Роль технологии ТРИЗ в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста
консультация по рисованию (подготовительная группа) на тему

Коврижных Ольга Алексеевна

Как максимально увеличить эффективность основной образовательной программы? Автор статьи раскрывает положительные стороны ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТРИЗ35.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               

Роль технологии ТРИЗ в развитии

художественного творчества детей дошкольного возраста

«Перед нашим государством, школой, воспитателями вырастает задача чрезвычайной важности, добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто ещё только должен  родиться, вырастить  не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческих подход  к любому делу, за которое бы он не взялся.  

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Положительные стороны ТРИЗ

  • Развивает уверенность в своих силах.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия.       чувство фактурности и объёмности.
  • Развивает мелкую моторику рук.
  • Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
  • Способствует снятию детских страхов.
  • Развивает пространственное мышление.
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Учит детей работать с разнообразным материалом.  

                М.Горький писал:

Человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе,  стремится вносить в свою жизнь красоту, красивые вещи воспитывают воображение людей и уважение к их труду.»

                     Г. С. Альтшуллер

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.

Задачи:

  • Разбудить фантазию, воображение ребёнка.
  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • Научить передавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники.

Использование методов и приёмов

  • Метод наглядности: Рассматривание иллюстраций, альбомов, показ видеофильмов и.т.д.
  • Словесный: Использование художественного слова, беседа, указание, пояснение.
  • Практический: Самостоятельное выполнение детьми рисунков  в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображений.
  • Эвристический метод:  Развитие находчивости и активности.
  • Частично – поисковый: Стимулирует активность детей за счёт включения проблемной ситуации в ход занятия.

Принципы построения развивающей среды.

  • Принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности.
  • Принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному».
  • Принцип развивающего характера художественного образования.
  • Принцип  природосообразности : постановка задач художественно- творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение с опорой на интересы детей.
  • Личностно-ориентированного подхода  к каждому ребёнку;
  •  Активности, контролируемости,  индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному.

«Один рисунок стоит тысячи слов» - Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею детской  изодеятельности.

Условия развития детского     изобразительного творчества

*Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье.

*Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.

*Обязательно учитывать индивидуальные особенности, темперамент и характер ребёнка.

*Комплексное системное использование методов и приемов

Виды нетрадиционных техник

 -Печатание      листиком

-Рисование китайской капустой

-Монотипие

-Рисование ладошкой

-Смешивание красок

-Кляксография

-Граттаж

-Волшебные ладошки

-Набрызг

Нам по плечу любое дело,

Мы на клочке бумаги белой

И если только захотим

вам в красках мир изобразим!

Главное то, что ТРИЗ играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Таким образом, новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, возможность выбора и ещё многие другие факторы, вот, что помогает не допустить в детскую изобразительную однообразия и скуку, обеспечивает живость, непосредственность детского восприятия и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятель­ность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельно­сти, что ...

Технология ТРИЗ в развитии художественного творчества детей

Выступление на педагогическом совете.  Раскрываются задачи по развитию воображения детей дошкольного возраста в изодеятельности. Предлагается один из путей развития воображения через использовани...

"Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

В данной презентации раскрыты некоторые виды нетрадиционных техник рисования. А так же собственный опыт по применению этих техник....

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста.

Готовить ребенка к жизни – это, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в деятельности своих дарований и способностей. Творчество – это самовыражение ...

Инновационные технологии в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста

Инновационные технологии в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста  В изобразительном искусстве под инновационными методами понимается совокупность специальных навыков, спо...