Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Карпова Татьяна Николаевна

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли  за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над  воспитанием  души своего ребёнка, над развитием  нравственных  и духовных качеств маленького человека.  Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dn_vospitanie_doshkolnikov.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Карпова Т.Н.

воспитатель ГБДО Детский сад № 15

 Красногвардейского района

г. Санкт Петербурга

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

 

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - экономические и политические изменения в нашей стране повлекли  за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.   Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.  Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над  воспитанием  души своего ребёнка, над развитием  нравственных  и духовных качеств маленького человека.  Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования  духовно-нравственное воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения.  Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  дошкольного образования.  

В методологическую основу разработки и реализации  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,  общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»      

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого  человека к миру и его проявлениям во  всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и  к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками,  даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город)  и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это  любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ,  и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников  с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.  
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…»  В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.  Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор  вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. В ходе ознакомления  в детском саду  детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками  происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Одним из  жанров, влияющим на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки.  Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.  Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора,  и,  конечно же, побуждают  ребенка найти выход из  данной ситуации. В пословицах и поговорках в  краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимает восхищение мастерством человеческих рук, уважительное отношение к труду и людям труда. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного воспитания и развития детей. 

Важную  роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают  национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и  семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей.  Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других  близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах  из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю  необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей. 

Задача,  стоящая перед педагогом  из огромного количества впечатлений, который получает ребенок,  отобрать, наиболее доступные ему: о природе и о мире животных дома (детского сада, родного края); о труде людей, традициях, общественных событиях и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать и любить. Воспитатель должен продумать, что  и как целесообразнее показать и рассказать детям, что необходимо особо выделить, что является  наиболее характерным для данной местности или данного края.

 Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно- нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОСЦель: воспитание духовно – нравственной личности ребенка содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закре...