Мастер-класс «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»
методическая разработка
«Суть человеческой игры - в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир».
Игра – это, прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Игра обычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребёнку о нём самом педагогу. В игре всё как будто «понарошку». Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Сами того не осознавая, дети играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»
«Суть человеческой игры - в способности отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир».
Игра – это, прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Игра обычно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и многое «рассказывает» ребёнку о нём самом педагогу. В игре всё как будто «понарошку». Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов. Они развивают внимание, зрительную память, слух, обоняние, что даёт возможность полнее воспринимать окружающий мир природы. Сами того не осознавая, дети играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вам игру-викторину «Знатоки природы».
_ Я предлагаю вам принять на себя роль детей.
Итак, мы начинаем! (Звучит музыка из программы «Что?», «Где?», «Когда?»)
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра.
Весна нам дарит звонкий праздник.
И главный гость на нём – игра.
Она наш друг – большой и умный,
Не даст скучать и унывать
Затеем спор, весёлый, шумный,
Поможет новое узнать.
1.Загадка
Он, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой
Снимет шубу с плеч долой.
( Лес)
- И сейчас мы с вами отправимся в удивительный мир – мир леса, где встретимся с красивой природой и разными обитателями леса.
2. Запись музыки «Пение птиц»
Игра «Поломанные слова»
- Названия зимующих птиц мы узнаем после того, когда исправим «поломанные слова» ( конверты со словами: синица, дятел, снегирь, сорока, ворона)
3. – Вы знаете, что каждая птица издаёт свой звук: воробей чирикает, ворона каркает и т.д.
- А, между прочим, каркают не только вороны, есть и слова каркающие. Знаете такие? Ну, например, слово
КАРАБАС
- А вот отгадайте, какие рыбы каркают? Это речные рыбки. Одна небольшая, а другие и того меньше (карась, пескарь, карп).
КАР, КАР, КАР
- А какой овощ, со съедобными клубнями, тоже каркает? (картофель)
КАР
– Я думаю, вы согласитесь со мной, что лес, это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом и не могут жить друг без друга.
4. Составление пищевых цепочек
Лист – гусеница колосок – мышь дерево – личинка жука
Гусеница – синица личинка жука – дятел синица – сокол
- Все звери необходимы в природе, т.е. являются друг другу питанием и необходимым образом жизни (охотятся, дружно соседствуют, помогают совместному существованию)
5. – Внимание, чёрный ящик. Послушайте следующее задание.
Мы получили лесную газету, но почему то животные забыли под ней подписаться
1.Вы загадки отгадайте, про кого скажу, узнайте
Тому, кто найдёт мой хвост,
Оставьте его себе на память
Я успешно выращу новый (Ящерица)
2. Из птенцов за короткое время
Сделаю птиц высокого полёта
Прошу учесть, что занятия провожу ночью (Сова)
3. Добрым, но одиноким птицам помогу обрести семейное счастье
Высиживайте моих птенцов, материнских чувств никогда не испытывала
И испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни (Кукушка)
6. «Из какой мы сказки?»
Птицы – это не только обитатели леса, но и источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Вам нужно ответить на следующие вопросы:
1.а) С кем путешествовал Нильс? ( С дикими гусями; С. Лагерлёфт «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
б) С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
в) В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители)»
2. а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
б) В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
в) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
3. а) У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
б) Какая птица, когда стучались в дверь, спрашивала: «Кто там?» (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
В) Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!» (Каркуша).
7. «Пословица, недаром молвится!»
В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы их заканчивать.
- На чужой сторонушке…(рад своей воронушке).
- Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
- У каждой птицы… (своя песня).
- Одна ласточка…(весны не делает).
- Цыплят по осени… (считают).
- Слово не воробей…(вылетит не поймаешь).
- Рано пташечка запела…(как бы кошечка не съела).
- Соловей месяц поёт, а ворона…(круглый год каркает).
- Старого воробья… (на мякине не проведёшь).
- Всякий кулик… (своё болото хвалит).
- Глупа та птица…( которой своё гнездо не мило).
- Гусь свинье…( не товарищ).
8 «Найди сходство»
- В этом задании необходимо найти такую отличительную черту птицы, которая сближает её с объектом, указанном в вопросе.
1. Что общего между сорокой и ювелиром? ( Оба любят блестящие вещи).
2. Что общего между иволгой и кошкой? (Крик иволги похож на крик кошки).
3. Что общего между голубями и конфетами? (Птичье молоко).
9. Игра «Лесные Айболиты»
- Какой цветок лечит сердце? (ландыш)
- Какое растение богато витамином С? (шиповник)
- Какое растение лечит ссадины и раны? (подорожник)
- Какое лекарственное растение определяют даже незрячие люди? (крапива).
- «Белая корзинка, золотое донце» используют для полоскания горла при ангине. Что это? (ромашка)
- Назовите травянистые растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды ? Брусника, клюква, липа – при высокой температуре, ангине. (после каждого ответа вывешиваются картинки названных растений)
10 Блиц-вопросы.
Отвечаем быстро.
- Кто на себе носит дом? (Удитка)
- Не птичка, а с крыльями? (Бабочка)
- У какого зверя куст на голове? (Лось)
- Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? (Бабочки совершают перелёты к местам зимовок, другие пережидают неблагоприятный период в стадии куколок, спрятавшись в почву (Майский жук).
- Перечислите хвойные деревья? ( сосна, ель, кедр, лиственница, пихта).
- Какие животные впадают в спячку? ( барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк).
- Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка).
- Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (кукушка).
- Какую птицу называют лесным доктором? (дятла)
- Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций помогает выработать у детей основы экологических навыков. Закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Рыбе нужна вода, птице нужен воздух, животным нужен лес, степи, горы, а человеку нужна – природа. И охранять природу – значит охранять Родину!
Берегите, любите и охраняйте природу!
А закончить нашу игру я хочу словами замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни!»
Уважаемые коллеги! Большое спасибо за активное участие в мастер-классе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ИГРА, КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
Игра как метод экологического воспитания дошкольников
Доклад-презентация на педагогическом совете "Игра как метод экологического воспитания дошкольников"....
Игра, как метод экологического воспитания дошкольников
Сегодняшнее состояние окружающей среды является следствием варварского подхода к использованию природных ресурсов за прошедшее столетие. Нельзя просто научить человека любить природу, эти знания ...
Мастер - класс "Лэпбук как современное средство экологического воспитания дошкольников"
Данный мастер - класс познакомит вас с поэтапным изготовлением лэпбука по теме "Осень"....
Мастер-класс «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - сл...
Статья на тему: «Игра – как метод экологического воспитания дошкольников»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...
Игра как метод экологического воспитания дошкольников
Нечего не может быть интереснее для ребенка, чем игра. В игре ребенок обучается, развивается, взаимодействует. А игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания при...