«Технология ТРИЗ в развитии детей»
учебно-методический материал
Выступление на окружном методическом объединении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Технология ТРИЗ в развитии детей» | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд.
Как сказал Максим Горький: «Игра – путь к познанию мира, в котором дети живут и который призваны изменить».
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, через неё дети отражают полученные знания, впечатления. Игра способствует развитию творческого воображения, фантазии. Принимая на себя игровую роль, ребёнок вступает в процесс общения со сверстниками. В игре проявляется потребность ребёнка в общении. Дети учатся самостоятельно продумывать атрибуты необходимые им для организации игры. Игра побуждает детей знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Иногда играя дети сами того не понимают, что уже происходит образовательный процесс, именно поэтому современным педагогам крайне важно владеть технологиями и методиками, которые станут основой развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений со сверстниками и взрослыми.
Меня очень заинтересовала технология ТРИЗ, так как она способствует развитию у детей творческой и мыслительной активности, воспитывает детей выдумщиков, детей способных найти нестандартные решения в проблемных ситуациях. Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми методами данной технологии, которые я использую с младшей группы.
Что же означает сам термин «ТРИЗ».
2 слайд.
ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач.
Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ — это максимальный акцент на самостоятельность работы воспитанников, минимум прямой помощи от воспитателя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.
3 слайд.
Технология ТРИЗ включает в себя такие методы, как
- мозговой штурм
- синектика
- метод системного оператора
- морфологический анализ
- метод фокальных объектов
4 слайд.
Метод «Синектика». Автор этого метода Уильям Гордон.
Цель метода: развитие умения мыслить нестандартно, видеть необычное в привычных вещах, смотреть на мир под разными углами и учитывать те условия, которые указываются в задании; воспитание уважения к мнениям и взглядам других людей, способности понимать и принимать их.
Этот метод тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов».
5 слайд.
Достоинствами метода являются огромные возможности для развития фантазии, воображения и получения оригинальных решений творческих задач, уменьшается инерция мышления человека. Я начала вводить этот метод с игры «Теремок».
Цель игры: формирование умения выявлять функции объекта.
Дети получают картинки, на которых изображены разные предметы.
Например: красное платье, помидор, красное яблоко, красный воздушный шарик, красная смородина, огурец, мячик и др.
Воспитатель предлагает «войти в теремок».
Всем предметам, которые имеют красный цвет.
Всем предметам, которые по форме похожи на шарик.
Всем овощам;
Всей посуде;
Всему что можно есть.
Когда дети освоили это, воспитатель выдает детям картинки и приглашает войти картинки с определенными предметами и просит сказать, что их объединяет.
6 слайд.
Также я использую игру «Чудесная ромашка».
Цель игры: формировать умения работы с именами признаков объектов и значением этих признаков, стимулирование формирования самостоятельного познания ребенка, обогащать словарный запас детей, развивать познавательный интерес, умение классифицировать объекты по разным признакам.
С одной стороны все лепестки белого цвета, а с другой все лепестки разноцветные. В середину ромашки с белыми лепестками кладется карточка с признаками объектов, кладется задание, например - карточка "цвета" и педагог дает задание "найти все предметы красного цвета и положить их на лепесточки". Также можно с карточкой "форма" тогда нужно найти предметы заданной формы.
7 слайд.
Также в своей работе, я начала вводить метод «Мозговой штурм». Автор этого метода Алекс Осборн.
Цель метода: учить детей смело высказывать свои идеи "на людях"; закреплять умение детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.
Это наиболее известный метод, позволяющий снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. У этого метода много общего с обычной беседой, но есть и отличия:
- обсуждаются ситуации, из которых, на первый взгляд, нет реального выхода;
- каждый участник должен предложить свой вариант решения проблемы;
- принимаются самые абсурдные идеи, исключаются критика и оценки «правильно», «неправильно»;
- из множества идей выбирается одна и обсуждается более детально;
- результаты обсуждения приводят к продуктивной деятельности: рисование, коллаж, сочинение сказки, составление схемы.
8 слайд.
В младшей группе используется упрощенный вариант этого метода, применяя игру «Сказочный Паровоз».
Цель игры: учить выстраивать линию развития сюжета знакомой сказки, развивать логическое мышление, делать не сложные умозаключения, способствовать речевому развитию ребенка.
Воспитатель рассказывает детям о том, гномик Вася очень любит читать и рассматривать книги, но у него все картинки и сказки перепутались и он просит помощи у ребят. Дети получают карточки - вагончики с изображением сюжета знакомой сказки (например: «Колобок», «Муха Цокотуха», «Гуси-лебеди»).
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть карточки – вагончики, назвать сказку и начать выполнять задание.
Дети выстраивают в нужной последовательности сказочный паровоз.
Как усложнение можно перемешать сразу несколько карточек с разными сказками, каждый ребенок отбирает все карточки к одной определенной сказке среди всех остальных.
Более старшим детям, когда они выстроили последовательность, можно попросить представить и рассказать, что было бы, если убрать одного героя из сказки.
9 слайд.
Также с детьми младшего дошкольного возраста можно проводить игру «Расставь по порядку».
Цель: формировать понимание относительности размера; систематизировать знания детей о размерах животных, развивать мыслительную деятельность детей, речь.
Воспитатель показывает детям 5-6 карточек с изображением разных животных (например, мышка, кошка, собака, конь, слон), их нужно расставить по росту, начиная с самого маленького.
После этого начинается обсуждение каждой карточки. Например, кошка -
большая или маленькая? Для кого большая? Для кого маленькая?
При анализе ситуаций «Для кого собака большая?», «Для кого слон маленький?» дети используют знания из личного опыта.
Так же этот метод можно использовать при знакомстве с окружающим миром, выстраивая цепочки последовательности. Например: гусеница – кокон – бабочка; яйцо – цыпленок – курица.
10 слайд.
«Круги Луллия». Автор Раймонд Луллия.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Это игровой метод, направленный на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. На один стержень нанизаны кольца разного диаметра, разделенные на сектора. Каждый сектор имеет свой рисунок. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок, раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.
11 слайд.
В своей практике я использую пособие с двумя кругами по 10 секторов на каждом липучка для сменных картинок, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр.
12 слайд.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
- На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний;
- На развитие воображения, фантазии и творчества.
В младшей группе начинают с игры «Мамы и детеныши».
Цель игры: учить ребенка различать взрослых животных и их детенышей, закреплять понятия об образе жизни животных, о пользе домашних животных.
Используя этот метод можно выполнять реальное задание и фантастическое.
Реальное задание заключается в том, что детям необходимо найти детенышу маму.
Фантастическое задание заключается в том, что дети придумывают и говорят, каким образом мама собачка будет ухаживать за одиноким цыпленком (кормить, согревать, гулять и т.д.).
13 слайд.
Так же сменяя картинки с детьми младшего возраста можно играть в такие игры как: «Подбери по цвету», «На что похожа фигура», «Чей след?», «Чья тень?», «Чем питается?».
14 слайд.
Вывод: при использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей. Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями.
Эта технология развивает такие нравственные качества как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей
Выступление на педагогическом совете. Раскрываются задачи по развитию воображения детей дошкольного возраста в изодеятельности. Предлагается один из путей развития воображения через использовани...
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ведущие психологи (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Г.И. Минская, Н.Н. Поддъяков) считают, что мышление дошкольников отличает следующее:- тесное взаимодействие трех форм мышления (наглядно-действенного, ...
Роль технологии ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста
Как максимально увеличить эффективность основной образовательной программы? Автор статьи раскрывает положительные стороны ТРИЗ....
Мастер-класс для родителей логопедической группы «Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей»
В материале изложена краткая информация для родителей об элементах технологии ТРИЗ в работе учителя-логопеда по коррекции системного нарушения речи. Представлен Мастер-класс по обучению составле...
Технология ТРИЗ в развитии речи детей.
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление; ...
Мастер-класс для педагогов ДОУ "Использование технологии ТРИЗ в развитии речи детей младшего и среднего дошкольного возраста"
Материал на основе которого была проведена стажерская площадка для педагогов ДОУ...
Технология ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста.
Знакомство педагогов с технологией ТРИЗ(Обмен опытом)...