Познавательно-исследовательская деятельность как одна из основных культурных практик, осваиваемых дошкольниками в проекте «Все начинается с семени…»
презентация
Цели и задачи проекта
•Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.pptx | 2.99 МБ |
podvod_k_slaydam.docx | 12.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Меняется современный мир, меняются и люди, которые в нём живут и, конечно же, дети. Современные дошкольники намного способнее и любознательнее чем раньше. Поэтому главная цель дошкольного образования на данном этапе - помочь каждому ребёнку раскрыться, создать каждому дошкольнику все условия для реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики.
Культурные практики в детском саду – это апробация новых способов, форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов детей Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир
Цели и задачи проекта Вид проекта: информационно-практико-ориентированный Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль – май) Участники проекта: дети средней группы, родители Актуальные темы: дети средней группы в недостаточной степени обладают знаниями о разнообразии культурных огородных растений, о способах ухода за ними, о степени важности овощей в жизнедеятельности человека. Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Предполагаемый результат: расширить и закрепить знания детей о разнообразии культурных огородных растений, о способах ухода за ними, о их роли в жизни человека. Роль родителей в реализации проекта: оказание помощи в сборе коллекции семян, подготовке почвы и контейнеров для посадки семян, в оформлении клумбы на территории детского сада. Работа с родителями: консультация с целью привлечения детей к участию в садово-огородных работах взрослых не только в течение дачного сезона, но и в оформлении клумбы на территории детского сада. Продукт проектной деятельности: обогащения знаний детей о разнообразии «огородных» культур, создание клумбы на территории детского сада. Презентация: клумба «Краски детства».
Задачи, стоящие перед воспитателем при организации познавательно-исследовательской деятельности. Таким образом, перед воспитателем стоят следующие задачи: - использовать познавательно-исследовательскую деятельность как образующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности); - обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственные, родо-видовые, пространственные и временные отношения); - развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ-рассуждение; - расширять кругозор (в процессе познавательно-исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).
I этап : Подготовительный разработка плана реализации проекта ; подбор методической литературы для реализации проекта ; подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, иллюстраций ; организация развивающей среды в группе.
II этап : Основной 1. НОД «Разные, но важные семечки» 2. НОД «Посадка семян» 3. Беседа «Зачем нам нужны растения?» 4. Опытно – экспериментальная деятельность 5. Консультации для родителей «Во саду ли, в огороде…», «Маленькие исследователи» Чтение художественной литературы: сказки «Вершки и корешки», А.Лопатина «Почему у Земли платье зеленое», «История одной елочки»; стихотворение: В.Рождественский «Одуванчик»
Передача ребенку средств и способов деятельности возможна через: наблюдение за старшими; непосредственное включение в их деятельность; через специальное обучение отдельным элементам деятельности. Вид деятельности выбирался с учётом доступности и понятности детям, сюжетная основа может быть разнообразной
Партнёрство со взрослым и сверстникам обогащает память, активизирует мыслительные процессы, становится стимулом личностного развития ребёнка
Технология «Ситуация» помогает педагогу создать такой момент, когда ребенок захочет сам чему-нибудь научиться, узнать или сделать. Она помогает настроить ребенка на самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт различных действий.
Нет универсального способа привлечь ребёнка к экспериментированию, в каждой конкретной ситуации нужно исходить из имеющегося у ребёнка опыта и степени самостоятельности Задача педагога поддерживать интерес детей, напоминать о необходимости работать дружно
На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы, излюбленные занятия, обогащается опыт общения со взрослыми и сверстниками, приобретается собственный, нравственный и эмоциональный опыт
III этап – Заключительный. Оформление клумбы на территории детского сада «Краски детства» (совместная работа с детьми и родителями на территории детского сада). Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми должна вдвойне мотивировать ребенка: с одной стороны – подражание значимому взрослому, с другой – стремление делать то, что интересно.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подвод к слайдам
Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Использование культурных практик способствует организации конструктивного взаимодействия детей в групповой деятельности, что помогает развитию гармоничного социального поведения.
Культурные практики – это ситуативное самостоятельное, начинаемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах и сообществах. И от того, какой будет у ребенка характер деятельности, зависит, какой опыт приобретет ребенок – позитивный – сопереживания, дружбы, помощи, заботы или негативный – недовольство, обиды, протеста.
Для лучшего усвоения материала, необходимо использовать виды деятельности, доступные детям и познавательно-исследовательская деятельность – один из них.
Мы исходим из того, что увлекательный сюжет сделает занятия для детей более интересными, привлечет их внимание к поставленной проблеме.
В работе мы широко использовали игры – поручения, которые побуждают к действиям определенного характера – положить, полить, достать, рассмотреть.
Также в практику ввели игры – предположения: «Что бы было если бы – семена не проросли, вовремя не полили, не было света».
Очень помогает активизировать познавательно-исследовательскую деятельность технология «Ситуация». В специально созданных моментах ребенок получает возможность не только научиться чему-либо, но и использовать накопленный опыт и проявить самостоятельность.
Наш проект «Все начинается с семени» не только расширил кругозор детей и обогатил их новыми знаниями, но и дал возможность попробовать себя в роли растениеводов. Привлечение к проекту родителей дало возможность детям и дома применить полученные знания и умения при поддержке взрослых. Эта работа нашла отражение в фотовыставке «Маленький помощник».
Дети загорелись идеей вырастить не только цветы, но и овощи. Ждем проект «Мини – огород».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Всё начинается с семени"
проект отражает работу по экологии в старшей группе...
Программа инновационной деятельности по теме "Театрализованная деятельность как культурная практика современного дошкольника"
Программа для педагогов ДОО, осуществляющих инновационную деятельность...
Культурная практика «Игромастер» в рамках проекта «Народные промыслы наших сельчан»
Культурная практика «Игромастер» в рамках проекта «Народные промыслы наших сельчан» Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной кул...
Проект по познавательно-исследовательской,экспериментальной деятельности с дошкольниками
Участники проекта: воспитанники 2 младшей группы, воспитатель, родители.Детское экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности.- наблюдение- развитие речи- продуктивно-творческая д...
Проект "Все начинается с семени" 2018 г.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Все начинается с семени»...
«Коллекционирование как форма культурных практик современного дошкольника»
laquo;Коллекционирование как форма культурных практик современного дошкольника»...
«Организация культурных практик старших дошкольников на экологической тропе»
Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.Задачи:Развитие познавательного интереса к миру природы.Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ...