Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки
консультация (младшая группа)

Гришина Татьяна Михайловна

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки

 

    Духовно–нравственное воспитание –это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека. Целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

   Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

    Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе. Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать.

    Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО. Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

   Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

    Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

   Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. С целью формирования культурно–толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

    Итак, народная сказка играет большую роль в нравственно-духовном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки и пр. Она важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

 «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Гришина Т.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки

    Духовно–нравственное воспитание –это система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека. Целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определённых привычек и правил поведения, в основе которых гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость, порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь, представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе, которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех людей.

   Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

    Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3 лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших представлений о нормах и правилах поведения в обществе. Дети не умеют приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и порвать.

    Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в соответствии с ФГОС ДО. Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

   Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, православная культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из них.

    Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве " или "В те далекие времена, когда животные умели разговаривать ", и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

   Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. С целью формирования культурно–толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила. Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию к ближним.

    Итак, народная сказка играет большую роль в нравственно-духовном воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка, раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника, превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки и пр. Она важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки и т. д.

Консультация

 «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»

Воспитатель: Гришина Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами сказки.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, пра...

Формирование духовно-нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района - детский сад «Алёнушка»       Доклад«Формирование духовно-нравст...

Детско- родительский проект «Фольклор как средство формирования духовно-нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста»

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, п...

Проект " Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для исследования русской народной культуры, быта и декоративно – прикладного творчества русского народа

Проект«Воспитание духовно – нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста через создание русской избы для  исследования русской народной культуры, быта и декоративн...