Особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, условия его формирования
методическая разработка

Суркова Дарья Сергеевна

Представление опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnyy_interes.doc62 КБ

Предварительный просмотр:


Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        «Детский сад № 24 «Радость»

(МБДОУ «Детский сад № 24 «Радость»)

Выступление на педагогическом совете Тема: «Особенности развития познавательного интереса детей дошкольного возраста, условия его формирования»

Подготовил педагог – психолог

Суркова Дарья Сергеевна

г. Нижний Новгород

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Познавательный интерес – необходимое образование личности, ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Он имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические  процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи ребенка с миром, выраженные в отношениях. Условно выделяют последовательные стадии его развития: любопытство (элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной  предмета, который может и не иметь для ребенка особого значения, ребенок заинтересован тем или иным предметом, но еще не заметно стремление к познанию сущности объектов), любознательность (стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания; дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникающие вопросы), познавательный интерес (у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но и появляется стремление самостоятельно их решать; в центре внимания детей уже не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить, т.е.дети сами ищут причину), теоретический интерес (захватывает уже непосредственно школьный возраст). И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными. Психологи экспериментально исследовали, что уровень развития познавательной сферы определяет характер взаимодействия с природными объектами и отношения к ним. То есть, например, чем выше уровень знаний детей о природе, тем больше они проявляют познавательный интерес к ней, ориентируясь на состояние и благополучия самого объекта, а не оценивание его взрослыми.  Так же можно подчеркнуть, что для развития ребенка очень важен вид деятельности, в которой знания приобретались. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как  поиск знаний,  приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе  взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Итак, стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес.

НО интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

I. Подготовка почвы для интереса:

а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;

б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей познавательной направленности.

II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком. (эффективным средством повышения познавательной активности у дошкольников является использование ситуативного познавательного интереса, т.е. интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности, действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно, он удивлен. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его занятиях всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность дошкольников)

III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Педагогические условия, направленные на формирование познавательного интереса:

- «погружение» детей в процесс познания мира посредством разнообразных дидактических средств;

- вариативность использования методов и приемов активизации интереса и изменения стратегии содержательного общения педагога с детьми;

- включение детей в активный поиск и освоение новой информации посредством обогащения опыта исследовательской деятельности, развитие умения ставить познавательные вопросы, выделять противоречия и проблемы, выдвигать и достигать успехов в их разрешении;

- единство и взаимообусловленность развития интереса, обогащение представлений, совершенствования познавательных умений и способностей;

- определение направлений согласования стихийного и целенаправленного формируемого познавательного опыта;

- отбор целесообразного доступного и интересного для современных дошкольников содержания для решения образовательных задач;

- развитие в единстве когнитивных, эмоциональных, волевых и творческих компонентов интереса;

- соблюдение соотношения нового и уже известного в процессе образовательной деятельности.


ДИАГНОСТИКА:

Наблюдение

Необходимо понаблюдать за ребенком в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у ребенка познавательные интересы. При этом обратить внимание следует на:

- задает ли ребенок вопросы, и главное каково их содержание и количество;

- стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к телевизионным и радиопередачам и т. д.);

- рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;

- участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);

- отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);

- способен ли к длительному сосредоточению внимания, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникающие трудности;

- свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса.

Для диагностики познавательного интереса можно брать анкету «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

Анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича)

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается  в уголке  познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше  баллов – потребность выражена слабо.

Формирование познавательных интересов и активности личности - процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"

Тема по самообразованию: "Развитие познавательного интереса  детей дошкольного возраста дошкольников через использование мультимедийных презентаций в работе с детьми в СРЦН"...

«Игры для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Программа  дошкольного образовательного учреждения направлена на физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом большое внимание обращается на развитие ин...