Статья на тему: "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа)

Фирсова Екатерина Сергеевна

Статья: "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

     Основной задачей, стоящей перед дошкольным учреждением, является задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

     Хорошая речь – главное условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной  и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.

     Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний, мыслей, общение с взрослыми и сверстниками – все это активно вводит ребенка в жизнь, обогащает мышление, способствует интеллектуальному развитию и формированию гармонически развитой личности. Но речь человека не является чем-то врожденным, она возникает и формируется в ранние годы. Интеллект и речь отличают человека от животных. Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется в дальнейшем не просто потому, что организм растет, а лишь при условии овладения этим человеком речью. Если взрослые начинают правильно учить ребенка говорить еще с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность мыслить. Речь и мышление взаимосвязаны между собой и взаимообуславливают друг друга. Речь развивается в процессе подражания. Подражание у человека – это безусловный рефлекс, т.е. врожденное умение, которому не учатся, с которым рождаются.

     Развитие фонематического слуха является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика формирования фонематического слуха  является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.

      Дети, которые хорошо слышат звуки и имеют при этом достаточно подвижный артикуляционный аппарат, не испытывают трудностей в овладении грамотой и быстро начинают читать. Чтобы занятия были для детей интересными, необходимо  брать за основу речевые игры со словом, которые активизируют речь детей и мышление, речевые игры и игровые упражнения, на развитие фонематического слуха, изготовить пособия на развитие мелкой моторики.

Особое внимание важно уделять  артикуляции гласных и согласных звуков, проводить артикуляционную гимнастику. Важно вести большую индивидуальную работу с детьми, у которых звук отсутствует – по вызыванию звука; с детьми, у которых есть звук или он неустойчивый – на закрепление произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Статья по теме "Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах изобразительной деятельности"

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  в различных видах изобразительной деятельности и создание развивающей среды в логопедической группе для обе...

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»

Статья на тему: «Развитие зрительно-моторной координации у детей у детей старшего дошкольного возраста со зрительной депривацией»...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...

Конспект занятия в старшей группе « Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста».

Цель: создание и обеспечение необходимых условий для развития фонематического слуха у  старшего дошкольного возраст. Задачи: -    Научить через  музыкальные игры  эл...