляться за бампер машины?

 

« Минутка» в детском саду.

 

Мы и транспорт

 

Слово «транспорт» ввел в русский язык царь Петр первый. Когда он составлял в 1720 году первый российский Морской устав (правила для военных моряков), то назвал « транспортами» корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным-давно взяли его из латинского, на котором разговаривали древние римляне. Означало оно – «переносить», « перемещать». Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров.

 

Транспорт бывает водный, воздушный, наземный (железнодорожный, автомобильный). Легковые машины, автобусы, грузовики мы каждый день видим на улицах. И не просто видим – мы переходим через дороги, по которым они мчатся, ездим в них. Когда люди едут в транспорте – они называются пассажирами. Повторите с детьми

 

Основные правила для пассажиров.

 

  • Ожидать маршрутный транспорт нужно на специально оборудованных местах – остановках.
  • Когда ждешь транспорт не стой на самом краю тротуара: можно оступиться или зимой поскользнуться и попасть под колесо.
  • Входить в общественный транспорт и выходить из него можно только после полной остановки.
  • При посадке не следует ломиться в дверь. Нужно придерживаться очереди.
  • Входить в транспорт удобнее в заднюю дверь, а выходить из передней.
  • Во время движения двери трогать руками нельзя, пока их не откроет сам водитель.
  • Войдя, не забывай о тех, кто идет после тебя, веди себя корректно и спокойно.
  • Если ты сидишь – уступи место человеку старше тебя. Мальчики всегда уступают место девочкам.
  • Не забывай, что вокруг стоят и сидят пассажиры. Не кричи, разговаривая с другом, не хохочи громко, не размахивай руками, не вставай на сиденье ногами, не жуй мороженое или пирожки – ты можешь запачкать окружающих.
  • Во время движения не вставай с места и не передвигайся по салону автобуса. При резком повороте или внезапной остановке можно упасть и удариться.
  • Не высовывай голову или руку из окна. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную травму.
  • Нельзя разговаривать и отвлекать водителя во время движения.
  • Выйдя из автобуса, нужно дойти до пешеходного перехода и только там переходить улицу.

 

Спросите у детей:

 

  • Какие виды транспорта ты знаешь?

 

  • Почему нельзя стоять на краю тротуара, когда ожидаешь транспорт?

 

  • Где ожидают маршрутный транспорт?

 

  • Можно ли разговаривать с водителем во время движения?

 

  • Разрешено ли ходить по автобусу, когда он едет?

 

  • Почему нельзя становиться ногами на сиденье?

 

  • Можно ли в автобусе громко разговаривать, кричать, махать руками, есть мороженое?

 

  • Можно ли высовываться в окно или выставлять руку?

 

  • Можно ли трогать двери автобуса во время движения?

 

 

 

« Минутка» в детском саду.

 

Перекресток

 

Перекресток – место, где пересекаются улицы. В зависимости от числа пересекающихся улиц и угла их пересечения перекрестки бывают: четырехсторонние ( крестообразные и Х-образные), трехсторонние ( Т-образные и У-образные), многосторонние( от которых отходит более 4-х улиц)

 

Каждый перекресток имеет свои границы; чтобы определить их, необходимо мысленно соединить углы домов, выходящих на перекресток. Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

 

Перекресток, который занимает большую территорию и где пересекаются или берут начало несколько улиц, называется площадью.

 

Перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые, то есть со светофором и без него.

 

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди.

 

Нерегулируемые перекрестки надо переходить под знаком «пешеходный переход» по «зебре», по подземному (наземному) пешеходному переходу.

 

Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пака он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

 

Спросите у детей:

 

  • Как называется место, где пересекаются улицы?
  • Как называется место, где пересекаются и берут начало несколько улиц?
  • Какие бывают перекрестки?
  • Как переходить регулируемый перекресток?
  • Как переходить нерегулируемый перекресток?
  • Кто руководит нерегулируемым перекрестком?
  • На светофоре горит зеленый свет, а регулировщик запрещает переход. Как ты поступишь?

 

« Минутка» в детском саду.

 

Светофор

 

Светофор – лучший друг пешехода. С его помощью дорогу переходить гораздо легче и безопаснее. О том, что означают сигналы светофора, кратко и понятно написал поэт Сергей Михалков:

 

Если свет зажегся красный,

 

Значит, двигаться опасно.

 

Свет зеленый говорит:

 

«Проходите, путь открыт!»

 

Желтый свет – предупрежденье:

 

Жди сигнала для движенья.

 

Бывают светофоры и с одним «глазом» - желтым. Обычно он постоянно мигает. Ставят такие светофоры на тех улицах, где нет очень сильного движения транспорта. Этот светофор предупреждает водителей – здесь пешеходы могут переходить улицу. Правда, сам пешеход должен быть на этом переходе вдвойне осторожен – всякие у нас бывают водители, и не каждый снижает скорость перед таким светофором.

 

В некоторых местах устанавливают и специальные светофоры для пешеходов. Загорается красная стоящая фигурка – стой. Загорелся идущий зеленый человечек – иди.

 

Если на перекрестке вдруг сломался светофор, движением начинает руководить сотрудник ГИБДД – регулировщик. У него в руках полосатый жезл, которым он подает команды. И даже когда светофор загорится, и водители, и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пака он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

 

  • Как называется прибор, регулирующий движение на улице?

 

  • О чем говорит красный сигнал светофора? Желтый? Зеленый?

 

  • Чем опасна дорога, где стоит светофор с одним (желтым) «глазом»?

 

  • Что вы знаете о специальном светофоре для пешеходов?
  • Кто регулирует движение, если светофор не работает?

 

« Минутка» в детском саду

 

Пешеходный переход

 

Пешеходный переход - это дорожная разметка для пешеходов. Его обозначают на асфальте белыми широкими полосками, которые идут поперек дороги. Эти полоски называют «зеброй».

 

Дороги, с интенсивным движением транспорта, нужно переходить по подземному переходу.

 

  • Переходить дорогу надо только по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.
  • Ни в коем случае не переходить улицу на красный свет, даже если кажется, что машин поблизости нет.
  • Когда зажегся зеленый свет, сначала посмотри – все ли машины успели затормозить и остановиться. А потом только переходи улицу.
  • Не выбегай на мостовую – улицу надо переходить спокойно. И лучше это делать вместе с группой других пешеходов.
  • Перед тем как переходить дорогу, нужно посмотреть налево, направо и убедившись, что транспорт достаточно далеко переходить дорогу.
  • Маленьких детей при переходе улицы держат за руку.
  • Двигаться по переходу нужно внимательно, не останавливаясь, не мешая другим пешеходам, придерживаясь правой стороны.
  • Всегда помните, что от вашего поведения на улице зависит не только ваша жизнь, но и безопасность окружающих.

 

  • Где пешеходы должны переходить улицу?
  • Как называется место, где можно переходить улицу?
  • Как нужно двигаться по пешеходному переходу?
  • На какой сигнал светофора надо переходить улицу?
  • Можно ли переходить улицу на красный свет, если рядом нет машин?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические минутки в детском саду

Никто не будет оспаривать взаимосвязь психической и физической составляющих нашего организма. Отсутствие физической боли дает человеку основу для позитивного психоэмоционального состояния. В то же вре...

Физкультурные минутки в детском саду

Физкультурные минутки в детском саду Физкультурные минутки – это кратковременные перерывы на занятиях длительностью 1-2минуты для проведения физических упражнений с целью предупреждения уто...

Первые минутки в детском саду

Игры и упражнения с детьми раннего возраста, для успешной адаптпции....

Минутки в детском саду по ПДД и ОБЖ ( Подготовительная группа)

      Все мы – педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос:  « Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»...

Физкульт минутки в детском саду

Собраны физкульт-минутки для детей начиная со средней группы. можно проводить как и на занятих по физической культуре так и во время образовательной деятельности....

Психологически минутки в детском саду.

Здесь прдставлены, тексты для релаксации, игры для релаксации и саморегуляции....

Физ.минутка в детском саду

Целью проведения физкультминутки, впервую очередь, является желание повысить и сохранить умственную активность и работоспособность детей во время занятий. А также обеспечение ...